Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты

БОРИС ТОКАРЕВ:

«ВСЕ УВИДЕЛИ, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ»...

 

 

 

Родился 20 августа 1947 года в селе Киселево Калужской области.

Окончил актерский (1969, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) и режиссерский (1977, мастерская С. Герасимова) факультеты Всесоюзного государственного института кинематографии.

В 1960-1961 играл на сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, в 1969-1970 - на сцене ЦТСА.

В кино - с 1959 года.

Художественный руководитель экспериментального молодежного творческого объединения «Дебют».

Лауреат Государственной премии РСФСР (1975) и премии Ленинского комсомола (1978) за актерские работы.

Главный приз на ВКФ «Молодость» (1978, за фильм «Ангел мой»).

Приз «За самый удачный дебют» на КФ «Дебют» в Свердловске (1983, за фильм «Нас венчали не в церкви»).

Играл в фильмах «Два капитана», «Сто дней после детства», «А зори здесь тихие», «Горячий снег», «Президент и его женщина».

С женой Людмилой Гладунко он познакомился на съемках фильма “Где ты теперь, Максим?” (режиссер Эдик Кеосаян) в 1964 году.

Поставил фильмы «Ангел мой», «Нас венчали не в церкви», «Отшельник», «Площадь Восстания», «Ночной экипаж».

Заслуженный артист РСФСР (1976).

Вице-президент гильдии киноактеров России.

 

Евгений Гаврилов:Борис Васильевич, несколько  слов о ваших последних работах.

Борис Токарев: – Сейчас мы начинаем снимать картину по сценарию Людмилы Гладунко «Для начинающих любить». Это будет авторское кино, режиссёр тоже она. Картина, можно сказать, в традициях лучшего советского кино. В ней нет никаких стрелялок, пулялок, детектива. Это психологически тонкая картина, связанная с событиями 1993 года, когда каждый из нас решал, что делать дальше. Когда вся страна была на переломе. И это было в каждом человеке.

В этой картине у меня дебют. Я 100% работаю только продюсером на студии «Дебют», которая давно мной руководима. В этой картине Людмила Михайловна – полностью режиссёр-постановщик и автор сценария. Это её самостоятельная картина, и поэтому в этом смысле её тоже можно считать полноценным дебютом. Оператор-постановщик – Сергей Бледнов – это тоже его первая полнометражная картина. До этого он снимал только сериалы, клипы. Так что у нас много дебютантов.

Из последних проектов мы только что закончили полнометражную картину, игровой художественный фильм «Дистанция». Сейчас идёт перезапись. Здесь мы вместе с Людмилой Гладунко режиссеры и постановщики. Автор сценария – Николай Лырчиков и Людмила Гладунко. Картина спортивная. В основе лежит судьба нашей олимпийской чемпионки Светланы Мастерковой.

Она у нас девушка сибирская, из Ачинска. Картина, как мне кажется, представляет большой интерес. Там есть драматургия, серьёзные события, связанные с Олимпийскими играми. Это огромная спортивная картина, где мы должны были снимать практически две Олимпиады в игровом кино. Главные роли играют Ольга Погодина, Анастасия Савосина, Татьяна Догилева и я, Борис Токарев.

 

– «Для начинающих любить» будет более социологический или политический фильм?

– Ни то, ни другое. Это история человека, который просто решает, как ему дальше жить. Каждый из нас в 1993 году, когда все эти события произошли, перевороты и так далее, это решал. Мы должны понимать, что будет с нами дальше происходить. Это тонкая психологическая драма.

 

– Какие задачи вы ставите перед собой как режиссёр и как гражданин перед тем, как приступить к новому телевизионному или кинопроекту?

  Самая главная задача любого фильма, чтобы он был интересен. Второе – всегда есть личное отношение к тому, что ты делаешь. Кино – это субъективная вещь. Мне очень важно, как художник смотрит на то или иное событие. Последний сериал, который мы с Людмилой снимали – это гигантская картина, которая посвящена всем событиям двадцатого века. Это игровое, а не документальное кино. Сериал, который и сериалом трудно назвать. Скорее, это многосерийный кинофильм.

Это роман, история семьи за целый век. Начинается в 1900 и заканчивается в 2000. И в истории этой семьи, как в капле воды, отражается судьба всей страны и каждого человека в отдельности, потому что там есть события и революции, и Гражданской войны. И 1937 год, и Великая Отечественная война. И все послевоенные истории, и 50-е годы и т.д.

Это на самом деле огромный телероман, в котором только героев 127 человек. Картину мы осилили, и, надеюсь, она скоро появится на телевидении. Первые 12 серий были уже показаны в прошлом году каналом ТВЦ. Надеюсь, что сейчас зрители увидят картину целиком, потому что было много вопросов, дискуссий. Картина вызвала очень живой интерес.

Это «Моя Пречистенка». Видите, уже в самом названии есть очень субъективная вещь. Она моя. Моя Пречистенка. Это очень субъективный взгляд на события. Как и вообще любое художественное произведение.

 

– Какая главная трудность стоит перед художником при освещении событий истории?

– Главная трудность заключается в том, чтобы прежде всего воссоздать те события, которые ты снимаешь. Потому что сегодня эти места очень трудно найти. Тем более, это всё происходит у нас в Москве. И всё-таки мы нашли выход из положения. Причём здесь не использовалась компьютерная графика, мы нашли подлинные «живые» места в старой Москве. Для нас это было важно.

Должен сказать, что Москва и московское правительство нам помогали в этом проекте. Фильм был сделан по заказу московского правительства. И мы благодарны и Москве и Юрию Михайловичу Лужкову за то, что они так отнеслись к этому проекту. Я считаю, что это истинно московский проект, но при этом в нём есть судьба каждого из нас. Всё, что переживала страна, переживала и Москва.

А доступ к историческим документам сегодня полностью открыт. У нас не было фактически с этим проблем. Главное, что мы старались использовать не только исторические события, но и версии исторических событий. Потому что всё равно до конца мы какие-то моменты истории не понимаем.

Например, условно говоря, покушение на Ленина. 30 августа 1919 года. Единственная версия, которая существовала – в него стреляла Фани Каплан и т.д. Сегодня мы знаем, что это не так. И в нашей картине есть момент этого покушения. Это совершенно другая версия. И она показана в картине.

 

– Три фильма стали вашей визитной карточкой и не вспомнить про них – просто невозможно. Один из них – «Два капитана» Вениамина Каверина. В процессе работы вам удалось встретиться и работать с писателем?

– На самом деле, когда мы работали над этой картиной, Каверин уже был сильно пожилой. Там был ещё один человек – его секретарь, который нам помогал в работе. Мы встречались, и режиссёр Карелов, который делал эту картину, Савин, Каверин, то есть на самом деле во многом это была коллективная работа.

У меня есть даже автограф Каверина на книжке, которую он мне подарил с благодарственной надписью. Он считал, что я наиболее точно попал в Саньку Григорьева и это самое точное воплощение того, о чём он написал. Но при этом обращаю внимание, что в картине есть много новых вещей. Эта вся история более расписана.

Сценарий и книга несколько отличаются, совсем маленькими нюансами, но то, что они дописывали какие-то новые сцены – совершенно точно. Это сцены, которых в книге нет. Можно считать, что эти 6-серийные «Два капитана», которые сделаны, – новое произведение.

Это было необходимо. Всё-таки 6 серий, большой объём. Те «Два капитана», которые сняты в 1953 году, представляли собой один-единственный фильм.

На самом деле есть определённые объёмы. Серия не может быть меньше 52 минут. И поэтому приходилось и детские серии расписывать, когда Санька в детстве, его жизнь в Энске и т.д.

 

– Доводилось ли вам встречаться с исполнителем первой роли Александром Михайловым?

– Нет, мы с ним ни разу не встречались, хотя эту картину очень люблю. И смотрел её много-много раз. И в детстве и будучи взрослым. Хорошая картина.

 

– «Два капитана» - ваша любимая книжка. Она любима была и любима до сих пор огромным количеством советских людей. Как бы вы сегодня определили главную притягательность этой книги и образа Сани Григорьева? 

– Думаю, что в первую очередь заразительность образа заключается в том, что в Саньке существовал некий романтизм, романтический герой. Настоящий. Романтических героев очень любят.

И при этом была верность идее, верность слову, любви. Именно поэтому он был привлекателен. Верность – это очень важное слово для Григорьева. «Бороться, искать, найти, не сдаваться!» В этом и есть всё. Бороться и искать. Найти и не сдаваться. В этом есть очень многое, в этом девизе жизни. И он абсолютно соответствовал многим поколениям.

Надо сказать, что огромное количество людей, с которыми я встречался после выхода картины на экраны, просто говорили: «Вы знаете, что я из-за вас, из-за вашей картины стал лётчиком?» У меня совсем недавно была такая удивительная встреча. На строительном рынке. Мне что-то было нужно, что-то покупал, разговаривал, а рядом стоял человек и слушал мой голос. Он сказал, что он меня по голосу узнал.

Понятно, что время идёт и что я уже не тот Санька Григорьев, который был в картине. Он остановился и сказал: «Вы знаете, я стал морским лётчиком только из-за того, что была ваша картина и был ваш герой».

Для меня это дорогого стоит. Про сегодняшние наши картины и наших героев так нельзя сказать, потому что звучит ужасно: «Я стал бандитом из-за того, что вы сыграли!» Вот что получается. Кому-то, допустим, понравился фильм «Бригада». И он решил тоже «замочить» десять старушек и стать крутым Сашей Белым?

Хотя картина сделана здорово. Но что из этого? В этом есть и огромная опасность картины. Что из этого может вынести человек? То, что всех подряд убивать? Становиться подонком и всё?

Но русскому человеку это не свойственно. Для русского человека деньги всегда были на втором месте. Даже для самых богатых людей. В этом заключалась особенность России. Если взять все примеры нашей литературы, мы в этом убедимся. Мы абсолютно отличаемся в этом от всего мира. Наш менталитет другой. Мы, действительно, романтический народ. И поэтому Санька Григорьев попадал в это настроение, в это состояние. Поэтому это любимая книга многих поколений.

Не проходит месяца, чтобы какой-нибудь из каналов эту картину не показывал. На центральных каналах, к сожалению, другая история. Им лучше показывать другие фильмы.

Вместе с тем стали появляться другие фильмы, картины с более тонкими вещами. Например, последняя картина, которая мне очень понравилась,– «Слушай тишину». Это хорошая история. Как раз о том, что богатый сумасшедший человек, которого играет Марьям, в девочке из провинции увидел что-то другое, то, что ему не подвластно. Ему казалось, что, имея деньги, он может всё. А, оказывается, есть что-то, что нельзя купить ни за какие деньги. Это очень важная тема, которая возникает.

 

– На молодое поколение большое влияние недавно оказал фильм «Мы из будущего».

– Хорошая картина. Другое дело, что она достаточно прямолинейная картина, но мощно действует. Она очень точная и образная. История-фэнтези, когда молодые ребята попадают на войну, которая для них становится реальностью – очень сильный ход. Драматургический и точный.

При том, что вчера по телевидению сообщили, как обокрали ветерана, забрали все его ордена. Награды сегодня имеют очень большую ценность. С точки зрения денег, коллекционеры за них много платят. Но это страшное моральное преступление.

 

– «Два капитана» стал последним для талантливого режиссёра Евгения Карелова. Чем вам была интересна работа с ним?

– С Евгением Ефимовичем Кареловым мы дружили много лет. Я снимался у него и в предыдущей картине, с Евгением Матвеевым «Я Шаповалов Т.П.», «Высокое звание» и второй следом. Там два фильма было. Я сына Евгения Семёновича Матвеева играл.

Отличало его работу умение рассказать историю человека. Это огромное умение для режиссёра. Умение работать с актёрами. Одна из очень любимых мной картин – «Служили два товарища», тоже фильм Карелова. Это талантливый режиссёр. К сожалению, вот так рано ушёл из жизни, очень рано. Ему было 46 лет.

 

– Это случилось на ваших глазах…

– Да, я просто из моря его и доставал. После «Двух капитанов» поехали отдыхать в Пицунду в Абхазию, и у него остановилось сердце. Зашёл купаться, было очень жарко.

 

– Какова была атмосфера на площадке при съёмках «Двух капитанов»?

– Это один из тех редких фильмов, когда у всех было такое состояние, когда получалось всё. Во-первых, актёрский ансамбль был выбран и создан режиссером. Удивительный. Это имеет огромное значение для картины.

Вот, например, Людмила Гладунко, когда делает картину, для неё очень важный момент те актёры, которые будут у неё работать. Это действительно так, это основополагающая вещь в кино.

И Карелову удалось собрать ансамбль совершенно отличный. Это и Николай Олимпиевич Гриценко, который играл Николая Антоновича. Выдающийся великий актёр. Это Ира Печерникова, которая играла Марию Васильевну. Это Юра Богатырёв, который играл Ромашку, Ромашёва. То есть там что ни актёр – выдающаяся работа.

Думаю, поэтому вся группа, которая работала, была увлечена этим фильмом, этой идеей. А когда существует такая увлечённость, всё выходило. На самом деле трудности в кино были, есть и будут, они неизбежны, когда снимают картину. Но когда получаешь удовольствие от того, что ты делаешь, всё получается.

 

– Есть люди, которые не любят Богатырёва только за то, что впервые увидели его в роли Ромашки.

– Это удивительный, хороший, тонкий человек, мы с ним в жизни очень дружили. Он блестящий актёр, и эта роль сыграна блистательна. Но есть и другие роли, которые он сыграл… А «Свой среди чужих»? А роскошно сыгранная роль по Шекспиру, спектакль, созданный на ТВ, «Двенадцатая ночь»?

 

– Работу с Николаем Олимпиевичем Гриценко вы отметили как наслаждение. Что так впечатлило вас в работе с этим актёром? Почему вы дали ему такую высокую оценку?

– Вы знаете, это такая вещь, когда пребываешь с ним вместе в кадре. Он невероятный, великий импровизатор. Он ни разу не повторялся в дублях. Сколько раз мы снимались сцену, он ни разу в ней не повторялся. Он каждый раз играл с такими точными нюансами, но по-разному. А это заставляет партнёра всё время как бы быть с ним в контакте.

Потому что, если ты будешь играть, повторяя весь рисунок роли, которая была до этого, ты сразу выпадешь из этого контакта. И от этого возникает абсолютно реальная, живая интонация и реальная сцена. То есть он не даёт партнёру расслабиться ни на минуту. Это, действительно, огромное удовольствие, потому что входишь с ним в кадр – и начинается жизнь твоего персонажа, твоего героя.

Он просто не позволяет тебе по-другому существовать. Он был удивительный человек. Помимо того, что это выдающийся актёр, но он ещё и великий импровизатор. Он настолько легко и свободно чувствовал себя в кадре, что мог прямо внутри сцены какие-то вещи новые придумывать, которые не были на репетиции, а возникают во время съёмки. Это всегда очень интересно.

– На Ялтинском форуме фрагменты «Горячего снега» вызвали овации. Вы этого, как сказали, не ожидали. Почему так тепло восприняли этот фильм? Что отличает этот фильм от множества фильмов, которые сегодня предоставляются молодому поколению?

– Картина «Горячий снег» как раз не только о войне. Война там существует в виде немецких танков, которые идут, идут и идут. Там мы практически не видим фашистов. Там машины войны. И это очень точный образ, найденный режиссёром Гавриилом Егиазовым, который делал эту картину.

Второй момент, который чрезвычайно важен, который в Ялте вызвал абсолютный восторг – это мальчики, которые выстояли против этих танков. Они были из разных уголков нашей огромной страны. И там они об этом все говорят.

Николай Ерёменко из Минска, Болот Бейшеналиев из Киргизии, Ара Бабаджанян из Армении. В эти короткие паузы между боем каждый говорит о своей родине, и на самом деле, когда это вдруг стало, а для нас это было нормально в Советском Союзе, когда вся страна разделилась на отдельные кусочки, все вдруг это увидели. И на площади этой Ялты стояли люди, которые приехали из самых разных уголков уже не нашей, а разных стран отдыхать.

И вдруг они это увидели! Я думаю, что в какой-то степени это был определённый шок. Они увидели, что мы потеряли!

 

– При съёмках фильма «Горячий снег» вы отказывались от съёмок, чтобы не уезжать в Новосибирск. В Сибирь вас заставили поехать. Вы так чуждались Сибири?

– Это совсем другая история. Поначалу я отказывался, потому что на самом деле в моей биографии было очень много лейтенантов, и мне хотелось сыграть что-то другое. Картину снимали в Новосибирске, и для меня это было совершенно не важно. Важно было то, что мне хотелось себя попробовать в другом качестве, тем более что были другие предложения.

В данном случае, и это абсолютная правда, наш генеральный директор студии «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов, был такой замечательный человек, просто приказал. А так как я работал в Театре киноактёра на «Мосфильме», то приказы начальства не нужно было обсуждать.

Но вот на счастье приказал! Теперь, оказалось, это одна из самых любимых ролей. И одна из самых удачных картин. А поначалу не хотел ехать. Он сказал, что только я могу это сделать.

 

– Вами сделано достаточное количество документальных фильмов. Чем вам интересна работа в неигровом кино? Что отличает эти два жанра в плане работы? Есть ли трудности в работе над такими проектами?

– Документальное кино интересно прежде всего тем, что твои герои – настоящие люди, не актёры. Нужно понять их психологию и постараться выявить в них самое интересное. Это трудная работа, но она благодарная, потому что, если получается, результат превосходит все ожидания.

Несколько документальных картин мы сняли, в частности «Прерванное танго» о Саше Горшкове и Миле Пахомовой, наших знаменитых фигуристах. Это тоже очень любимые для нас с Людмилой люди. С Сашей мы дружим много лет.

Идея снять о нём фильм родилась у него дома. Мы узнали о том, что у него будет 60-летний юбилей, и Людмила спросила: «Саша, а как страна будет отмечать твой юбилей?» Он ответил: «Не знаю. Наверное, никак. Я сам буду отмечать». «Нет, - сказали мы, - надо сделать об этом картину».

А потом оказалось, юбилей отмечали очень громко, были сделаны большие встречи, и картина шла с огромным успехом по ТВ. У неё оказался высокий рейтинг. Это ещё раз подтвердило всенародную любовь, что они были истинные кумиры. Не только нашего поколения.

И сегодня это память о нашей первой победе в спортивных танцах на льду. Собственно говоря, они добились того, что спортивные танцы стали частью Олимпийской программы, их включили в Зимнюю Олимпиаду. Танцы на льду были вне программы долгое время. А на Олимпиаде они добились того, что своими выступлениями, авторитетом, золотыми медалями чемпионов мира, это стало олимпийским видом спорта. Это огромная заслуга Сашы и Милы.

И конечно, показана трагическая судьба Милы, которая рано ушла из жизни, осталась маленькая дочка Юлька. Нам важно было рассказать зрителям о судьбе этой пары.

 

– Ваши пожелания почитателям вашего творчества в городе Бийске Алтайского края?

– Вообще Алтай – чудное, замечательное место в России. Не только красотой природы, не только людьми, которые там живут. Желаю вам сохранить себя такими, какие вы есть. А люди на Алтае живут замечательные. И в наше суровое время это, мне кажется, очень важно – сохранить своё лицо.

 

 

Главная страница

/ ЗНАМЕНИТОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ /

АЛТАЙ

/ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / БОГАТСТВА / ОТДЫХ НА АЛТАЕ / ПОХОДЫ / КАРТЫ / ФОТОГАЛЕРЕИ

БГПУ - туризм

/ ИСТОРИЯ / ВСЕ ЛЮДИ В ТУРИЗМЕ / ЛЕТОПИСЬ ПОХОДОВ / ГОСТЕВАЯ КНИГА / ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ /

Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено

fdpp-tyrizm@yandex.ru

 

Hosted by uCoz