Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты

ВАДИМ ЛОБАНОВ:

«В ЖИЗНИ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ СЛУЧАЙ»...

 

 

 

Родился 16 ноября 1940 года в Воронеже.

Отец – военный. В детстве испробовал все виды спорта. Два раза поступал в технический вуз. Работал в Ленинграде, Таллинне.

Закончил Щепкинское училище. Работал в Иркутске, Омске. В Ленинграде работал в театре Додина и Товстоногова, театре «Балтийский дом». Живёт в Санкт-Петербурге.

Народный артист России (2007).

Некоторое время являлся вице-президентом гильдии актеров кино Санкт-Петербурга. Работает преподавателем в Санкт-Петербургском государственном университете.

Снялся в фильмах: «Переступить черту», «Красная стрела», «Башня», «Мастер и Маргарита» (сериал) и многих других.

 

Евгений Гаврилов: Вадим Владимирович, какое место занимают театр и кино в вашей жизни сегодня?

Вадим Лобанов: – В моей жизни театра нет, а телевидение и кино есть. Должен выйти сериал «Пером и шпагой» по В.С.Пикулю – телевизионный сериал, 9 или 10 серий. В театре я не работаю лет пять, потому что уровень современной режиссуры, которая занимается самовыражением, и их неумение и нежелание работать с актёром, меня немножко отвратило от того театра, который существует теперь.

Плюс ко всему занимаюсь преподавательской деятельностью вот уже второй год на факультете филологии и искусства, так называется теперь филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Это наш главный университет, старейший в России, который открылся в 1724 году. В нём действует программа «Актёрское искусство». Мы готовим по той же программе актёров драматического театра и кино, как и наша академия на Моховой. Являюсь директором этой программы или понятнее – зав. кафедрой.

Есть у меня ещё и концерты. В период работы фонтанов веду все праздники – открытия и закрытия, различные знаменательные даты, которые отмечают на Большом каскаде. Этим занимаюсь уже лет семь. Выступаю в роли ведущего, а режиссёр Владимир Соколов эти праздники организует.

Это интересно с точки зрения того, что и сам узнаёшь много. Скажем, есть такой праздник – любимые собачки императоров и царей. Так, у Екатерины II была любимая собачка левретка Земира. Вот такой праздник существует. Или, например, День памяти битвы при Грингаме и Гангуте, открытие-закрытие фонтанов. Есть праздник, посвящённый главному фонтану, где изображён Самсон, разрывающий пасть льву. Было открытие скульптуры, символизирующей исторический момент, когда Пётр I приехал во Францию, взял малолетнего императора на руки и сказал: «Я держу на руках всю Францию» – открыли такой памятник. В общем много интересного. А потом рядом море, фонтаны, и вообще Петергоф – замечательное место.

Что же касается Интернета, то многие данные, которые там публикуются обо мне – устаревшие. Особенно про институт декоративно-прикладного искусства. Здесь люди оказались нечестными. Я имею в виду институт. Узнал через 6,5 лет, что, оказывается, у них нет лицензии по этой программе. Причем узнал в Министерстве культуры.

Что касается «Балтийского дома», то ушёл оттуда, это был последний театр. Меня добил такой режиссёр Жолдак-Тобилевич IV, так он себя именует, который ставил «Тараса Бульбу» со мной в главной роли. Причём там не было ни одного слова не то чтобы гололевского, но и русского! Это какой-то кошмар! Меня всё это так возмущает!

Основная задача в подготовке артистов, которыми мы сейчас занимаемся, это научить их самостоятельно работать над ролью, потому что с режиссёрами им придётся очень плохо.

 

– Вы когда-либо занимались режиссурой? Ведь вы участвовали в создании театра «Скоморох».

– К режиссуре это не имеет никакого отношения. Во-первых, не я лично его организовывал, а главным режиссёром и идейным вдохновителем был Геннадий Юденич, выпускник Щукинского училища, с ним был Александр Альтерман, Валерий Мачин, Оксана Осипенко. А я был единственный из Щепкинского училища. В создании этого театре участвовал, но как актёр.

– На ваши спектакли тогда собиралась вся Москва.

– Совершенно верно. Так оно и есть. А когда «хрущёвская оттепель» стала «подмерзать» и гаечки стали подкручивать, нам запретили играть спектакль по поэме Алексея Толстого «История государства Российского». Там полностью звучал рефрен автора: «Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет».

Партийные органы насторожил этот рефрен и того же рода спектакль. С их точки зрения, он был идеологически невыдержан. Нам запретили играть его в октябре-ноябре 1967 года. Последний раз его сыграли на сцене Театра оперетты в будний день в 11 утра. 220 мест были забиты полностью. Антракт задержали больше чем на час, не хотели давать играть второй акт. Потом вроде КГБ разрешил.

Мы добились приёма у Е.А.Фурцевой. Нам тогда помогли Фаина Георгиевна Раневская, Ираклий Луарсабович Андроников. Фурцева сказала: «Я вас посмотрю». Она посмотрела нас на окраине Москвы 27 марта, как раз в Международный день театра. Там были её замы, министр РСФСР Кузнецов с замами, ЦК партии. Когда мы сыграли этот спектакль, она сразу уехала. Все остальные остались, и министр культуры РСФСР Кузнецов сказал, что передаёт мнение Екатерины Алексеевны: творчески это очень интересно, но идеологическая сторона спектакля её не устраивает, и она нам предлагает поехать в Иркутск реабилитировать себя новым спектаклем.

Почему в Иркутск? Потому что одно время, когда мы ездили с гастролями по СССР, нам Иркутская филармония платила деньги. Это было такое формальное объяснение, почему Иркутск. И мы в конце апреля, весь театр, выехали туда. Сделали новый спектакль, который написал Гена Юденич – инсценировку по трём пьесам В.Маяковского: «Клоп», «Баня» и «Мистерия Буфф», который назывался «Окропи баню от всякой дряни». И когда мы пришли в управление культуры и сказали, что готов спектакль, нам показали приказ Екатерины Алексеевны, который пришёл на днях: «Расформировать в связи с идеологической невыдержанностью и нерентабельностью».

Нас расформировали. Был в гомельской филармонии, Белоруссия, такой Бобыльков. Ему в Министерстве культуры СССР разрешили взять коллектив к себе. Далеко – Белоруссия, Гомель, а я остался в Иркутске. Задержался в нём на 5,5 лет и потом 11,5 лет отработал в Омске. 17 лет в Сибири.

Ничуть не жалею об этом времени, потому что тогда как раз только начинал свою литературную деятельность и становился известным Саша Вампилов, Распутин. С Сашей мы просто были в хороших, замечательных отношениях. Он присутствовал на всех репетициях «Старшего сына», где я играл Бусыгина. Сейчас, конечно, трудно это представить, но я – первый исполнитель этой роли в мире. Премьера была 18 ноября 1969 года, тогда мне было только 29 лет.

 

– Вы упомянули Ираклия Лаурсабовича Андроникова. Часто вы встречались с ним?

– Мы ко многим ходили с письмами, чтобы нам помогли попасть на приём к Фурцевой. В том числе к Олегу Павловичу Табакову, он был тогда молодой, но, тем не менее, уже был директором «Современника», и вот к такого уровня людям. А близких контактов с Ираклием Лаурсабовичем не было. Дружеские контакты были с Фаиной Георгиевной со времён студенчества. Я с ней дружил.

Познакомился с ней в Таллинне в 1963 году. Она тогда приехала отдыхать в Таллинн. Актриса Лилиана Соломоновна Малкина, которая сейчас живёт в Праге, в фильме «Коля», который получил «Оскара» в Голливуде, сыграла бабушку, мечтала познакомиться с Фаиной Георгиевной. Малкина в то время был актрисой таллиннского русского драматического театра, откуда и я уехал в Москву учиться. Познакомилась с ней и познакомила меня.

И вот это знакомство переросло в то, что я даже приходил к Фаине Георгиевне в гости домой в Москву на Котельническую набережную. Вероятно, какие-то мои душевные, человеческие качества во мне ей приглянулись, и она со мной общалась.

 

– Могли бы вспомнить случай из жизни Раневской, который произошёл на ваших глазах, где она проявилась полностью?

– Однажды я был у неё на спектакле «Странная миссис Севвидж». В этом спектакле вначале она играла главную роль, а потом она отдала эту роль Марецкой. Закончился спектакль, я пошёл к ней за кулисы, чтобы проводить её домой, а администратор мне говорит: «Передайте Фаине Георгиевне, что такси стоит не у главного входа со стороны сквера, а на улице Горького». Там служебный вход через маленький садик с выходом на улицу Горького.

Я говорю: «Фаина Георгиевна, так и так, просили передать, что такси стоит на улице Горького». Она в ответ: «Вы знаете, Вадик, самый большой комплимент в моей жизни мне сказал шофёр такси. Сажусь я в машину, а он мне говорит: «Товарищ Раневская, я вас сразу узнал. Я видел вас во всех ваших ролях, во всех ваших фильмах, и вы нигде не наговняли!»

Вот тут, по-моему, она полностью проявилась.

 

– А машина всегда подавалась со служебного входа?

– Всегда со служебного входа. Машину народным артистам СССР по Москве всем подавали после спектаклей и всех отвозили по домам. Театры Союзного значения, такие как МХАТ, Малый, Большой, Театр Вахтангова – обслуживал гараж Моссовета, а здесь заказывали машины обыкновенного такси. Каждый театр занимался этим в отдельности

 

– Вадим Владимирович, где вы родились?

– У меня отец был военный, поэтому моя биография насыщена разными географическими пунктами. Родился в Воронеже до войны, 16 ноября 1940 года. Началась война, отец был на фронте, и мы с мамой уехали в Москву, мне было 8 месяцев, немец уже наступал на пятки. Поехали в Москву, потому что там жили наши родственники. Практически всю войну были в Москве. Когда закончилась война, а папа её закончил в Австрии, он нас забрал осенью 1945 года в Баден под Вену. Затем была Венгрия.

В 1948 году мы с мамой уехали в СССР, потому что она должна была рожать младшего брата. Я пошёл в школу. Через три года папа приехал за нами из Венгрии, и его перевели и Пеарну. Потом в Военный городок под Таллинном, Панфиловская дивизия, потом Таллинн.

Вот таким образом я оказался в Эстонии. Папа похоронен там, на военном кладбище, куда перенесли останки «Бронзового солдата». В 50 м от папиной могилы стоит теперь этот памятник. К сожалению, мама в августе тоже умерла, немного не дожив до 91 года. Тоже там похоронена.

В Таллинне живёт мой родной младший брат, гражданин Эстонии.

Я оттуда уехал в 1962 году в Москву, а потом Иркутск, Омск и потом – Ленинград.

Первый театр в Ленинграде, который меня взял к себе – Малый драматический. Мы были здесь на гастролях. Потом вышла моя первая картина «Переступи черту». Кстати, написано, что я играл в «17 мгновений весны» - никакого отношения к этой картине не имел. Я даже не знал, что в Интернете открыта моя страничка.

Первый театр был Додина, а потом вышел фильм, и меня пригласил Георгий Александрович Товстоногов. Два года работал в БДТ, сыграл там Медведева в «На дне», это был его последний режиссёрский спектакль. И потом ушёл оттуда, мы создали свой театр «Интерателье» в Доме дружбы. Там были замечательные актёры: Антонина Шуранова, Александр Хочинский, один спектакль играл Александр Демьяненко, Светлана Смирнова – по кино очень известные и вообще очень известные театральные актёры. Театр был не государственный, спонсоры обнищали – 1993 год, и театр был, естественно, закрыт. Было очень тяжёлое время, и я ушёл в «Балтийский дом».

 

– Вы много участвовали в озвучке на телевидении.

– Было две огромных, сериальных, 24 серии, работы на ТВ – «Необузданная Африка» и «Охотники», так назывался фильм. Но это не охотники-люди, а охотники в трёх средах: воздух, вода и земля. Животные. А на «Леннаучфильме» озвучивал около 300 картин за то время, что здесь живу. Может, и больше.

 

– Как вы стали заниматься озвучиванием фильмов?

– Всё произошло случайно. Так же, как и первая моя картина «Переступи черту». Мои фотографии просто там положили в группу, я только-только тогда прилетел из Омска, январь 1985 года, в надежде, что будет какой-то эпизодик.

Меня вызывают и ведут со мной переговоры на предмет главной роли. Так что в нашей жизни огромное значение имеет случай. Если он положительно разрешается, то замечательно. Но бывает и не так.

Как я попал на озвучку, даже не помню. Кто-то из знакомых позвал. Понравился тембр голоса, умение работать с микрофоном – и пошло…

 

– Всю жизнь вы провели среди военных. И вдруг – театр. Как это получилось?

– Дело в том, что в жизни я даже не понимал, что такое театр, когда учился в школе. Потому что жили в военном городке. Какой там театр? Спортом занимался. Вот и всё.

А когда закончил школу, поехал поступать в технический вуз. Но не поступил, потому что обучение в военном городке и образование школьное не на высоте было. Как правило, педагоги были жёны военных, соответственно, их квалификация была низковата.

Вернулся, стал работать в Павловске, это где Финский залив переходит в море Балтийское. Там был военный завод «Мехстройзавод». Там работал электриком на подстанции. Каждый день в 6 утра на паровичке ездил на работу из Клоги.

Второй раз поступал в технический вуз – не поступил. А потом папу перевели в Таллинн. Познакомился с ребятами, которые учились в театральных институтах. То, что они мне рассказали, мне так понравилось, что я подумал: почему они могут, а я не могу? В это время был конкурс русских дикторов на телевидении, и я прошёл этот конкурс.

После этого меня приняли в основной состав в русский драматический театр. «Крёстная мать» моя в театре – Наталья Николаевна Порколап, ученица Берсенева, известный человек в театральном мире. К сожалению, её уже нет в живых. Спустя время уехал в Москву поступать и поступил в Щепкинское училище. Можно сказать, поступил из-за зависти.

 

– А какими видами спорта вы занимались до поступления?

– Во-первых, все игровые виды спорта. Футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, в котором я достиг больших результатов, акробатика, спортивная гимнастика, лёгкая атлетика – всестороннее развитие. Просто нечем другим заниматься было, кроме как спортом и учиться в школе. А уже потом, 9-10 классы, появилась биллиардная в Доме офицеров.

 

– В какой технический вуз вы поступали?

– В институт инженеров транспорта в МИИЖТ в Москве. Потому что мамины братья были инженерами, папа – военный инженер связи, командовал полком связи. Братья мои двоюродные тоже технически образованы. Именно поэтому мой выбор и определился техническим вузом.

– Чем вам запомнились годы учёбы в Щепкинском училище при Малом театре?

– Тогда вообще всё было интересно. Плюс ко всему мы были заняты в спектаклях Малого театра, массовки, маленькие роли и общение с великими артистами. Царёв, Ильинский, Бабочкин, Гоголева. Я ещё застал Пашену, Турчанинову. Последние, когда мы учились на втором курсе, умерли, и мы стояли в почётном карауле по очереди. Естественно, интересно общение с великими, потому что когда ты находишься рядом с корифеями на сцене – это тоже учёба.

Очень хорошо помню Ильинского, который играл «Во власти тьмы», деда, по пьесе Льва Толстого. Там и текста нет, реплики, междометия. «А это… Его… Это самое». Но это было сделано так, что лучшего исполнения этой роли нигде не видел!

Был такой случай. Нас на первом курсе ввели в маскарад в спектакле, и необходимо было танцевать. Разные были танцы – вальсы, полонезы, мазурки. Мы были одеты в гусарские костюмы, но практики-то было мало. Кто-то умел, кто-то плохо. Я танцевал в общем-то неплохо.

Мне досталось танцевать вальс с Элиной Авраамовной Быстрицкой. И я ей наступил на ногу!.. Был в очень неудобном положении. Ведь она тогда была очень знаменита.

 

– С кем из ваших бывших актёров по Омску и Иркутску вы встречаетесь?

– С Кузнецовым мы работали в Омске. Вообще из Омска много актёров переехало, и они сейчас достаточно известны, знамениты. Сейчас Юра живёт в Питере, видимся мы редко. В основном, на общественных мероприятиях: кинофестивалях, просмотрах. В Москве живёт Коля Чинчидяйкин, много снимается. С ним мы 11,5 лет сидели бок о бок в одной гримёрке. Горкин Володя, который написал «Любовь и голуби», учился в иркутском училище, когда я там преподавал. Правда, не у меня. Потом он в Омске работал актёром, тоже живёт в Москве. Наш омский театр был замечательный, из лучших.

 

– Ваша несбывшаяся мечта – князь Мышкин.

– Мне очень хотелось сыграть эту роль. Даже на полгода в Воронеж уезжал, мне Монастырский сказал, что собирается ставить «Идиота». Поехал туда, но он уехал в Куйбышев, и спектакль даже не начинали репетировать. Не получилось…

 

– Какие ваши роли вы могли бы назвать самыми любимыми?

– Это, конечно, Мусыгин в спектакле «Старший сын». Я сыграл эту роль в Иркутске 218 раз. Потом моя первая роль в Омском театре. Это был Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании». Очень люблю играть Голубкова в «Беге», ту роль, которую в кино играл Баталов.

Да много есть ролей. Это я сейчас назвал немногие. И Тихон в «Грозе», и «Фантазии Фарятьева», в Омске играл «Сцены из супружеской жизни» Бергмана, где мы вдвоём с актрисой три часа на сцене находились. У Бергмана, правда, по киносценарию больше персонажей, но это был специально написанный Виктором Гульченко сценический вариант, который сейчас полностью занимается режиссурой, но в своё время он был ещё и главным редактором журнала «Искусство кино».

 

– Додин вас уговаривал не идти к Товстоногову…

– Не то чтобы уговаривал, но он сказал мне такую фразу: «Вы обманываете свою судьбу. Вы – артист не громкий, а там надо шаманить». И Борисов мне говорил, что я обманываю свою судьбу: «Додин вас взял из провинции, а он вообще не берёт, кроме своих учеников». А я, действительно, приехал из провинции. А тут два лучших режиссёра: один говорит – не уходи, а второй – приходи к нам. Понимаете, голову замутило! Долгое время сожалел об этом.  И только буквально года полтора назад перестал с сожалением думать об этом, что ушёл из Малого драматического. Прошло много времени – ушёл в 1986 году, проработав полтора года.

 

– А чем вам запомнился ваш первый фильм – «Переступи черту»?

– Я считаю, что режиссёр этого фильма, который сейчас живёт в Германии, Юрий Колтун – мой «крёстный отец» в кино. Атмосфера на съёмочной площадке была замечательная, мы были соавторами картины. Это был и дебют режиссёра. Картина удалась. Прошло 22 года, а зрители её вспоминают всё время, и меня больше соотносят именно с этим фильмом, хотя фильмов у меня около 70.

За фильм «Башня», предпоследний Виктора Ивановича Трегубовича, где я играл главную роль, мою жену играла Ольга Остроумова, Ира Апексимова –нашу дочку, где снимался сам Георгий Бурков, мы получили приз на Сицилии, в городе Таурмина, за актёрский ансамбль. «Бронзовый полифем» – так назывался этот приз. И тем не менее, моя определяющая картина - «Переступи черту».

 

– Ещё одна заметная ваша роль – Николай Иванович в телефильме «Мастер и Маргарита». Как вы попали к Бортко?

– Бортко хотел приступить к съёмкам этой картины давно-давно. Я как раз с женой и дочкой был на «Ленфильме», он подошёл ко мне и сказал: «Не знаю, как к вам обратиться. Не могли бы вы согласиться сыграть эту роль?». Я хорошо знал роман и поэтому знал, о ком идёт речь. – «А почему бы и нет? Это же моя профессия. Я много разных ролей играл. Кроме Порфирия Петровича, Тихона в «Грозе», Бусыгина, Вагина играл ещё и Бабу Ягу».

На этом разговор закончился, потому что он прекратил подготовку к съёмкам фильма. Наследники Булгакова запросили огромные деньги, и он стал готовиться к съёмкам фильма «Идиот». Так что до «Идиота» он работал над картиной.

Я снялся у него в «Идиоте» в небольшой роли. А потом после «Идиота» он вернулся к «Мастеру и Маргарите» и возобновил предложение ко мне. Согласился и так и снимался.

Мне очень нравится эта роль. Очень доволен финальной сценой, когда говорю: «Дурак я, дурак! Почему я не улетел с тобой?», и в это время жена: «Николай Иванович!»

 

– Насчёт Бабы Яги. Это была ваша роль в детских спектаклях?

– Это было связано с работой в театре. В театре идут и детские спектакли. В каждом театре: и в Иркутске, и в Омске – да и во всех театрах есть детские спектакли, которые играются на каникулах, утренники в выходные дни. Актёры заняты и в вечерних и утренних спектаклях. Это естественный процесс. Наша работа.

 

– Вы ещё состоите вице-президентом гильдии актёров?

– Я долгое время был вице-президентом гильдии актёров кино Санкт-Петербурга. Евгений Гладышев – президентом. По-моему, она сейчас заглохла. Хотя он, по-моему, номинально числится. Он, кстати, получил народного артиста России вместе со мной.

 

– Что, вы думаете, необходимо воспитывать сегодня нам в детях?

– С раннего возраста надо прививать терпимость детям. Я считаю, что вообще заниматься искусством надо в доброте. В добром отношении друг к другу. Хотя некоторые режиссёры считают, что не бывает бескровных выпусков. Может быть, это их как-то подхлёстывает, будит их творческую фантазию, активное поведение, мягко говоря. Так, Андрей Александрович Гончаров, может, без крика не репетировал.

Я считаю наоборот. Так и студентов своих воспитываю. Между собой должны быть добрые взаимоотношения, а не ершистые. Но, к сожалению, добрые книги не в почёте у нашей молодёжи. Воюю со своей младшей дочкой. Ей 16 лет, мало читает. Интернет. К сожалению, это – знамение времени. Думаю, что не только дети, но и взрослые больше пользуются услугами Интернета. Вероятно, быстрее и меньше времени тратится.

Что касается сериалов, то они поддерживают эту ситуацию. Может, на 50 сериалов один приходится стоящий. И то, это, наверное, не сериалы, а многосерийные художественные телефильмы. Тот же «Мастер и Маргарита». В том применении, как мы привыкли использовать сериал.

Так, в Бразилии «17 мгновений весны» получил на фестивале приз как «лучший короткометражный фильм». Для них короткометражный, а для нас многосерийный телефильм. Сериалы – говорящие головы. Никакого действия не происходит, актёр не меняется в кадре, только произносит текст.

А что тут удивительного? В огромном количестве случаев снимают не актёры. Во многих снимаются администраторы, гримёры, режиссёры сами любят посниматься. Я снимался в сериалах «На улице разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности» и видел это. Вот сейчас отказался от двух сериалов…

Но на «Пером и шпагой» согласился, потому что это – интересная литература, это В.С. Пикуль, плюс это роль, которой нет в романе. Роль моя и моей дочери. У дочери почти получилась главная роль в фильме. А я погибаю.

У режиссёра Евгения Иванова я уже снимался в фильме «Господа присяжные», это тоже 12 серий, и там сыграл Фёдора Федоровича Трепова, генерала, градоначальника Петербурга, в которого стреляла Вера Засулич. А давным-давно снялся в фильме Пикуля «Моонзунд».

– Ваши пожелания всем жителям города Бийска и жителям Алтайского края?

– Хочется пожелать всего самого доброго. А самое главное – того, чего нам очень не хватает сейчас – уверенности в завтрашнем дне.

 

 

Главная страница

/ ЗНАМЕНИТОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ /

АЛТАЙ

/ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / БОГАТСТВА / ОТДЫХ НА АЛТАЕ / ПОХОДЫ / КАРТЫ / ФОТОГАЛЕРЕИ

БГПУ - туризм

/ ИСТОРИЯ / ВСЕ ЛЮДИ В ТУРИЗМЕ / ЛЕТОПИСЬ ПОХОДОВ / ГОСТЕВАЯ КНИГА / ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ /

Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено

fdpp-tyrizm@yandex.ru

 

Hosted by uCoz