Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты

ВАЛЕРИЙ БАРИНОВ:

«РАНЬШЕ РЕЗАЛ ПО ДЕРЕВУ – ЭТО МОЁ ХОББИ»...

Специальное интервью для Алтайского края [25 августа 2006 г.]

 

 

 

О феноменальной памяти этого актера в театрально-киношной среде ходят легенды.

Актер театра и кино, он сыграл семьдесят ролей, после чего перестал их считать. Знаменитым он проснулся после картины «Агапэ», где сыграл маленького человека, ставшего жертвой наглого «хозяина» нынешней жизни. Популярность его возросла после телесериала «Петербургские тайны», где он предстал в роли отпетого мерзавца Хлебонасущенского, купившего невинную девушку.

Родился 27 ноября 1945 года в дилино Володарского района Орловской области.

В шесть лет стоял на сцене деревенской, читал «Еще не все войны запаханы окопы...».

После десятилетки пришел в драмтеатр и работал рабочим сцены. Таскал декорации, устанавливал кулисы, иногда выходил на сцену в маленьких эпизодах.

До 25 лет он не попробовал ни капли спиртного, как бы его ни соблазняли.

После окончания Щепкинского вслед за первой женой поехал в Питер, в театр Пушкина.

Окончив Высшее театральное училище при Малом театре (1968), начал сценическую деятельность в Театре им. А.С.Пушкина в Ленинграде (ныне - Александринский театр).

С 1968 по 1974 играл на ленинградской сцене.

Работал с режиссером Р.Горяевым, вместе с ним уехал в Москву, и с 1974 по 1988 работал в труппе Центрального Театра Советской Армии (ныне - Театр Российской Армии), который в те годы возглавлял Р.Горяев.

В 1988 Баринов вместе с Ереминым покидает Театр Армии и переходит в Театр им. А.С.Пушкина в Москве. Здесь Баринов служит до 1991.

В 1992 Валерий Баринов приходит в труппу Малого театра. В премьерной постановке «Корсиканка» И.Губача блестяще сыграл роль Наполеона.

Актер также работает на радио, читает прозу И.Шмелёва, прозу и стихи И.Бунина. Много работает в кино, получив широкое признание публики. Среди киноработ артиста - Михаил Харламов («Вишнёвый омут»), Подвойский («Красные колокола»), Влас СтроговСтроговы»), Дронов («Родник»), Савва Тимофеевич («Агапэ»), Хлебонасущенский («Петербургские тайны») и многие другие.

Лауреат международной премии имени К.С. Станиславского (за театральную работу, 2004).

На фестивале в Санкт-Петербурге «Виват, кино России!» получил приз «Немеркнущая зрительская любовь».

Относится к актерам, востребованным в телесериалах.

Страстный болельщик футбольной команды «Локомотив», член правления клуба. До недавних пор и сам играл, но из-за травмы ноги футбол пришлось бросить.

С теперешним тренером «Локомотива» Юрием Павловичем Сёминым, другом детства, вместе уезжал из Орла: он — поступать в театральный институт, Сёмин — играть за «Спартак».

В юности любил плотничать, в студенческие годы подрабатывал ремонтом квартир.

 

Евгений Гаврилов: Валерий Александрович, в своё время вы согласились участвовать в сериале «Кадетство», так как вам понравился сценарий. Сейчас многое уже позади, что осталось в памяти от съёмок? Что удалось, а что, вы считаете, осталось нереализованным?

Валерий Баринов: – Во-первых, ещё достаточно много работы впереди. Несмотря на то, что сериал уже выходит, отснято много материала, и сказать, что мне удалось всё то, что хотелось, я не могу, но удалось очень многое. Мне кажется, из того, что я могу представить себе (я, к сожалению, совсем  не видел материала – я просматриваю по монитору потом, когда мы отснимем сцену), сериал должен иметь не только успех, но ещё принесёт некоторую пользу. Это, собственно, было одной из причин, почему согласился там сниматься.

У нас, как это ни странно,  очень мало фильмов о молодёжи. Как правило, у нас авторы сценариев – женщины, а их больше интересует средний возраст (женщины, кстати, среднего возраста), а о молодёжи, о молодых ребятах, а тут о совсем юных – очень мало. И это большой недостаток на нашем телевидении и большой пробел. Сериалы, кроме того, что они съёдают время у бедного зрителя, ещё должны приносить пользу. Для молодых, если они будут это смотреть, это ещё пример не то чтобы для подражания, а просто хотя бы люди могут понять варианты поведения, выбрать их – что правильно, что неправильно, что считать честью в пятнадцать лет, что считать бесчестным поступком, что считать достоинством. А это ведь непросто. Мы много говорим о нашей армии, о её проблемах, её болезнях. Это фильм о будущем нашей армии, об огромной части нашего общества, необходимой государству и людям, так что тут, в этом сериале, заложено очень много потенциальных возможностей. Это моя точка зрения. А что удалось, не удалось… - это всё-таки судить зрителю.

 

– Как бы вы оценили работу ваших партнёров?

– Тут есть ещё одно везение – партнёры. Я со многими из этих людей работал – и с Пороховщиковым работал в театре и в кино снимался, много работал с Володей Стекловым, очень с ним мы дружим – это мои непосредственные партнёры. С Вадимом Андреевым работал меньше, но мне с ним было легко сотрудничать. Кроме работы, достаточно сложной, это было ещё приятно. У меня был вообще сложный летний период – я снимался ещё в нескольких картинах, и мне приходилось мотаться в Брянск, в Москву, но «Кадетство» было моей основной работой. И ещё замечательно в этой работе то, что мы снимали в суворовском училище. Сама атмосфера этого училища, то, что вокруг ходят настоящие суворовцы, то, что мы ходим по настоящим коридорам, входим в настоящие классы, что мы ходим в настоящую столовую, в комнаты, где живут суворовцы – создаёт настоящую достоверность происходящего.

 

– Что бы отметили в суворовцах настоящих? Они же участвовали?

– Да, они участвовали. Но к великому сожалению, не могу сказать что-то определённое, потому что они участвовали мало – кто-то играл эпизоды, кто-то в массовке. Что в них привлекло? Я не могу сказать, что я вот так – раз! – и понял, какие у нас суворовцы, какие у нас будущие офицеры. Мне понравились старательность и трепетность в отношении к тому, что происходит. Вот они, на мой взгляд, достаточно в положительную сторону отличаются от наших молодых артистов, от мальчишек - тех, что немножко уже «звёзды», уже играют роли, хотя ребята очень талантливые – все, которые работали. Я просто не ожидал от них. Кроме свободы, которая вообще свойственна молодым людям, у них есть и момент профессионального навыка, они довольно быстро учились и хорошо работали.

Всё же суворовцы произвели на меня очень хорошее впечатление. Мне было странно - я же ходил в форме. И когда передо мной вытягиваются молодые люди и отдают честь – понимаю, что я же не полковник, но тоже отдавал честь, серьёзно играл в эту заданность, что я - полковник, заместитель училища по военной части, и что суворовцы мне отдают честь. Это был момент особого существования, особой атмосферы. Это было замечательно.

Меня познакомили с моим прототипом, человеком, которого играю. А когда ещё начинали сниматься в Москве, мы пробовали там костюмы, я сказал: «Знаете, у меня должны быть усы». - «Почему?» - «У него должны быть усы. С усами моё лицо будет мягче, а человек он непростой. Я не могу сказать - положительный он, отрицательный, но то, что он любит этих ребят, то, что он хочет, чтобы у них было замечательное будущее – в этом не сомневаюсь». В общем, попробовали усы, и режиссёр сказал: «Ну, хорошо. Да, действительно, вам усы идут. Будем с усами». Мы приезжаем в суворовское училище, знакомлюсь со своим персонажем – смотрю: у него усы. Как я угадал!

 

– В своём интервью вы сказали, что не верите в патриотизм. «Патриотизм – последнее убежище подлеца», - по словам Толстого.

– Я с ним согласен. Это как вера. Нельзя говорить о патриотизме. Человек, произнёсший: «Я – патриот», у меня вызывает недоверие. Человек, который говорит: «Я верю в Бога». В Бога надо верить, а говорить об этом не стоит. Патриотом надо быть, а не использовать это в своих политических, карьерных и каких угодно целей. В этом смысле абсолютно согласен с Львом Толстым. Когда человек кричит: «Мы за Родину! Мы – патриоты» - очень это рядом с подлым национализмом. Очень легко завести толпу, людей, представив, что существуют святые идеалы, ради которых надо пойти на одну жертву, вторую – это самый подлый шаг. Человек такой торгует Родиной – а этим торговать нельзя. То, что я или кто-то иной, человек, группа людей являются патриотами – об этом должны сказать другие. Это так же, как и хождение во власть – я лично допускал бы к власти тех, кто этого очень не хочет.

 

– Какие персонажи, сопровождающие вас при съёмках, вошли в вашу копилку образов?

– Я много об этом рассказывал, что у каждого актёра, во всяком случае, у меня, есть такой уголок, который я условно называю «театр», но это относится и к кино – накапливаются какие-то серьёзные эмоциональные ощущения, ощущения от встречи с разными людьми. Какие-то трагические, драматические, комические поступки, которые происходят со мной в жизни. Элементарные встречи на дороге, на рынке, где угодно. Это всё откладывается туда. А в этом прелесть моей профессии.

Я очень много сталкивался с военными. Во-первых, проработал почти 15 лет в Театре Армии, а это же военный театр, очень много ездил по группам войск, по частям, и командовали нами тоже военные. Так что жизнь с военными меня столкнула и сталкивает до сих пор. Я и сам служил в армии и служил серьёзно, не где-то там, в оркестре округа или команде театра российской армии, а в нормальных регулярных войсках. Побывал в Монголии, Яре и на западной границе – получил от армии полное удовлетворение. Я ушел в армию не то чтобы по доброй воле. Но я мог бы добиться какой-то отсрочки, но решил, что надо идти. Так сложились обстоятельства, что пошёл в военкомат и сказал: «Возьмите меня в армию».

Поэтому все мои встречи, которые происходили с военными, они, конечно, укладываются в копилку. Этот опыт мне очень пригодился в этой работе. Я играл много военных. Правда, в основном, генералов. Но вот такого военного не играл.

 

– Вы служили в Монголии, стране больших красивых пустынь, красочно описанных Иваном Ефремовым в книге «Дорога ветров». А какой она осталась в памяти, эта страна суровой красоты?

– Это достаточно сложные воспоминания. Я бы не хотел в них вдаваться, но то, что это страна красивая – это правда. Вы помните Рериха? До того, как побывать в Монголии, я смотрел на его картины и думал, что с красками тут что-то преувеличено, ярковато. Но это так! Бывает момент цветения, весна, пустыня Гоби. Это длится где-то день-два, потому что сгорает быстро – она вся розовая. Огромный розовый простор, на нём стоят скиньи, горы, сопки и голубое-голубое небо. Это удивительное сочетание. Причём эти краски контрастные, резкий переход, нет полутонов. Это очень красиво!

 

– Жива ли та ваша овчинная бекеша, которую вы привезли из Монголии?

– Нет, давно нет. Тогда это был писк моды, и на всех производило сильное впечатление.

 

– Валерий Александрович, лето – наиболее активный период в съёмках и перерыв в театральной деятельности? Какие проекты занимали лето-2006? Есть ли среди них полнометражные картины?

– Да, есть полнометражные. Я бы не сказал, что был перерыв в театральной деятельности. Был перерыв в репетициях. Но я много гастролировал, несмотря на мою фантастическую в этом году занятость в кино, с антрепризными спектаклями. Это особый род искусства. Это возможность работы с актёрами, с которыми, вероятно, никогда бы не встретился на одной площадке, если ты работаешь в одном театре. Тут у меня была возможность поработать и с Этушем, Купченко, Вележевой, Гуськовым, Шалевичем, Гузеевой - с рядом замечательных артистов. Это что касается антрепризы. Моя театральная деятельность не прекращалась.

Что касается кино, то затрудняюсь сказать, сколько было картин, но что-то порядка семи. Полнометражными были: картина, которую снимает Юрий Павлов «Платки» - это о павло-посадских платках, где я играю старого-старого художника. Никто не знает, сколько ему лет и в каком веке он жил. Это очень известный художник, которого знают даже в Америке. У меня был прототип. Мне так повезло в жизни: в восьмидесятых годах познакомился с совершенно фантастическим художником Степаном Веселовым, который расписывал хохлому. Ему тоже было за восемьдесят лет, у него были персональные выставки в Париже, а жил он в маленькой избёнке. Я с ним познакомился, когда снимался недалеко в картине «Вишнёвый омут», и ездили к нему покупать у него поставки или что-либо ещё. Но ему запрещалось что-либо продавать, он мог продавать только ложки, потому что всё, что он писал, становилось сразу национальным достоянием, реализовывалось государством.

Одна из главных моих картин - фильм с  рабочим названием «Подсматривающий». Как это будет – не знаю. Там я играл главную роль. Это случилось неожиданно для меня, так как не думал, что я буду играть там, сниматься в главной роли. Там так сложились обстоятельства, что мне пришлось в это влезть. Роль большая, сценарий очень интересный, а роль - из кадра в кадр. Мне приходилось мотаться в Брянск из Москвы, потому что прямой дороги нет, потом садился в машину сам за руль и ехал в Тверь. Там заканчивались съёмки, возвращался в Москву, садился на поезд и ехал в Брянск. Вот такая была дорога. А спал я только в поезде. Это достаточно сложно.

Недавно закончил картину «Папа Гамлета» - очень интересный пародийный сериал. Не знаю, что из этого выйдет. Сейчас заканчиваю картину «Бешеная». Это сериалы. И сейчас начал сниматься в картине «Очень русское кино» - полный метр, замечательная пародия на наши все блокбастеры. Мне любопытно, что из этого получится. Это пародия на наши дневные, ночные дозоры и все остальное.

– Вы упомянули о роли художника, который расписывает Павловские клетки. Пробовали вы рисовать когда-либо и почему многие люди вашей профессии в зрелом возрасте берутся за кисти?

– Не могу сказать, что умею рисовать, но иногда мне нравится что-то рисовать, расписывать дерево. Я очень долго увлекался резьбой по дереву. Сейчас, к сожалению, меньше. Во-первых, мало времени. А потом уже и глаз не тот. Эта работа требует усидчивости. Она, конечно, замечательна в том смысле, что ты успокаиваешься с деревом. Дерево тёплое. Раньше очень любил резать: делал разную посуду – моё хобби. У меня полно осталось инструментов. Иногда что-то возьму и что-нибудь вырезаю для души. Но на это очень мало времени. Фактически нет. У меня это лето было расписано не по дням, а по часам. У меня не было даже 2-3 дней отдыха. Очень хотел бы отдохнуть, но пока ничего не получается.

 

– Каждый день вы расчерчиваете на квадраты. Когда вы впервые применили подобный метод в вашей творческой жизни?

– Просто такая подсказка у меня через компьютер. Я не могу сказать, что я с ним на ты, скорее на вы. Но у меня есть маленький телефон, смартфон, там компьютер, там есть графики. Я стал раскрашивать в разные цвета задачи. Какая первостепенная… Но это уже мои заморочки. Я так же и текст учу. Беру текст и разные роли выделяю разным текст-маркером. Этот – жёлтый, этот – зелёный, этот – красный, этот – голубой. Например, полковник Ноздрёв у меня был оранжевый. Я брал оранжевый текст и сразу понимал, во что я должен погрузиться. Определённая реакция, почти как по Павлову. Как собака, рефлекс вырабатываю. Раз – оранжевый! Понятно… Хотя текст я в принципе не учу.

 

– Валерий Александрович, столярному искусству вас научил дед. Какие инструменты остались вам от деда? Где вы работаете?

– К сожалению, тех инструментов не осталось, но инструмент у меня хороший. Работаю в основном на даче, а так если режу - то на кухне или на балконе. У меня очень хороший, большой балкон, который огибает почти всю мою квартиру. Вот такая площадь на четвёртом этаже. Раньше мебель всегда делал сам, но сейчас осталась одна полка, которая вызывает изумление у тех людей, которые приходят. Но, к сожалению, вот сейчас смотрю на неё, потому что надвигается самое страшное, что может быть в жизни человека – ремонт, и думаю, что буду делать с этой полкой. Это не столько полка, сколько стенка с поворотом. Она стационарно закреплена, и не знаю, что будет в результате ремонта с моей квартирой и пригодится ли мне эта полка. Но расставаться мне с ней не хочется.

 

– Вы расстались с той оригинальной мебелью, которую сделали своими руками?

Которую раньше сделал? Очень мало, что от неё осталось. Потому что я же менял квартиры. А то, что делал раньше – кресла, шкафы – всё это в разобранном виде лежит в одном из гаражей.

 

– Положительных героев у вас в творчестве немало, но они не так ярки, как отрицательные. Почему отрицательные роли многие актёры больше любят, чем положительные?

– Я так много сыграл отрицательных персонажей, что теперь, когда мне предлагают отрицательную роль, всегда говорю, что за отрицательную всегда беру дороже. А что касается вопроса, почему все актёры предпочитают играть отрицательные роли – я и сам думал над этим. Почему они ярче выписаны? Все дело в том, как в жизни. Хорошему, положительному человеку много запрещено. Человек должен жить, соизмеряясь с законами общества, в котором он живёт. А любая дисциплина – это сдерживание страстей и эмоций. Вообще я не верю в положительных и отрицательных людей. В обстоятельствах один делает так, другой - так. Человек, совершивший подвиг, при каких-либо иных обстоятельствах способен если не на предательство, то на подлость. Но это в жизни. А в искусстве должно быть несколько по-другому.

Есть момент выхода накопившихся страстей и эмоций. И то, что в жизни я не убил никого и даже не покалечил, то на сцене, в театре, кино столько поубивал, повзрывал массу народа. А этот выход, не говорю, что сидит в каждом из нас, но сидит куча страстей, которые мы не имеем права выпускать на свободу, волю. Это принесёт массу несчастий для людей. На сцене я могу себе это позволить. В кино могу себе позволить избавить себя, очистить от этого. Я это делаю ярко и с удовольствием. Это моё видение, рассуждение, теория.

 

– Валерий Александрович, вы известны способностью быстрого запоминания больших объёмов текста. Как вы развили свою память? Какими руководствами пользовались в прошлом?

– Нет, тут момент психологический. Это как человек, изучающий язык. Вот он долго учит, учит, но никак не может заговорить. Он должен поверить в то, что ты уже знаешь язык и можешь заговорить.

Так и тут. Я прочёл, понял про что это, как бы услышал это как музыку. Если это автор хороший, замечательный, то всё вообще легко. У каждого хорошего автора есть как бы своя индивидуальная текстовая музыка. Я с удовольствием учу Толстого, Достоевского – он вообще легко учится. Островский учится сложно, так как у него масса нюансов, характерных особому устройству общества: купцам – дык, надысь, вот-к, это-к – это выучить достаточно трудно. Поэтому как только я понял, про что говорю, говорю себе: «Я знаю текст». Это внутренний приказ. А ещё такая реакция на такое, что я сказал – текст-маркер, оранжевое – это всё моё.

Я принадлежу к категории тех артистов, про которых в шутку говорят: «Они учат текст после команды «Мотор!». Вот когда говорят: «Камера, начали!» до того, как сказали «Мотор!» я успеваю выучить текст. Это шутка. Но в принципе, да, учу текст перед съёмкой. Накануне разбираю его и даже не заучиваю. Поэтому он органичный и незаболтанный. Я его спокойно произношу. Для меня нет такого понятия: «Давайте сядем, покидаем текст».

 

– Ваши пожелания всем любителям вашего творчества в городе Бийске Алтайского края?

– Есть пожелание не к жителям, а к самому себе. Очень хотел бы попасть в этот город. Никогда в нём не был. Вообще никогда не был на Алтае. Это моя мечта – попасть на Алтай и встретиться с этими замечательными людьми. Потому что у меня очень много знакомых было с Алтая. Я очень дружил с Мишей Евдокимовым и вообще к сибирякам хорошо всегда относился. А Алтай – это особый край. Загадочно звучит его название, красиво. Ал-тай. Я очень верю в сочетание звуков. Оно как-то очень заманчиво. Сильно хотел бы побывать на Алтае.

 

 

Главная страница

/ ЗНАМЕНИТОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ /

АЛТАЙ

/ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / БОГАТСТВА / ОТДЫХ НА АЛТАЕ / ПОХОДЫ / КАРТЫ / ФОТОГАЛЕРЕИ

БГПУ - туризм

/ ИСТОРИЯ / ВСЕ ЛЮДИ В ТУРИЗМЕ / ЛЕТОПИСЬ ПОХОДОВ / ГОСТЕВАЯ КНИГА / ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ /

Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено

fdpp-tyrizm@yandex.ru

 

Hosted by uCoz