Туризм / Алтай / РИФформа / Музыканты ЕВГЕНИЙ РОДЫГИН:«Я
ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НУЖНЫМ»...
|
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Евгений
Павлович, расскажите о памятнике «Уральской рябинушке»,
который хотели установить на Урале. Евгений Родыгин: – Затея эта была бракованная сама по себе.
Изобразить дерево, его форму с помощью средств архитектуры невозможно.
Зрительно она производит отталкивающее впечатление. Наименование чего-то в
честь чего-то давно существует, и идея создания аллеи могла быть, но об этом
я ничего не знаю. – Самое
памятное для вас исполнение «Уральской рябинушки»? –
Это исполнение уральским хором под моим руководством. Я её разучивал и
поставил сам. Она зазвучала как эталон в начале 1954 года. И ещё был один
куплет исполнения «Уральской рябинушки» японской
профессиональной певицей под симфонический оркестр. Это было как большая
конфетка большого искусства. Она представила эту песню в новой форме. – Песня была посвящена строителям
Волго-Донского канала? –
Нет, у «Уральской рябинушки» была готовая музыка, и
надо было сочинить стихи о чём-то. И тогда одна поэтесса принесла первый
вариант, он как раз был посвящён строителям. Но он мне не пригодился. А
появился второй, известный всем вариант Михаила Пилипенко. – Как была написана «Песня о
Свердловске»? –
«Песню о Свердловске» написал в 1962 году, представив её в конкурсе на лучшую
песню о городе, который был объявлен свердловским телевидением. Я туда
пригласил уральский хор, отрепетировал её, разучил по партиям, сам пел и
запевал с солисткой уральского хора Анной Петровой. Тогда
я пригласил уральский хор на ночь, 10 июля 1962 года, в телестудию, и с 8
часов вечера мы разучивали эту песню по партиям, сводили с оркестром. Утром
песня была готова. В таком виде она существовала как эталон все эти годы. – Но теперь Свердловск переименован в
Екатеринбург. –
Я недавно выступил в областной газете и сказал, что как бы то ни было песня
должна жить. Её уже перевели на различные иностранные языки, в разных
странах. Я её даже слышал в подземном переходе в свердловском метро, где её
исполняли под гитару. Свердловск был, а тех, кто не бывал в Свердловске,
миллионы, а песня так и начинается: «Если вы не бывали в Свердловске…»
Значит, песня должна существовать самостоятельно. – «Едут новосёлы» – песня-эпоха. Есть
ли история этой песни? –
Она родилась в 1954 году. Я её самостоятельно разучил с мужской группой
уральского хора. Я их вместе собрал, разучил, сделал партию баянов. Вся моя
работа была без всяких худруков, хормейстеров. Мы её выучили, записали. Первое её исполнение было в 1954 году в городе Баку, где она
была включена в концерт. Она была с большим успехом встречена
азербайджанцами, и только потом Госрадио взяло её в
свою фонотеку и начало транслировать часто. И она стала как народная песня.
Её узнавали, заказывали, пели на концертах вместе со мной. Я
часто хожу на творческие встречи, где исполняю песни сам, под собственные
фонограммы, которые у меня сделаны. Есть у меня и компакт-диски, издал 42
песни на каждом сборнике. В таком виде моё творчество живёт. – Как вы подбирали тексты? Что главное
в песне? –
Я их подбираю так. Если первая строчка или первая строфа музыки меня берёт за
душу, само начало, значит, сразу рождается музыка. И дальнейшее развитие:
прослеживаю и вижу, что это стихотворение под музыку годится. А
есть стихи о событиях, о каких-то философских размышлениях, критические или
познавательные стихи – такие стихи живут сами по себе и для музыки не
годятся. В песне обязательно должно присутствовать лирическое начало, берущее
за душу. Когда она на протяжении трёх минут, не более, компактна, куплеты
один за другим идут и припев бывает, это называется контрасты, и всё ложится
на музыку благодаря настрою – песня удалась. В
песне должны быть контрасты. В мелодии должны быть вопросы и ответы, причины
и следствия. И цикличность. Мне кажется, этого достаточно. – Евгений Павлович, когда вы написали
первую песню? –
Первую песню написал на фронте на лирические стихи. Написал её очень своеобразно и исполнял на фронте. Первый куплет
начинался так: «Кругом весна, цветут цветочики…» А
как дальше – забыл. Потом
уже, когда песня была мной забыта - тема была примитивной в тех стихах, я
заказал на эту мелодию песню на стихи Михаила Пилипенко для фильма «Во власти
золота», снятого Свердловской киностудией. Она уже прозвучала с новыми
стихами и стала популярна. – Когда вы попали на фронт? –
Я ушёл на фронт 31 декабря 1942 года. Меня захватил из Москвы командировочный
генерал-майор из 158 московской дивизии. Он меня увидел на концерте в
Колонном зале Дома Союзов и сразу же мобилизовал на фронт с моего согласия.
Сели в поезд и поехали на Калининский фронт. Мной пройден путь от рядового до
старшего сержанта. Это была концертная бригада – официальная служба в
комендантском взводе или роте. Каждый
день мы куда-то ездили. Когда требовала ситуация. А их было миллион. Бывало,
что большие переходы, солдаты на привале, в землянках. Замполит-комиссар это
всё дирижирует, а ты каждый день то туда, то сюда. Всё было на этом
построено. И поёшь и разговариваешь. Играешь на баяне. А где надо – и ты будь
готов встать в строй! Медаль
«За отвагу» мне дали в апреле 1945, а потом был контужен 23 апреля на реке
Одер. Началась бомбардировка, был за рулём и попал в обстрел, произошёл
взрыв, и я потерял сознание. – Когда вы решили связать свою жизнь с
музыкой? –
Я просто любил музыку. С 8 или с 10 лет. Никогда об этом не думал. Всё шло
само по себе. Играл на балалайке, мандолине, гармошке, потом мне отец баян
купил – по восходящей. На свадьбах, на пирах я играл
запросто. Без меня не обходилось – только успевай. И танцы…
Раньше же танцы были. Играл на баяне, на аккордеоне в клубе на вечерах
танца. Выходил,
садился на сцену. Играл фокстроты, вальсы и прочее. Раньше такие танго были!
Так и играл. Делал паузу. Потом вальс начинал. На этой музыке формировалась
тогда молодёжь. Не то, что сейчас хотят: тыр-мыр.
Девицы и парни знакомились благодаря танцам. Танцы были для них событием. Одно
за другим идёт – не оторвёшь. И петь стал. У меня голос в молодости был очень
звонкий и чистый. А потом произошла ломка голоса, и я стал петь как сейчас
певцы, но с душой. – Вы попали в кружок к Староорлецкому… –
Это когда уже началась война, в 1942 году. В этом кружке я был главным
баянистом. Мне было 17 лет. Я и пел и расписывал ноты для домбр и балалаек.
Это всё было стихийно. Староорлецкий был
мобилизован, а потом приехал в нашу Нижнюю Салду ансамбль Анатолия Григорьевича Новикова. Он как
меня увидел, сразу сказал: «Я тебя беру в ансамбль». Посадил меня в вагон и
увёз в Москву. – Какая музыка тогда вам нравилась?
Кем были ваши условные наставники? –
Надо было подражать Утёсову, Дунаевскому, Клавдии Шульженко
и всем нашим тогдашним звёздам – на этом искусстве и вырастали. Я просто не
мог не подражать им. А «Марш весёлых ребят»? Это целая эпопея в моей
молодости! Это был 1934 год. Вышел фильм «Весёлые ребята». Меня так ошарашило, что я не мог оторваться от этого. – Как складывалась ваша жизнь после
войны? Как вы решились поступать в консерваторию? –
Я боялся. Это был 1945 год. Сразу пришёл в консерваторскую библиотеку и
попросил книгу по гармонии. И месяца полтора или два штудировал эту книгу. Я
на пианино играл только более-менее после двух лет музыкальной школы и хорошо
играл на баяне. Больше других способностей у меня не было проявлено на тот
момент, и я рисковал: примут – не примут. Среднего музыкального образования у
меня не было. А
меня взяли. Как фронтовика, пришедшего в гимнастёрке. Консерватория тогда
нуждалась в учениках на композиторское отделение. Такие,
как я – это было то, что надо. Через пять лет, в 1950 году, я получил диплом. Я
играл на фортепиано с утра до вечера, изучал литературу, выполнял задания по
гармонии. Изучал историю музыки, немецкий язык. Мне удавалось успевать во
всём. А сочинял я – как бог на душу положит. До этого я сочинял что-то на
баяне. Пригодилось всё. Меня
затащили в уральский хор уже на третьем курсе, в 1948 году, заведующим
музыкальной частью, когда я ещё учился. У меня было 2-3 баяниста, и я ими
руководил. Писал аккомпанементы к песням, оркестровал и разучивал для плясок.
И когда получил диплом, работал там. В
1956 году ушёл из уральского хора, потому что мне сказали, что я - эстрадник,
а они - народники. Я их послал к чёрту. И уже потом приглашал уральский хор с
новыми песнями на телевидение, где я работал. Приглашал их, разучивали,
переписывали это на запись, и песня шла. «Белым снегом», «Лён, мой лён»,
«Песня о Свердловске»… Всё записывалось именно так. Так,
например, в 1956 году Варшавский написал стихи
«Белым снегом». И я эти стихи без мук как-то переложил на музыку. Получилось
то, что надо. Или
песня «Лён, мой лён». Первый вариант песни написал Кутузов на стихи Бокова. А
я услышал эту песню и решил написать свой вариант. И я её
тоже прокрутил на телевидении. Просто договорился, чтобы поставили её. У
меня с телевидением были взаимные симпатии. Выпустили даже 40-минутный фильм
про меня, куда все эти песни были смонтированы. – В вашем творчестве были ещё и
оперетты. –
Нет, это была одна оперетта - «Рассвет над Иртышом»
для Омского театра музыкальной комедии. Просто на одну и ту же работу было
два разных названия. «Простор широкий, счастье трудных дорог» - условное,
рабочее. Шли по большому счёту требования. То, другое, пятое. Здесь должна
быть песенка, здесь – танец, здесь – драматическая сцена. Трубы, скрипки и
прочее. С этим справлялся по заказу от режиссёра. Всё выходило. И
один раз я таким же путём писал музыку к фильму «Во власти золота», режиссёра
Фролова. Там и симфоническая музыка и тромбоны, трубы – всё приходилось
делать. И получалось. Это был 1953 год. – Много времени вы сегодня посвящаете
музыке? –
Всё меньше и меньше. Если мне что-то попадёт – сделаю. А нет – я успокоился.
У меня просто другие интересы сейчас. Стараюсь философские работы осваивать
для себя. Решаю вопросы жизни и власти. Что такое народ? Что такое власть?
Для себя пишу, чтобы знать и не терзаться, что я в жизни что-то не понимаю.
Мне очень хочется понять, что сейчас происходит. Я
ошибался раньше, хотел написать так, чтобы меня напечатали. Это неверная
позиция. Нужно написать так, чтобы успокоить свою душу. Не стесняясь ничего.
А посмотрит кто-то или нет – второе дело. – 60 лет у вас пианино «Музтрест». Не было мысли его поменять? –
Когда пришёл с фронта, а это было в 1945 году, купил его. Рояль – сказочки.
Никакой роли он не играет. Надо чтобы инструмент был под рукой, чтобы настрой
был чистый. У меня пианино настроено чисто, потому что я между молоточками и
струнами резиновую ленту протянул. Оно у меня тихонечко работает, и мне этого
достаточно, чтобы настрой был десятками лет по-настоящему. Чтобы не
перестраивать. Это
моё «изобретение». Молоточки через резиновую ленту. Другие инструменты
гремят. Это надо для сцены, для аккомпанемента. А мне-то не для сцены, для
своего уха. – Но зачем вам необходим синтезатор? –
Я сейчас работаю на синтезаторе как оркестровщик.
Изображаю инструменты в оркестре. И трубы, и скрипки – всё, что угодно. Я это
дело освоил. Он тоже стоит под рукой. А потом то, что я сочиняю, ложится в электропамять. – Занимаются ли музыкой ваши дети? –
Никаким образом. Я пытался. Но занимать музыкой в детстве пацанов
– палка о двух концах. Я попробовал, испугался и сказал, что учитесь тому,
чему хотите, как хотите, но только учитесь. – Какой инструмент вы отнесли бы к
любимым? –
Такого нет. На каком заиграешь, на том и душа отдыхает.
Не придаю этому никакого значения. Музыка у меня звучит в голове, в памяти. А
как её воспроизводить – дело второе. На пианино оптимальные для меня
возможности в отличие от других. Выше этого не прыгнешь. Совершенство
стопроцентное. Талантливо
исполнить мелодию можно на любом инструменте. Можно унизить или возвысить.
Это детали. На мандолине я хотел, чтобы всё было хорошо и красиво, на
балалайке… Так оно и идёт. А баян для концертов.
Просят: дайте баян. Пожалуйста! А в иное время никогда его в руки не беру. – Ежедневно вы совершаете прогулки… –
Да, четыре с половиной километра каждый день. – Моржуете
до сих пор? –
Бросил. Потому что оно сработало в течение трёх лет – и ладно. Всё у меня в
ажуре. И давление и настроение. Это было просто любопытство. Раз люди ныряют
в прорубь, я тоже попробую. А потом продолжал регулярно. Но после сказал:
если есть дома контрастный холодный и горячий душ, то это дома, под рукой.
Это продолжение, которое и по сей день. Каждое утро. – В своё время вы много
гастролировали. Что запомнилось из тех поездок по СССР? –
Самое большое впечатление от моей полезности – Тюменская область, когда там
только осваивали газ и нефть. Я там просто безвылазно находился. Все сёла
объездил. Самолёты, вертолёты, поезд, машины. Меня по тундре снежной везли
сотни километров. Это всё осталось в памяти. Я чувствовал себя нужным. Когда идёшь на буровую за 50 километров по тундре,
а там всего пять человек в землянке. А я им даю концерты. Это запомнилось.
Надо? Надо! И так всю жизнь. И сейчас заказывают – я еду. В Чебоксарах
недавно 10 дней работал. – Ваши пожелания всем любителям ваших
песен и вообще хорошей русской песни? –
Образно я мыслить по-разному могу, а обязанность моя – труд. Хотелось бы,
чтобы мои песни не забывали, их распространяли. У меня других целей нет.
Хотелось, чтобы мой образ жизни был повторён и моими детьми и многими другими
людьми. Я считаю, что смысл жизни – в каждый момент нужно заняться самым
главным делом. Выбрать его с утра. В
нужный момент заняться самым нужным делом. Оно найдётся у каждого. Сейчас ты
должен сделать это. И хорошо, не торопясь и т.д. А потом – вот это. Так оно и
идёт. В этом практический смысл жизни. У меня была раньше привычка: кусочек
бумаги и на нём писал 1, 2, 3, 4, 5… Это так было... |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |