Туризм / Алтай / РИФформа / Музыканты ЕЛЕНА ПЕРОВА:«C ВОЗРАСТОМ СЛОЖНЕЕ
ЧТО-ЛИБО НАЧИНАТЬ»...
Специальное интервью
для Алтайского края [7 июля 2006 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Елена,
ваше приглашение в программу «Жизнь прекрасна» было сделано Михаилом
Ефимовичем Швыдким. Когда вы впервые с ним
познакомились? Елена Перова: – Мы познакомились в ноябре 2004 года. Почему был
звонок ко мне? Не знаю. Может быть, он следил за мной как за
ведущей. Честно говоря, это для меня загадка. Да я и не спрашивала его об
этом. Так сложились обстоятельства, и я этому рада. – Как состоялся ваш дебют в программе?
Что вам показалось наиболее трудным? –
На самом деле всё происходило слишком стремительно, поэтому влиться в суть,
наверное, и было самым трудным. Очень быстро найти какую-то органику в нашем
дуэте, хотя, безусловно, при первой же встрече мне стало понятно, что мне будет
легче, чем ожидала. Михаил Ефимович - человек экстраординарный, и у него
масса положительных качеств, как-то: и чувство юмора, и очень здоровое
отношение к себе. Время трудности стирает, и кажется, что всё было достаточно
легко. Сказать, что было трудно и надо было что-то преодолевать – нельзя. – Насколько сценарий программы
позволяет вам проявлять своё творческое начало? –
Сценарий, и как мы называем нашу программу – это документальный спектакль.
Потому что сценария у нас как такового нет. У нас есть какие-то намётки,
предположения, как будет развиваться передача и связи с гостями, которые к
нам приходят. Приблизительно мы знаем, от кого что ожидать. Чёткого сценария,
которому мы следовали и который нас как-то угнетал
своей бескомпромиссностью – такого нет. Какие-то экспромты, которые
рождаются, шутки – всё происходит моментально, прямо на съёмках. – Был ли случай на программе, когда
пригодилось ваше знание театра, музыки? –
У нас же не экзаменационная программа, люди вспоминают какие-то события, и какие-то
совпадают с моими знаниями. Что-то я узнаю впервые, и это очень интересно.
Скорее, не мои знания пригождаются в программе, а знания Михаила Ефимовича
пригодились мне. Когда я его слушаю, многое открывается мне впервые, вновь. – Длительна ли подготовка к программе? –
Я не буду рассказывать технологию процесса, потому что есть определенный
штат, который работает над программой, в определённом взаимодействии мы
существуем, обсуждаем перед съёмками, что и как будет происходить, определяем
очерёдность, последовательность и т.д. Нельзя сказать – длинная или короткая,
потому что всё относительно. Относительно чего длительная
или короткая? Это не простое дело. – Чему вы научились, работая рядом с
Михаилом Ефимовичем? –
Умение и понимание приходят постепенно, не как озарение, не как вспышка.
Естественно, какой-то процесс обучения происходит. Только он достаточно плавный. Поэтому выделить то, что не умела
раньше, мне сейчас довольно сложно. Я существую на площадке органично и
наблюдаю за всем происходящим не без удовольствия. Сказать, что программа
научила меня прыгать не на метр, а на полтора в высоту – я не могу сказать.
Разумеется, чему-то научилась. Какой-то опыт, конечно же, пришёл. Но дело в
том, что это не измеряется формальными величинами. Самым главным элементом
нашего диалога является экспромт. – Какие участники программы вам более
интересны? Более старшие, ваши ровесники или молодое
поколение? –
Мне интересны все исполнители, которые это делают классно. Возраст не имеет
значение для меня. Как Тамара Гварцителли, так и
Юлия Савичева. Разброс велик. Важно, как человек это делает. Если я смотрю на
Сашу Панайотова и получаю удовольствие от того, что он делает, что я слышу, то в этот момент мне
всё равно, сколько ему лет. Мне не важно, висит на нём кожа или натянута
ровно. Другое дело, что у молодых исполнителей со вкусом беда. Но это уже
дань времени. – Должна быть определённая музыкальная
культура? –
Культура должна быть у каждого человека, но, к сожалению, это невозможно. У
музыкального исполнителя в первую очередь. Потому что он несёт культуру в
народные массы. Хотя, с другой стороны, массовая культура никогда не была
чем-то очень ценным. Всегда были развлечения, не требующие никаких умственных
затрат. – Когда жизнь прекрасна для вас в
программе «Жизнь прекрасна»? Что для этого необходимо? –
Для того чтобы уяснить, что жизнь прекрасна, необходимо понять, что не надо
репетировать свою собственную жизнь и жить ей в данный момент и сейчас. Не
думать о том, что завтра будет лучше, а послезавтра встретишь ещё лучшего
человека, а послепослезавтра и дом построится и ещё что-то произойдёт.
Необходимо действовать в данный момент и прямо сейчас и радоваться тому, что
тебе даётся сейчас. Не думать о том, что чего-то недодали. Потому что всё по
справедливости. А если вдруг сейчас не клеится, не ладится, то это повод
заняться чем-то другим в этот момент и не отчаиваться. – Вы закончили одновременно два
института, настолько далёких от ваших сегодняшних занятий, что впору
спросить: а для чего тогда два? –
В тех институтах, в которых учат тому, чем я сейчас занимаюсь, на корню
отрубают всё творческое начало. Вы посмотрите, сколько выпускников каждый год
выходит из музыкальных училищ, институтов культуры и т.д. Я захотела изучить
какой-то другой сегмент жизни и профессии, дабы расширить свои горизонты. А о
том, как петь, я понимаю. К счастью, научилась это делать без окончания
музыкального училища посредством посещения замечательного педагога. В этом
смысле могу назвать себя профессионалом. Мне совершенно не нужно было для
этого заканчивать Гнесинское училище, в котором
всех чешут под одну гребёнку и выходят абсолютно безликие исполнители. – Почему экономико-статистический и
гостиничный менеджмент и туризм? –
В тот момент это мне показалось интересным. Не гостиничный менеджмент, а
туризм. Собиралась поступать в международную журналистику, но в какой-то
момент раздумала. Я совершенно не экономист и, более того, не продюсер. Во
всяком случае, пока в себе таких амбиций не чувствую. Мне просто было
интересно это изучить. Когда поступала, мне это было любопытно, а сейчас я,
наверное, не пошла бы в этот институт. – Вы очень много фотографируете. –
Нет. Фотографирую редко и мало. Но метко. – Какая из последних фотографий
вызывает у вас удовлетворение от проделанной работы? –
Она у меня не одна. Есть несколько работ, которые мне очень нравятся. Но
описать, что на них изображено – не берусь, мне кажется, это не правильно.
Удачная фотография – удачно пойманное настроение. Это то же самое, что в
музыке и в любом виде искусства. Если в кинофильме есть настроение и оно
чётко совпадает с реальностью – тогда это удача. Исключительно постановочная
фотография для меня скучна. Удачное настроение нужно не только фотографа, но
и настроение окружающего пространства. Если в этот момент
что-то происходит, что очень ярко характеризует настроение того человека,
которого снимаю, или погоду, или небо, которое в этот момент какого-то
определённого цвета, или ветка склонилась над рекой, и это снято неформально,
а с каким-то внутренним отношением и любовью – то очень много составляющих
сегментов удачной фотографии, песни, аранжировки, да чего угодно. Есть
какие-то и пустые, проходящие работы. – В одном интервью вы отметили: чтобы
заявить миру о себе, нужны не только знакомства, но и деньги. Вопрос - какому миру? И стоит ли овчинка выделки? –
Для того чтобы как можно большее количество людей о тебе узнало в данный
момент времени, средства на это, конечно же, необходимы. Это так. Другое
дело, если есть такая задача у человека, он стоит на сцене и ему всё равно,
кто в его зале будет сидеть. Ему главное - количество, а не качество, то
тогда это, наверное, наилучший способ. Хотя знаю примеры, когда были вложены
неимоверные деньги, но никакой отдачи
так называемый артист не получил. Это выстреливает так же, как и
русская рулетка. И очень много достойных музыкантов, которые, к сожалению,
сидят пока на мели. И может быть, никогда не всплывут. Важно для себя понять:
хочешь ты этим заниматься или нет. Другое дело, какой результат. И для кого что является результатом. – Песней от радости пишется меньше
всего. Почему? Ведь так порой не хватает именно песен радости! –
Когда у человека радость, он её распыляёт, как пепел по ветру. А когда
случается горе, оно находится у него внутри. И тогда через эту сублимацию,
через осознание, самоанализ, понимание, через внутренний тремор [Тремор (лат.
tremor -дрожание) - непроизвольные, стереотипные,
ритмичные колебательные движения частей тела (чаще рук, головы, нижней
челюсти, ног), вызванные мышечными сокращениями - Е.Г.], который в тебе сидит
и не даёт твоему мозгу покоя, когда ты не можешь переключиться на что-то и ты выливаешь свои отрицательные и переживательные эмоции, например, в песню. Радость может
интересовать многих людей, хотя не каждый умеет радоваться счастью другого. А вот горе твоё, уж точно, никому не нужно. Разве
что злопыхателям, которые в этот момент будут
потирать руки. Когда
радость, не хочется писать. Хочется радоваться. – Вы привыкли полагаться только на
себя, вы сами принимаете решение и идёте к своей цели… –
Я полагаюсь на себя просто потому, что зачастую просто не на кого положиться.
Меня так воспитали родители, прекрасно осознавая то, что в жизни решения чаще
придётся принимать самому. Если ты хочешь своей жизнью управлять сам, то,
соответственно, решение и ответственность за неё будет лежать только на тебе.
В любом случае, это не имеет никакого отношения к тому, мужчина ты или
женщина. Есть много мужчин, которые совершенно не умеют ни решение принять,
ни ответить за совершённый поступок. Я не очень приветствую, когда девочек
воспитывают в духе патриархата. Наступили совершенно другие времена, и это
абсолютно несовременный подход к жизни. – Предложение Леонида Сигалова – ваш
выигрышный билет или это цепь закономерных событий? Что такое везение и удача
для музыканта? –
Я записала бы альбом и без Сигалова. Вторую пластинку «Даты» я записала
совершенно самостоятельно, на собственные средства, собственные песни. И с
первой пластинкой было так же. И с видением, как это должно звучать. Я считаю
это наиболее удачным результатом, чем та пластинка, где принимали участие ещё
какие-то люди. Никто не знает, как бы было, если не случилось того или иного
предложения. Может быть, оно было бы и лучше. Поэтому не всегда то, что с
тобой происходит, лучше того, что с тобой было уже. Но это не повод, чтобы
останавливаться. Для
музыканта, конечно же, важны удача и везение. Очень
много факторов, которые необходимы для того, чтобы стать первым хотя бы на
какое-то время. Очень важно понять тот момент, когда стоит прекратить чем-то
заниматься и понять, что лучшее уже сделано, и заняться чем-то ещё. Когда я
вижу пожилых людей с длинными волосами, заплетёнными в хвост, в косой куртке
– считаю, что они застряли во фрагменте и совершенно перестали развиваться. – Ваш путь в свою музыку начался с
устранения дискомфорта внутри себя. Почему вы нашли в себе силы отказаться от
роли марионетки, когда эта роль сулила деньги и красивую жизнь? –
Потому что мне эта роль просто претит. А то, что какая-то мифическая красивая
жизнь и какие-то деньги - это на самом деле не единственный способ обладать
деньгами и строить себе красивую жизнь. Можно это делать самостоятельно и
радоваться тому, что ты это сделал сам. А то, что я вижу в лице своих бывших
коллег – это, честно говоря, абсолютное убожество. Потому что люди взрослеют,
они ничего не делают, у них ничего не происходит, живут по инерции, и они
абсолютно не приспособлены к тому, чтобы делать что-то самостоятельно. Время
идёт. И с возрастом гораздо сложнее что-либо начинать. В
любом случае, я почувствовала в себе силы жить самостоятельно и не плясать
под чужую дудку. Если уж говорить о каких-то мифических деньгах, то пусть у меня их будет меньше, но моя совесть и моё внутреннее «я»
будет спокойно. И мне не будет стыдно через десять лет за себя сегодняшнюю. – Какова ваша главная цель? –
Она внутри меня. И я её вряд ли буду озвучивать до
того момента, пока я её не достигну. – Когда вы написали первую свою песню?
О чём была она? –
Это очень тонкий вопрос. Я бы не стала вносить ясность, какая это была песня
и когда она была написана. Пусть это останется моим личным секретом. Хочется
оставить это при себе. – Что для вас главное в вашем
творчестве? –
Абсолютнейшая искренность. Я пишу о том, о чём переживаю, думаю, вижу,
наблюдаю и делаю выводы. И если это не имеет какого-либо масштабного отклика,
это не значит, что себя нужно как-то переквалифицировать. Я из другой породы
людей. – Писать тексты для своих песен,
работа со словом – большая ответственность. Кто вас из мастеров слова
направляет по жизни? –
Если говорить о наших современниках, о моих коллегах по живой музыке, то я
очень ценю, что делает Саша Васильев из группы «Сплин». Я очень люблю
Цветаеву и прозу Набокова. Цветаева мне нравится сама по себе. Я не хотела бы
разделять, разбивать творчество на
какие-то периоды. Мне этот человек интересен весь. Ещё люблю очень
Владимира Владимировича Маяковского. Я люблю из его творчества то, что
сопровождало становление Советской власти. – Ваши родители – музыканты театра
Сатиры. Как вы сказали, дело недоходное. Что было главным для них? Что они из
своего отношения к искусству передали вам? –
Для них главным было заниматься тем делом, которое им нравится. Всё, что им
нужно было для жизни, у них худо-бедно, но было. Они меня научили лёгкости
отношения к каким-то благам. Есть – есть, нет – ну и чёрт с ним. Есть
совершенно другие радости в жизни. И тем не менее
нельзя сказать, что они инертны, они стремятся к тому, чтобы жить легко,
приятно и удобно. – На днях у вас был юбилей.
Поздравляю. Насколько я понял, вы его отметили во Франции? –
Я не отметила, а готовилась. Потому что я накануне играла в программе «Форт-Байярд». А отмечала день рождения за городом в
Москве. Туда позвала только близких друзей и замечательно провела время, без
каких-либо клубных вечеринок, дорогих ресторанов и пафосных блюд. Мне
неприятно сборище людей, которые занимаются лишь тем, что разглядывают
костюмы друг друга. Современные тусовки отличаются
именно этим. Поэтому я туда не хожу. А если хожу, то хожу, как в цирк. – Самое оригинальное поздравление,
полученное вами? –
Они все отличались оригинальностью, и не хотелось бы выделять что-то одно.
Все отличились будь здоров! – Что главное на данном отрезке
жизненного пути вам удалось свершить? –
Анализ прошедшего – занятие не на один день. Моя жизнь на виду в той степени,
которая она собственно есть. Вы видите меня в телепрограмме «Жизнь
прекрасна», вот сами и сделайте для себя вывод – успех это или нет. – Мне кажется, «Жизнь прекрасна» не
столь важна для вас, как музыка. –
Музыка - это то, что живёт внутри меня. Я могу заниматься ещё несколькими
делами, которые тоже мне будут нравиться. Я не буду вступать в конфликт с
собой, занимаясь ими. Год назад я записала, на мой взгляд, хорошую пластинку.
Это достижение, которое радует меня и по сей день,
как бы трудно не было мне её продвигать. Это одно из пожеланий, мечта, но я
не зацикливаюсь на моменте, когда что-то не
выходит. Я продолжаю свою деятельность - и умственную, и физическую. – Ваши пожелания всем любителям
программы «Жизнь прекрасна» в городе Бийске Алтайского края? –
Не забывайте о том, что жизнь прекрасна не только в эти два часа, когда
смотрите эту программу и которая вам чем-то помогает, но и вообще. Почаще оглядывайтесь вокруг себе, поменьше думайте о себе
как о неком эго и больше делайте для других людей. И тогда, видя радость своих близких, будет точно понятно, что жизнь прекрасна. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |