Туризм / Алтай / РИФформа / Музыканты МИХАИЛ МУРОМОВ:«СТАВЛЮ
ТОЧКУ ТАМ, ГДЕ СЧИТАЮ НУЖНЫМ»...
Специальное интервью
для Алтайского края [19 марта 2010 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Михаил
Владимирович, расскажите о ваших творческих планах. Михаил Муромов: – У меня вышло в общей сложности 11 компактов и
один mp3 – 53 песни. Ещё остаётся много музыки. Хочу
выпустить диск, чтобы было песня – музыка, песня – музыка. Есть
в запасе песни, но просто не знаю – надо ли? Всё равно будут просить «Яблоки
на снегу», «Странная женщина» и «Афганистан». Раньше меня это раздражало, но
сейчас как-то к этому привык. Хотя,
с другой стороны, приезжают, например, из Киева купить права на песню
«Флюгер», сделать ремикс. Откуда они это помнят? Пришла
одна известная певица в шансоне и начала петь мне песню «Бессонница». Откуда
она её помнит? Не представляю. У
меня есть обойма песен, которые хочу записать – романсового стиля, песни у
костра. Но, в принципе, с этим не тороплюсь, потому что песни у меня чисто шлягерные – типа «первая и последняя любовь». Пока не
знаю: стоит это воплощать или не стоит? Зачем заполонять? В
своё время начал много писать, а оказалось, что это не совсем то и не надо
столько. Нужны ударные шлягеры. Например, «Ариадна» - ударная песня. А,
допустим, песня «Улетай» осталась как-то в стороне. А
песня «Фристайл», в общем-то, хитовая. Даже группа,
которая у меня была, «Высший пилотаж», сейчас называется «Фристайл». А в своё
время они и не знали, что такой фристайл – сами они из Полтавы. Хочу
записать много музыки театра и кино: мною записано пять кинофильмов, 20 часов
музыки для театра, балеты. Слишком много наделал в своё время материала. У
меня есть пяток новых песен, но зачем они? Есть много песен, которые исполняю
со сцены просто под гитару. И они пользуются сумасшедшим успехом. Но
всё равно будут просить «Яблоки»... В
одном городе мне с самого начала начали кричать «Яблоки!». Я говорю: «Ну,
хорошо». И начал петь подряд. Планировал спеть шесть раз. Но после третьего
раза стали говорить: «Ладно, хватит. Спасибо». Вообще-то,
дурачусь, когда выступаю. Например, могу спеть в рэповом
варианте: «Я-бло-ки-на-сне-гу. Ро-зо-вы-е-на-бе-лем».
Мне самому весело. В одном месте спел «Яблоки» в стиле техно-диско.
А мужик прямо в рядах встаёт и говорит: «Не-е-ет.
Надо, как было». Люди не понимают. «Яблоки»
написал в 1975, а запустил их только в 1978 году. Так вот они до сих пор
работают! Текста
Гимна СССР, теперь России никто не знает. А «Яблоки» знают все. Что делать? В
своё время Минаев написал пародию на меня. Вначале спросил меня, конечно. Эта
пародия начинается так: «Миш, а следующий наш персонаж – Михаил Муромов. Миш, ты только не обижайся». И у него такие
слова: «Яблоки на снегу. Зависть берёт к кумиру, Песня народов мира. Вряд ли
я так смогу»... Я
долго могу говорить. Всё-таки преподаватель, биохимик. Преподавал биохимию, теорию
мяса – читал лекции в институте. – Кандидатскую защитили? –
Не защитил. Поковырялся, поковырялся, сделал очень много. Собственноручно изготовил
три прибора. У меня диссертация так называлась, что её ни один корреспондент
не может повторить: «Исследование изменений в процессе хранения некоторых биохимических
свойств мяса, высушенного в жидких теплоносящих
средах в условиях вакуума». Вот такая диссертация. – Почему не стали защищаться? –
Просто применил арифметику. Посчитал, что после диссертации буду получать 153
рубля. А я уже в то время жил на 500. Резона никакого не было. Кроме
того, лаборатория, где работал, была без вытяжной вентиляции. А всё связано с
химией. Выходишь вечером из лаборатории, рукой проводишь, а у тебя со щеки
хлороформ, а во рту уксусная кислота. У меня начали волосы облезать, зубы
крошиться. Джинсы облезали за два месяца. По колени в труху превращались. Зачем
мне это было надо? Ушёл.
Меня приятель пригласил, и пошёл работать в ресторан. Там сразу совсем другие
деньги. Причём, он позвал меня работать замдиректора. Я прикинул:
замдиректора – это что? Скатерти, ложки, битая посуда. Пошёл работать
метрдотелем. И денег больше и хлопот меньше. – Люди, которые работали в прошлом с
мясом, говорят, что практически всё, что есть сегодня на прилавках – есть
нельзя. –
Нельзя конечно. Со мной рядом, в соседней лаборатории работал парень и писал
диссертацию, которая называлась «Изготовление колбасы с добавками мяса». И
защитился. Было бы желание защититься. Мать
велела, чтобы я пошёл в аспирантуру. Сделал патентную экспертизу, изучил
невероятное количество всяких патентов. Причём, натыкался на такие – «Рецепты
пролонгированного хранения срезанных цветов». Это было в моём подразделе. Или
«Сушка дерева в жире». А у меня сушка мяса. Сублимированное мясо – это когда
воздух откачиваешь, а само мясо замораживаешь. Сделал
исследование по старению мяса. Мы не знаем, от чего сильно стареем. В первую
очередь, от движения транспорта. Мы в нём трясёмся, а этот дриблинг – как раз
старение. Помните дедов в фильме «Белое солнце пустыни»? – «Ну, как деды?» –
«Давно сидим». Аксакалы оттого, что просто сидят, меньше стареют. Тряска
– первый фактора старения. Плюс высокая температура. У нас 36,6. Если мы
будем жить в температуре, если воздух такой будет – 37, будем быстрее стареть.
Поэтому температура Прибалтики лучше для сохранения жизни. Много
времени просидел в патентной экспертизе… – Вы ходили в горы. Занимались
скалолазанием? –
Скалолазанием не занимался. На Эльбрус ходил в кедах. 6200 всё-таки. По пояс
в снегу нормально прошёл. А назад на заднице, на
полиэтиленовом пакете съехал. Ходил
в горы много, но скалолазанием не занимался. Единственный раз пошёл спасать мужа
одной моей приятельницы. Нырял в щель. Страшно, темно. Правда, сделал своими
руками полиспаст, чтобы потом можно было вытягивать. Система блоков, всё это
было распёрто на балках. – Помните, как впервые пришли в спорт? –
Я пошёл на стадион Юных пионеров записаться в секцию велосипеда. Но когда увидел,
как заваливаются на треке, мне стало это неинтересно. Перешёл через дорогу, а
там – бассейн «Динамо». Записался в плавание. Это
наиболее правильный вид спорта. Плавание и бег. Штанга меня никогда не
влекла. Там надо сильно напрягаться. Боксом занимался, дошёл до первого
разряда. Но плавание своё взяло. Выполнил мастера. Шестым в стране плавал. Мой
первый тренер в «Динамо» был просто красавец. Потом, когда я переехал, рядом
со мной был Дворец пионеров. И там была общество «Юность», я начал плавать за
него. Хотя, всё время тяготел к «Динамо». И
в итоге выполнил мастера спорта по «Динамо». В «Юности» был маленький бассейн,
а в «Динамо» сделали открытый, 50-метровый бассейн. Это больше тренирует. 25
метров могу проплыть брасом с тумбочки за два гребка. Недавно в фитнессе тренерам сказал об этом, так они не поверили. А
у них бассейн 20 метров. Я говорю: «Могу вообще без гребка проплыть его. С
одного толчка. Но здесь у вас скользкий бортик, поэтому один гребок мне будет
нужен». Они говорят: «Это невозможно. Минимум пять гребков». Пришлось
показать и разубедить. Люди
не понимают: что такое мастер спорта, а что такое первый разряд. Это большая
разница. Как это пишут в обществах: «Подготовить спортсменов 3 разряда – 20
тысяч человек, спортсменов 2 разряда – 10 тысяч человек, 1 разряда – 500
человек, кандидатов в мастера спорта – 10 человек, а мастеров спорта – тире». Потому
что неизвестно – потянет человек на мастера или не потянет. В
принципе, научился, как следует плавать, когда бросил заниматься. Научился
хорошо скользить и рационально делать гребки. Это произошло само собой. А
до этого «лопатил», как Володя Буре, папа Павлика. Напахивал,
как бешеный. А это совсем не нужно. Надо скользить. Вот в чём всё дело. Когда
мне надо было бегать за институт (мне приходилось бегать и за армию), одна девочка
подсказала, как делать старт. И я сразу прибавил 0,5 секунды. Она показала
технику старта. Мы
как бежим? Стартуем и сразу открываемся. Нельзя. Надо поджать подбородок и
метров 15 пробежать с опущенной головой. Это техника. – Первое, что вы изготовили в музыке,
была гитара? –
Я случайно на Балтике поймал кокос. Срезал его наполовину, обтянул
полиэтиленовой плёнкой, поставил «кобылку», натянул струны из лески и сделал
гриф. Типа банджо. С
детства играл на виолончели. А потом мой приятель Володя Антоненко
научил меня играть твист, а затем «восьмёрочку».
Сначала играл на семиструнке, а потом пошли шестиструнки. Поскольку у меня была виолончельная школа,
нотная грамота, всё давалось легко. Единственное – сольфеджио никогда не
любил. Иногда
музыкантов спрашиваю: «А сколько бемолей в си бемоль миноре». И всегда все
отвечают неправильно. Все говорят пять, думая про чёрные клавиши. А само-то
си? Ровно,
как корреспондентов спрашиваю: как пишется брандспойт. Никто не может
сказать. И только одна женщина в Свердловске сказала правильно. Или
спрашиваешь: «В каком слове семь букв «о» и больше гласных нет?». И тоже идёт
пробуксовка. Вообще,
мне с корреспондентами и поэтами трудно разговаривать. Слишком много знаю. А на
слово всегда даю подсказку: на первой стране любой газеты обязательно есть.
Обороноспособность. Обязательно есть на первой полосе. В хорошей газете. В
«Гудке», например (смеётся – Ред.). – Это идёт от вашей огромной
библиотеки? –
У меня один раз был концерт, где звукорежиссёром был диск-жокей. Сейчас его принято
называть «ди-джеем». Правильно – диск-жокей. Он дал такую мощность! А это был
День пожилого человека. Сидят
одни «белые», как снег головы. Тётеньки, дяденьки, ветераны Войны и Труда. Он
как дал им по ушам! Я ему показываю большим пальцем вниз: тише, тише. Без
результата. А он сидит на балконе, наверху. А рядом с ним всегда стоит моя
помощница. И тогда показываю: всё! В
общем, она его остановила, и я начал читать стихи. Гумилёва, лирику
Маяковского, которую собственно никто не знает, Мережковского. То, что мало
кто знает. Все сидят, слушают. Минут
сорок читал. А потом говорю: «Ну, а теперь концерт». А они говорят: «Не надо!
Давайте читать ещё». А
поскольку вы с Алтая, я работал в Алтайской филармонии в Барнауле. Мой дед
работал на металлургическом комбинате Алтая. У меня даже где-то была его
печать: «Инженер-технолог Муромов Сергей
Иннокентьевич». Куда-то она делась – не знаю. И
я объездил весь Алтай: Бийск, Белокуриху. В
Барнауле один раз работал концертов десять. Но там зальчик небольшой. А
потом работал на стадионе с Аркановым и Жванецким. В
это время во Дворце спорта выступали «Песняры». Я
сходил, посмотрел. Они благородно работают. Мне нравится. У них минимум
дерготни, работают стационарно. Всегда хорошо одетые,
хороший звук – фирма. – Как вы относитесь к поэзии? –
Вообще, не люблю читать со сцены. Стихи знаю, читаю. У меня цепкая память,
быстро запоминаю. Люблю
читать на ночь «Устав Коммунистической партии», «Конституцию СССР». Читаешь,
читаешь, а потом одну строчку ездишь, ездишь – и засыпаешь. Как снотворное. Люблю
книжки про пограничников. Но
мемуары маршала Жукова, воспоминания про войну – не
очень интересны. Интересно, когда что-то происходит. Люблю всякого рода
атласы, исторические книги. «Войну и мир» больше восьми-десяти
страниц прочитать не мог. Утомляет. Я
много читал на английском, на французском без
перевода. Люблю
книги, которые ближе к руке, которые взял – и почитал. – Вы общались в рамках поэзии с Юрием
Владимировичем Никулиным? –
Просто я ему читал Державина, Пушкина, а он мне говорит: «А вот одно
четверостишие не дочитал». Я говорю: «Игорь Владимирович, я ставлю точку там,
где считаю нужным». – «Да, наверное. А можешь дочитать то четверостишие, что
не дочитал?» – «Пожалуйста, не вопрос». Это
было в клубе ветеранов МВД. Домик двухэтажный такой есть, около Калининского
проспекта. – Вы попробовали писать много разной
музыки. Почему? –
Шлея под хвост попадает. Или мне дали, например, стихи, но они мне не
нравятся. И я не буду писать. Лариса
Рубальская дала мне стихи «Странная женщина», которые
у неё два года пролежали, я пришёл домой, сел за фортепиано и получилась
песня. Правда, переписывал её двести раз. Не удовлетворяло то, что
написалось. «Ариадну»
трудно петь. Три октавы. Там такая дыхалка
нужна, чтобы нормально спеть! А у нас народ неправильно поёт. Совсем неверно.
Петь надо в глотку, а народ поёт в горло. – Вы брали уроки вокала? –
У меня уже группа была в 7 классе, и я пел. Но распелся только в 1983 году. Я
стал петь так, как меня научили в Америке. Мне сказали: «Надо петь 10
процентов наружу, всё остальное в живот». Этому трудно научить. Кроме того,
нужна хорошая дыхалка. А
поскольку у меня плавание, пять с половиной лёгкие, дыхалка даёт возможность. Могу
пять минут без воздуха сидеть, три минуты в воде. От дыхания зависит и от
экономии пользования, того, что ты вдохнул. – Вы на спор рекорды устанавливали? –
Было. За дивизию плавал десять заплывов по сто метров. Дивизия заняла второе
место. – Ваши пожелания любителям вашего
творчества на Алтае? –
Чтобы слушали всё остальное. Есть у нас, что послушать – Малежик,
Глызин. Не считаю себя гением. Я учёный, а заодно и
сочиняю. Стал сочинять, впрягся – теперь надо тянуть. Берегите
природу. Природа Алтая удивительна. Люблю Горный Алтай, где рыси… |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |