Туризм / Алтай / РИФформа
/ Музыканты ИРИНА КРУТОВА:«ДЛЯ
МЕНЯ ОТКРЫЛСЯ РОМАНСОВЫЙ МИР»...
|
|
||||||
Евгений Гаврилов: –Ирина,
несколько слов о ваших ближайших планах? Ирина Крутова: – В ближайшее время – это гастрольные концерты.
Выступления не только в Москве, ва
Дзержинске, Нижнем Новгороде, Перми, Томске, сибирские гастроли. Достаточно
много планов. Не говоря о записях дисков. Планов, как говорится, громадьё.
Было бы время и силы всё это реализовать. Что
касается оперы, не могу сказать, что это моя мечта, это одно из моих желаний,
достаточно реальных. Конкретно две партии, в которых мне хотелось бы себя
проявить – это партия Татьяны в опере Петра Ильича Чайковского «Евгений
Онегин» и Мими в опере Джаккомо Пуччини «Богема». Музыка гениальная. С
Чайковским и Пушкиным вообще всё понятно, это идёт ещё с детства. В какой-то
момент была покорена тем образом, который был преподнесен Пушкиным
изначально, а потом, когда узнала музыку и партию Татьяны, меня привлекло к
этому образу окончательно. И
Пуччини – гениальный композитор. Его музыкальный язык мне интересен и близок. Хотелось
бы исполнить это в опере, в постановке. Но считаю, что всему своё время. Есть
концертные постановки этих опер, которые вполне возможны в ближайшее время.
Всё реально. Это
не далёкая мечта: то, что я хочу в оперу. На самом деле в театр мне не очень
хочется. С его режимом и театральным графиком. Я, скорее, концертная певица.
Живой концерт и непосредственный контакт с публикой, который на концерте
немножко другой, чем в опере. Это мне ближе, интереснее. Наверное,
общая структура театра мне не очень близка. Не то чтобы я хочу быть независимой
от всех и вся. Это не совсем так. Наверное, я себя свободнее чувствую
непосредственно на концертной сцене, эстраде. Это естественнее для меня. Хотя
взгляды многих хороших режиссёров, их мысли, безусловно, гениальны, и хотелось
бы поработать с ними, но часто бывает, мнение навязывают. Считается, что
актёр – человек подневольный. Может, в связи с этим слабое желание попасть в
театр. Возможно,
просто сейчас нет такой задачи. Есть мысли относительно интересных концертных
программ. И это сейчас больше занимает. А
ещё больше занимает меня моя маленькая дочь. Жизнь с ней стала более
интересной и насыщенной. – Когда жизнь вас свела с романсом и
когда вы его полюбили? –
Концерт «Романсиада» стал в моей жизни знаковым и открыл для меня романс. Его
руководитель, Галина Сергеевна Преображенская, помогла мне открыть тонкости
романса, понять, что он мне близок. Этот
опыт был непростой. В конкурсе участвовала дважды и первый раз не совсем
удачно. Это меня повернуло в романсовую сторону. Сделала для себя
определённые выводы, углубилась в тему и поняла, что это очень интересный
жанр. Не только старинный, а и современный. Смотря что подразумевать под
романсом. Советская песня в большом своём множестве – романс, в ней есть
чувства и т.д. Получилась
такая история. Об этом конкурсе узнала моя мама и спросила: «А почему бы тебе
не поучаствовать?» Я тогда была ещё студенткой консерватории начальных
курсов, и программа там несколько иная: старинные арии, коррезы и т.д. По
программе учебных заведений. Выяснилось,
что романсов, как таковых, в моём репертуаре нет. До этого песни, арии –
такой всем давно открытый мир. Старинный романс не настолько широко был для
меня понятен, ясен. И когда начался поиск, для меня открылся этот романсовый
мир. В
связи с подготовкой к конкурсу «Романсиады» я в этот материал углубилась. К
первому конкурсу я оказалась не готова. Всё получилось достаточно стихийно.
Оказалось, что мало времени, и всё было на скорую руку. А
дальше, ко второму участию в конкурсе, уже была в Москве и могла лично
познакомиться и посоветоваться с Галиной Сергеевной, которая тонко подобрала
мне репертуар. Хотя она не совсем была уверена, что всё будет мной настолько
глубоко прочувствовано. Тем не менее, всё удалось, оказалось, не зря, и всё получилось
очень интересно. – Получается, началось всё с мамы… –
Маме вообще всем обязана. Она меня всегда подогревала, радела моими
выступлениями на различных конкурсах. Ранее, когда будучи ещё девчонкой
ездила, поддерживала меня, помогала, выслушивала, высказывала своё мнение. Мама
и папа для меня вообще первые люди, которые всегда рядом, всегда посоветуют и
скажут своё мнение, на которое я, естественно, всегда опираюсь и уважаю. Мой
папа – строитель, а мама – инженер-электрик. Кажется, что это далеко, но
оказывается, что в душе они романтики и люди поющие. У отца прекрасный голос,
любит петь и слушать. Всё
не пришло ниоткуда. У прабабушки был великолепный голос, и её приглашали в
хор Пятницкого. Видимо, есть откуда всему этому взяться. Родители
имели эстетический вкус, который мне и привили. Не обязательно
непосредственно музыкой. Но во всяком случае они меня отвели в музыкальную
школу и тем самым сделали многое. Песня
в моей семье – это я. Постоянно пела с детства, с этим связаны какие-то
смешные моменты и серьёзные переживания: выступления, конкурсы.
Профессиональное творческое начало в нашей семье вертелось вокруг меня.
Музыка всегда у нас звучала. А
когда родители поняли, что я не просто что-то напеваю, а без этого ничего не
получается, обратились в творческом плане все в мою сторону и меня
поддержали. Думаю,
сыграло роль уважение к ребёнку, к каким-то его проявлениям. Они вовремя
заметили и услышали, что это всё не просто так. Чутьё и бережное отношение
проявилось с их стороны. Они могли не поддаться и не продолжить это.
Наверное, их скрытый романтизм проявился и проявляется во мне. Мама
вообще всегда была моим первым критиком. Она, увидев какие-то выступления,
высказывала своё мнение. В основном говорила, что не так! Порой я
раздражалась: не может же быть всё время не так. О хорошем не говорилось, оно
само собой подразумевалось. Тем
не менее, мама и сейчас делится своими впечатлениями о каких-то моих
концертах, у неё есть записи. Совсем
недавно была передача «Романтика романса» на канале «Культура». Естественно,
все волновались. Мама просмотрела, и я ждала её звонка. Ну, думаю, сейчас
скажет: вот здесь было так, а здесь так, а это не так. И когда она позвонила
и стала говорить, как мной гордится, как рада и как всё было красиво, то это
меня, мягко говоря, поддержало, порадовало. Потому что первая реакция,
которую ждёшь, – реакция близких, родителей. Как они ко всему этому
отнесутся, оценят? Слава богу, понравилось, и всё было хорошо. Мама
всегда меня поддерживает добрым словом: «Не переживай, всё хорошо!». Как и
любая мама, наверное. Большую
роль сыграла родительская любовь. – Как вы пришли от фортепиано к
вокалу? –
К вокалу профессионально пришла, как бы сказали многие, поздно, но, видимо,
всё было правильно. У меня фортепианная, дирижёрская школа и только потом
вокал. Считаю, что образование у меня неплохое. Только потом был вокальный
факультет на базе всех приобретённых ранее знаний. Это правильно. Когда это
односторонне и однобоко, то, наверное, приносит меньшие результаты,
получается поверхностно, невозможно глубоко понять суть предмета. – Ваши самые яркие ранние
воспоминания, связанные с вокалом на сцене? –
Сложно сказать однозначно. В какой-то момент их было не то чтобы много, но они
были сконцентрированы. Они все были интересные. Были и телевизионные
конкурсы. Например, «Золотой ключик» в Краснодаре, затем Всероссийский
конкурс «Дельфийские игры», которые тоже принесли интересные результаты. Очень
ярко помню выступление, но не в качестве одной солистки, а в народном
коллективе, где мы блестяще выступили и получили первое место на конкурсе.
Впечатлений было море. В этой народной музыке я тогда проявилась, и, может,
это тоже подвигло меня продолжать заниматься и петь. До
этого была просто музыкальная школа и общая программа. А
потом участие в хоре... Тогда мне было лет десять. На базе школы у нас
существовал народный хор. Руководителем была Наталья Александровна Муртавина,
замечательная женщина и профессионал. Она всё так интересно рассказывала,
показывала и увлекала, что оказала на меня благотворное влияние. Много
можно вспоминать историй, но вот этот момент был интересным и ярким по
ощущениям. Было приятно, что мы победили, что наши репетиции не прошли даром.
Это было активно и ярко. – В чём вы видите различие выступлений
в коллективе и сольно? –
Совершенно разные ощущения. Иногда слушая по какому-нибудь каналу хоровые
произведения, меня посещает какая-то тоска, становится грустно, что с
коллективом не сталкиваюсь. Нет ощущения нахождения себя в хоре, созвучия,
что ты часть этого аккорда и всего произведения. Не просто у тебя общая канва
и ты её несёшь, а здесь от тебя зависит конкретный звук, нота, построение
нового мира. Этого ощущения у меня сейчас нет, иногда скучаю об этом. В какой-нибудь
программе, возможно, сможет осуществиться. Оказаться
частью созвучий – ощущения интересные и красивые. – Вы много времени уделяете текстам
ваших романсов. –
И романсов, и вообще в целом. Не обязательно это романсы или песни. Текст не
просто важен, а очень важен. Можно ограничить свой репертуар вокализами и их
благополучно исполнять. А поскольку есть текст, то его нужно уметь донести.
Особенно, если это хороший текст. У меня, как правило, именно такие. Хочется
донести каждое слово и общую картину, которая там нарисована. Чтобы каждый
зритель это понял, увидел. Это интересно, правильно и честно. Когда
человек поёт и ты не понимаешь, о чём он поёт, и при этом очевидно, что он
поёт с текстом, то получается некоторый дисбаланс, непонимание. Зачем же он
это делает? И есть ли смысл это слушать, если ничего не понятно. Наверное,
это у меня генетически. Мама очень любит читать. Это не приобретённое, а
развитое отношение – уважение к тексту. – Есть ли залы, где вам наиболее
комфортно выступать? –
Может, кому-то покажется, что маленькая площадка настраивает на какой-то
интимный лад, как раз романсам соответствующий. Мне в совсем маленьких залах,
которые крошечные и люди буквально сидят рядом со мной на расстоянии двух
метров, работается непросто. Всё-таки требуется какая-то дистанция для
создания творческой ауры. В таких залах мне сложно выступать. А
вообще любая публика если пришла, то уже есть за что её благодарить. Она
хороша, и главное – всё делать честно. И чтобы публика объективно
воспринимала. Бывает так, что рекламы много, и люди идут в ожидании чего-то
нереального, уже их на что-то настроили. А когда они получают несколько иное,
то получается обидно, что люди шли в надежде иного. Хотелось, чтобы было
совпадение ожиданий публики и отдачи от артиста. – Много говорится о романсе «Шёлковый
шнурок». Это ваша визитная карточка или вы так не считаете? –
Так сложилось, что публика для себя делает какие-то другие акценты. Этот
романс стал для многих интересен, любим, и он какой-то особенный. Что-то в нём
есть необъяснимое, привлекает. Спорить сложно. Вообще
что такое визитная карточка? Я не любитель клише, чтобы выделять какой-то
романс. Я их как-то все люблю и люблю все по-разному. И сложно что-то
выделить. Но
со «Шнурка» началось моё публичное признание. Он прозвучал на конкурсе, его
услышала сама Алла Николаевна Баянова, которая когда-то его пела. Наверное,
он может в какой-то степени считаться визитной карточкой. Потому что с него
всё началось. Он оказался достаточно ярким по сравнению со многими другими. К
тому же, публике виднее, что им определять как визитную карточку. Просто
я готовлю программы и стараюсь сделать каждый номер интересным без надежды,
что этот номер станет визитной карточкой, а этот будет второстепенным. Со
своей стороны, отметила любимые мной романсы «Благодарю, не надо» Фомина,
«Искорки пожара», «Вы очень невнимательны ко мне» Георгия Струве, где тоже
неожиданные повороты и романс очень трогательный. Как и много других. Для
меня такой показатель любимого произведения: даже когда только начинаешь
узнавать вещь, её репетируешь, то приходишь от них в какое-то особое
состояние, они очень затрагивают тебя, занимают в душе особое место. Другие,
может, и интересные, но вызывают другие эмоции и не приходят в голову, если
называешь любимые. – Много ли времени отводится на
подготовку нового романса? –
Всегда по-разному. Есть романсы, которые можно услышать один раз, и они уже
крепко у тебя в голове. Разный музыкальный язык, разный текст, твоё
настроение, состояние. Какие-то удаются с ходу. Какие-то укладываются с
трудом. Процесс индивидуальный, неоднозначный. Под одну гребёнку их не
удастся свести. Разные впечатления и затраты. – Большую часть успеха определяет
талант или работа? –
В идеале, наверное, то и другое, но мне кажется, для того чтобы зритель
воспринял тебя лучше, нужно, чтобы артист был искренним, это очень важно. У
многих есть талант и работоспособность, но никого их творчество не трогает.
Как говорят, нет искры божьей. А если эта искра есть, и людей трогает,
задевает, волнует работа артиста, то это и есть искусство высшей пробы. – Как готовятся ваши программы? –
Это, как и романс. Бывает, что ты ограничен временем, а интерес к программе
есть и нужно её осуществить. Всё по ситуации. Например,
программа «Помни обо мне» готовилась к залу П.И. Чайковского, где у меня был
первый большой сольный концерт. Она готовилась месяца два: подбор песен,
выработка концепции. Мне
интересны из этой программы «Благодарю, не надо», который там звучал,
«Человек из дерева», «Взгляд». Часть
этих романсов звучало с участием Михаила Юрьевича Аптекмана, петербургского
музыканта, которого буквально на прошлой неделе не стало. Для меня был
счастливый опыт общения с ним. Не
передать словами, что чувствуют те, кто его знал, работал с ним. Когда
пытаешься осознать, что этого замечательного человека, великолепного
музыканта, потрясающего пианиста уже нет – становится страшно. Но жизнь есть
жизнь, и получается, что такие талантливые и яркие люди уходят. – Кого из исполнителей песен военной
тематики вы для себя могли бы выделить? –
Из того, что я слышала в последнее время, это программа Дмитрия
Хворостовского «Военная». Из исполнителей прошлого – Марк Бернес, который
говорил, что голоса нет и что поёт душой и сердцем. В общем, это так и было. Безусловно,
это исполнитель, заслуживающий большого внимания. – Какие трудности вы испытываете в
вашей работе как вокалиста? –
Это процесс живой, и когда я начинаю готовить какую-то программу, то передо
мной стоят какие-то задачи, технические сложности, которые преодолеваю, но
чтобы говорить о том, какая нота мне не удаётся и мне её нужно преодолеть –
это вопрос технический и сугубо профессиональный, неинтересный для зрителя. Иногда
хочется донести текст, если ты понимаешь, что он достаточно глубокий, и хочется,
чтобы человек его понял, досконально всю эту картину. Это доставляет
сложности иногда потому, что бывает, композитор так написал, что несколько
смещаются акценты, и не совсем удобно донести материал для зрителя. Просто
определяю, что хочу сказать, и стараюсь донести этот текст. Что порой сделать
трудно. – Чем вы увлекались в юности и детстве
кроме вокала? –
Рисованием, хотя никогда ни в каких школах не занималась. Просто был интерес.
Сейчас мне дочка помогает вспомнить об этом. Получается, что больше рисую я,
но процесс увлекательный. Было вязание, но опять это было творческое. В
школе занималась спортивным ориентированием. Туристические слёты, большие
походы. У меня старший брат занимался этим, у него есть разряд. Я до разряда
не дошла, у меня любительский вариант, но всё было интересно и имело место. – Какое путешествие из детства вам
наиболее запомнилось? –
Почему-то часто вспоминается, когда мы с родителями были в Туапсе, отдыхали в
Доме отдыха. Может быть, потому, что это была первая такая поездка. Мы
вылавливали каких-то морских обитателей. Рапаны, рыба-игла, морской конёк.
Это так впечатляло! Было необычайно и волшебно. Мне тогда было 6 или 7 лет.
Поэтому воспринималось очень ярко. Из
спортивного ориентирования запомнились песни у костра. Это незабываемое. Чай
из трав, собранных тут же в лесу. Красиво и нестандартно. Хотя у кого-то это
образ жизни, кто очень часто ходит в походы. Для них это естественно, но для
ребенка это на уровне приключений. – На гитаре не обучились играть? –
На гитаре я не играла, хотя хотелось. Не сложились отношения с этим
инструментом. Не было особо времени. Но глубокое желание присутствовало
всегда, время не позволяло. – Что бы вы могли сказать о
музыкальной культуре, о которой так много сегодня говорится? –
Музыкальная культура развивается в человеке. Вкус же нам даётся от природы.
Если он есть и развит – очень хорошо. Можно привить любовь к попсе, хотя не
знаю, насколько это возможно, но то, что сейчас происходит – ближе к этому. А
если у человека есть внутренний вкус к прекрасному и красивому –
замечательно. Если родители, музыкальная школа, окружение этому способствует
– великолепно! Если научиться чувствовать классику, понимать её, то понять,
что есть остальное, не составит труда. Сегодня,
может, и развивается какой-то вкус, но это, скорее, насаждение чего-то. У
людей просто нет выбора. Получается, памятуя последние дни, нужно, чтобы
человека не стало. Например, Муслима Магомаева, чтобы услышать его в
очередной раз на всех каналах нашего телевидения. Зачем до такого доводить –
мне не понятно. Это
страшно, что так происходит. Благодаря смерти человек как-то услышан. И люди
со слезами это слышат, потому что это прекрасно по-настоящему, божественно. А
всё, что происходит – от лукавого. Понимаю,
например, что Михаил Юрьевич Аптекман был не на таком медийном уровне, как в
своё время Муслим Магомаев, но практически нигде не упомянуто, что человека
не стало. Это выдающийся музыкант. Романсовый мир потерял великого
исполнителя, а петербургский романс потерял такую опору! Уходят
такие люди, а об этом нигде никак не упоминается. Это горько. – Ваши пожелания всем любителям
романса и хорошей музыки, жителям Бийска и Алтайского края? –
Хочу пожелать любить романс. Хотя говорят, что он не интересен, и впечатления
о нём, как стереотип, что это что-то из бабушкиного сундука, но на самом деле
это не так. Любите романс, как и весь окружающий мир. Будьте внимательны к
этому миру. Прекрасное порой проходит и улетает мимо нас, а мы за суетой не
можем этого уловить и увидеть. Любите красивое, красоту, музыку! |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |