Туризм / Алтай / РИФформа / Музыканты

ВИКТОР ЗИНЧУК:

«Я ИЗ ТЕХ, КТО ПРОПАГАНДИРУЕТ ГИТАРУ»...

Специальное интервью для Алтайского края [14 марта 2007 г.]

 

 

Родился 8 апреля 1958 года в г. Москве.

Начал играть на гитаре с 11 лет.

До 16-летнего возраста играл в школьных группах.

С 1976 по 1980 гг. обучается в Музыкально-педагогическом училище им. Октябрьской революции по классу классической гитары и дирижирования оркестром народных инструментов.

В 1978 году приглашен в Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Ю.В. Силантьева.

В 1979 году, играя в оркестре, получает государственную квалификацию «артист высшей категории».

1981-1982 годы, работая в джаз-ансамбле «Арсенал», привлек внимание критиков и завоевал симпатии публики как импровизатор в стиле фьюжн и фламенко.

1983 год - становится лауреатом Московского и Ленинградского джаз-фестивалей, получает 1-ю премию фестиваля им. Валифа Мустафа-Заде в г. Баку.

1985-1987 годы работает музыкальным руководителем группы Юрия Антонова.

1987 год - начало сольной карьеры. Он признается лучшим гитаристом по опросу молодежного канала Всесоюзного радио.

1989 год - лауреат международного фестиваля «Интершанс-89».

1990 год - пробует себя как вокалист и становится лауреатом международного телевизионного фестиваля «Ступень к Парнасу».

1991 год - поступает в Московский Государственный Университет Культуры по специальности «Музыкальное искусство эстрады». Становится лауреатом международного фестиваля в г.Фрибурге.

1993 год - представляет Россию на международном фестивале «Братиславская лира».

1994 год - обработка 24-го Каприза Паганини, на которую был отснят видеоклип, делает Виктора популярнейшим гитаристом в России.

1995 год - Международная Академия Наук республики Сан-Марино за достижения в области гитарной музыки присваивает Виктору Зинчуку степень Почетного Магистра.

1997 год - Страховая компания «Принципал» подписывает договор, согласно которому руки музыканта застрахованы на 500.000 долларов.

2001 год - альбом «Неоклассика - 2». Установил рекорд по быстроте игры на гитаре, исполнив за 24 секунды произведение Римского-Корсакова «Полет шмеля» , а также 20 нот в течение одной секунды. Этот факт зафиксирован в российском издании «Книги рекордов Гиннеса».

В настоящее время заслуженно признан лучшим гитаристом России.

 

Евгений Гаврилов: – Виктор Иванович, совсем недавно в продаже появился ваш первый DVD-альбом. Какие сложности были в его написании и почему только первый? Почему вы решили сделать его акустическим?

Виктор Зинчук: – Как ни странно – да, у меня уже, наверное, пять-шесть дисков, не считая пиратских, но записи на DVD никакой не было. Видимо, не придавал этому большого значения. Была «Видеошкола. Мастер-класс Виктора Зинчука», которая сейчас с успехом тиражируется, популярна. О ней многие знают: она в Интернете и разных магазинах продаётся.  Обратная сторона, конечно, грустная: ничего от этого не получаю. Но я сформировался ещё в советское время и ко многому отношусь альтруистически. Главное, чтобы был материал, чтобы отдать. А что вернётся, и что вернётся потом – не столь главное, важное. Сейчас понимаю, что, может, совершал какие-то ошибки, но тогда делал это потому, что просто должен был сделать, ведомый чувством долга. Нельзя останавливаться и говорить, что всё сделал – не могу. Были видеоклипы и немало. А вот DVD - первый.

На самом деле у меня были съёмки концерта. Не знаю, где это сейчас. Думаю, что его придерживают. Снимался у нас концерт в Театре эстрады, в котором принимал ещё участие Сергей Рыжов – басист группы «Динамик» Кузьмина и многие другие музыканты. Ансамбль кельтской музыки «Жители холмов» с волынкой ходили по залу, было много интересного, был сплав. Концерт примечательный был снят. Но тогда была «перестройка» и переход из одного качества в другое. Концерт не смонтирован, утерян. Но где-то он есть. Хорошо бы его найти. Думаю, он объявится. Но предчувствие, что объявится через много-много лет, а может быть и десятилетий, когда его можно будет продать за страшные деньги. Кто-то его просто придерживает.

К тому же часто бываю в других городах, многие снимают. Какие-то телевидения, какие-то отдельные концертные номера. Но хочется заниматься этим самому. И, конечно же, концерты на DVD появятся позже.

А предыстория диска такова. Администрация Театра эстрады совершенно по прозаичным причинам запретила снимать мои два концерта, которые там проходили. Вышло так, что съёмочная группа пошла навстречу, потому что деньги были заплачены, и мы решили снимать не большой концерт со скрипками и музыкантами, а хоть что-то в небольшом клубе.

Мы хотели снимать весь концерт, но вышло так, что он был бы очень большой и во многих вещах с электрогитарой. Что касается электрогитары, то просто был бы брак со звуком. Концерт у меня большой, и из него можно было выбрать только акустические вещи. Получилось даже интереснее. Просто так ничего не бывает. Значит, это должно было случиться. А большой концерт – ещё есть время. Он отличается от предыдущих тем, что не играю там то, что вошло в диски, а играем много музыки, которая нигде не записана. DVD сам по себе интересен и самодостаточен. Плюс уютненький.

Сейчас думаю об юбилее. Мне скоро 50 лет, и что-то будет. Хотя не уверен. Как правило, юбилейные концерты связаны с большим количеством гостей, а чтобы показать всё своё  - не удаётся.

Мне очень много пишут, присылают диски, проводим конкурсы… Недавно гитару разыгрывали Fender Stratocaster и ещё какие-то поощрительные призы.

Люди пишут для «Школы…» пожелания. Всем нравится – это приятно. Это система караоке, когда можно играть с минусовыми фонограммами. Это был первый опыт, и многие просят его продолжать. Чтобы стиль был кантри или кельтский. Ну что?.. Может быть, сделаю.

Просто я работал три месяца над монтажом - дело специфическое, а киношники, люди, которые снимали, не знают специфики гитары. Приходилось сидеть самому, и это работа чудовищная, трудоёмкая, на честных началах. Если что-то изменится и в следующий раз найду в себе силы, то, может быть, и продолжу. У меня даже язва желудка началась, потому так работа сложная, нервная, и на монтаже сидел более трёх месяцев, выполнял не свою работу. Но я привык так: главное, чтобы продукт был хороший.

Пока самое главное – сольные концерты.

– Если говорить о юбилейных концертах, то на DVD очень удачно был снят концерт «Автографа»…

– Вы знаете, я в отличие от «Автографа» могу сказать о себе вот что. «Автограф» собирался коллективом ради этого юбилейного концерта, и постоянной концертной деятельности он не ведёт. Ситковецкий не ездит на гастроли, он очень успешный бизнесмен, занимается поставкой инструментов в фирмы «Музторг», «Антрейд», яхтами и гитарами. Я, слава богу, занимаюсь концертной деятельностью, езжу много по стране. В прошлом, позапрошлом году городов сто объездил, не меньше. Южно-Сахалинск, Владивосток, Находка, Чита, Улан-Удэ, Питер и другие города. Был в Белоруссии. В апреле у нас опять тур – в Иркутск, Ангарск, Красноярск, Омск, Томск, Кемерово, Таллин, Прибалтика, Рига, Калиниград. Только вчера встретился на съемках на ТВ с Андреем Разиным. Мы вспоминали начало «Ласкового мая». Он сказал, что был в Белоруссии и там меня любят и знают.

Да, знают повсюду и знают не потому, что на DVD или в клипах, а потому что были на концертах. А это уже колоссально, этих людей не обманешь монтажом. Экран поглощает энергию – есть один недостаток. Всё становится красиво, причёсано, но это иное. Потому что многие музыканты в клипах выглядят более приглядно, нежели на сцене.

Я - сценический человек, люблю это, обожаю всех людей, которые приходят на концерты. Искренне это говорю, потому что на концерты собираются люди, которые любят ту музыку, которую люблю я. А если мы все влюблены в одно и то же, то всех объединяет это чувство преклонения, любви, единения, благородства. Замечали, что с моих концертов люди уходят немного другие, с другими глазами. Приходят и слушают.

Гармония, содержащаяся в классике, – сейчас это уже научно доказанный факт -благотворно влияет на структуру воды, из которой мы состоим, изменяя её подобно молитвам разных конфессий. Не случайно и в Древней Греции знали об этом и преподавали в школе не математику и литературу в первую очередь, а именно музыку. Все великолепно музицировали. Бах - не просто так появился. Тогда все были ужасно музыкальными. Каждый день в школе начинался с совместного музицирования, как ни странно. И Бах не был единичным гением, который резко отличался от всех и опередил своё столетие. Конечно, он гением был, но, тем не менее, в его классе, где он учился, в его городе это было традицией. Все школьники играли на музыкальных инструментах, замечательно пели. Он родился в благоприятной среде.

И мы имеем тому подтверждение на концертах. Даже если играем в обработках «Лунную сонату», «Полонез» Огинского, ирландскую музыку, свою, которая тоже основана на классической гармонии с добавленной экспрессией гитары и не только электрогитары, а акустической. Тут важен опыт аранжировщика и не одно десятилетие концертной деятельности.

Музыка, действительно, оказывает влияние не только физическое, физиологическое, выстраивает иначе клетки – на уровне подсознания, мурашки, энергетика, но люди испытывают ни с чем не сравнимые чувства. И я тоже. Поэтому концерт не могу давать каждый день. Это тяжело, но приятно. Мне после концерта очень хорошо.

– Любое ваше интервью, включая и сайт, предваряется «Книгой рекордов Гиннеса». Поздравляю вас с новым мировым рекордом – 17 секунд. Чья это была идея - вновь побить рекорд?

– Очень всё прозаично. И поверьте мне, я сделал это как-то шутя. Случайно сложились так обстоятельства.

Дело в том, что есть у нас филиал «Книги рекордов Гиннеса», и они зарегистрировали этот рекорд. Мне позвонили оттуда и предложили. Прошло три года с тех пор, как родилась эта идея, а мы не знали, как зафиксировать точно - на видеокамере медленно прокручивать?

Когда я сломал рёбра, играя в футбол, какое-то время сидел дома, не мог ни вздохнуть, ни посмеяться, ни кашлянуть. И увидел, что секундная стрелка – это очень много. Тем более к тому времени уже появились компьютерные программы, в которых по пику можно с точностью до каждой ноты определить, сколько нот ты сыграл. В секунду и минуту. Всё было сделано буквально за 2-3 дня.

Вовсе не думал, что это будет иметь такой отклик, и сейчас мне не нравится, когда к этому приковано очень много внимания, когда все говорят о том, что я быстро играю.

Нет! Самое главное в моём концерте – музыка. Но почему-то все говорят о том, что руки были застрахованы, рекорд Гиннеса и всё. Поверьте, это маленькие факты, говорящие о профессионализме. Естественно, я должен играть быстро, если играю Паганини. Но не в этом самое главное, секрет. А в том, что несколько нот сыграть так, чтобы они тронули всех. Самый главный критерий.

Вчера на ТВ гневные женщины превращались в прекрасных, вдохновили и вдохновляли мужчин. Делали их умнее, направляли. Получилась совершенно не скандальная программа. Даже не знаю – покажут её или нет. Получилась программа любви, объединённая лирической серенадой Шуберта в конце. Естественно, с моей импровизацией, как и везде дописываю, адаптирую классику, пропускаю через себя и поэтому выступаю часто в соавторстве. Иногда не меняю, но в основном – в соавторстве.

Но это до меня делали многие – Щедрин в сюите Бизе «Кармен», в XIX веке Марчелло при исполнении даже Иоганна Себастьяна Баха, обрабатывая их, пропуская через себя. Композиторы считали это хорошим тоном. Проводились даже большие конкурсы. Это подтверждение тому, что имею право это делать.

– Виктор Иванович, почему был выбран именно «Полёт шмеля», а не какое-либо считающееся шедевром техники произведение того же Николо Паганини?

– Я понял, что можно сыграть «Полёт» этим темпингом, приёмом. А улучшение рекорда было связано вот с чем. Филиал рекордов Гиннеса – хорошо, но я в России же живу. Это наш композитор, русский и техническое произведение. И вот у Турчинского есть шоу российских рекордов. И потом я зарегистрировал. Оказалось, что когда выступаю, то многие просят исполнять «Полёт» на концерте. И стал играть его ещё быстрее. Это тест. Шутка. Не думал об этом. Сыграл и всё. Не придавал этому никогда значения, не думал, что будет иметь такой резонанс. И не доволен, что об этом все говорят.

Главное – музыка. Но если что – можем.

Никогда не делал секрета ни из чего, и очень приятно, что это на уровне игры. Ко мне подходят в разных городах мамы и благодарят: «Спасибо, Виктор, что у меня мой сын не пиво пьёт по подъёздам, а сидит и играет на гитаре. Стал больше интересоваться разными музыкальными направлениями, даже историей. И играет «Полёт шмеля». Вас ещё не может догнать, но спасибо вам за то, что вы этим заинтересовываете».

И в Интернете я никогда не делал из этого тайны, выкладывал «Полёт шмеля» ещё много лет назад «Guitars.ru», в гитарных изданиях. Делал табулатуры в своей «Видеошколе…» – пожалуйста. Никогда ни от кого не скрывал.

 

– Виктор Иванович, приходилось ли вам когда-либо выступать на сцене с классической гитарой, классическим репертуаром соло?

– Да, это до того, как я закончил сначала университет культуры с красным дипломом. Но сначала закончил музыкально-педагогическое училище Октябрьской революции, которое объединили с Гнесинским, по классу классической гитары. На выпускных экзаменах играл концерты для гитары и оркестра.

Сейчас понимаю, какое образование нам дало государство. Обучение в музыкальных учебных заведениях очень дорого из-за того, что ты занимаешься один на один с педагогом. А время его стоит дорого. И сейчас по-хорошему приятно слышать, что все, начиная от Марка Нопфлера, Стива Вея и многих других музыкантов, не имели музыкального образования такого, как у нас. Это просто для них неосуществимо. Сами учились, друг у друга.

После того, как побывал в мастер-классе Стива Вея, понял, что подход там во многом упрощён. Классическое образование даёт большее. Возможность посмотреть на всё со стороны, проанализировать, объединить, зная разные культуры, разные теоретические системы и прочее. Они этим не обладают. Поэтому у меня и музыка такая разная. Могу сыграть и «Вокализ» Рахманинова и что-то современное. И всё получается. Это всё - образование.

Обучение в музыкальном училище – специфическое дело. У нас считалось, что тебе повезло, когда забирали с уроков. Приходили и спрашивали: «Кто пойдёт выступать там-то?» И все отпрашивались, срывались. Знаете же мальчишек и девчонок. Чтобы не учиться, все уезжали на концерт. Даже в Бутырской тюрьме в пересыльном пункте мы как-то выступали. На акустической гитаре мы играли то, чему учились – классические произведения. И потом, помню, выступал в Донецке на фестивале «Хрустальные струны». Именно гитарным дуэтом мы играли свои собственные композиции на акустической гитаре в филармонии. Это где-то 1983-1984 годы. Играл и могу, но всё-таки интереснее то, чем занимаюсь сейчас.

 

– Вы сказали, что техника – не главное. Что отличает «холодного» гитариста-виртуоза от творческой личности - импровизатора?

– Техника должна быть составляющей твоего арсенала. Багаж, который необходим, если ты выходишь на профессиональную сцену.

Отличает, во-первых, знание. Импровизация – это ещё одна большая наука, которую необходимо изучать. Ведь есть импровизации в стиле би-боп, хард-рок и т.д. Фразировка, соответствующая тому или иному стилю. Нужно погрузиться хорошо в этот стиль, изучить других импровизаторов. Все, например, начинают с того, что в джазе изучают фразировки Джо Пасса, Би Би Кинга, Чарли Паркера, Кол Трейна, Джоржа Бенсона, Пако де Лусия и многих других. Гитаристы подбирали сначала саксофонистов, как они импровизировали. А потом привносили это в свой стиль. Фразировка была с учётом специфики гитары. Это невероятно интересно, это наука. Это не просто выученный пассаж, который играется быстро-быстро в нисходящем и восходящем порядке.

А во-вторых, «холодное» и «горячее» исполнение – то, что дано от природы. Есть это, к сожалению, никуда от этого не денешься. Бывает так – дано человеку выступать. Этому невозможно научить. Нужно быть рожденным. Об этом говорил ещё Нейгауз. Что среди ста обученных пианистов существует два, максимум четыре в процентном отношении к тем, про кого итальянцы говорят «может проводить через себя». Доводить до слушателя свои впечатления, радость, страдания, раскрывать характер, т.е. гореть самому. Вибрировать настолько, чтобы сквозь атомы воздуха доходили до каждого и поднимали у них волосики на коже, вызывать мурашки, радостную дрожь, страдания, слёзы или бурный восторг. И это дано только 2-4 человекам.

Потом узнал, что психологи провели исследования и выяснили, что в процентном отношении в человечестве именно 2% из 100 настоящих святых, гениев, способных увлечь человечество, дающих великие открытия, максимальных в тех или иных проявлениях.

Так что Нейгауз был прав.

То же самое относится к гитаристам, да и к любым людям, выходящим на сцену. Дано ему – и всё. А если не дано: играют люди – человеку неинтересно, он просто стоит, но не «горит» и не может удержать внимание зала. Тогда он называется студийным музыкантом, работает на студии. Эта «экспрессия» слышна в дисках, которую можно сделать компрессором, фейдером, разнести по панораме, добавить дорогой хоп, и будет хорошая фонограмма. Но вот на сцене – нечто иное. Но есть немало студийных музыкантов.

Вчера мне пришло письмо от гитариста «Aссept». Он восхищён и хочет что-то такое сделать. Но мне интересно играть самому по себе. А все хотят дуэтом. Даже сейчас в очередной раз на программе ТВ получил отказ из-за того, чтобы если бы с кем-то сыграл, то тогда бы показали. А сам по себе я был им не самодостаточен. Чудовищное заблуждение, грустно, но ничего. Были когда-то «Мэри» с Пугачёвой, «От печали до радости» с Антоновым, но это ещё 80-90-е годы. А сейчас не хочется ни с кем. Столько удивительной музыки, которой надо привлечь внимание, исполнить, от которой так интересно, которую обожаешь и которую ни с кем не хочется играть. Самому хочется.

Я ещё из тех, которые пропагандируют гитару и её возможности. Везде играю и меня знают – заслуженный артист. Приглашают и есть возможность. Рад, что скоро выйдет на ТВ очередная программа, где сыграю «Лунную сонату» Бетховена, «Шутку» Баха в роковой обработке. Играю всё, что могу, и там, где порой нельзя.

Мы играем в новостных каких-то программах. Умудрились сыграть на студии, где всегда читают новости, она не приспособлена. Инструментальная музыка во всех прайм-таймовых программах – это грустно, трагично, великое заблуждение тех людей, которые являются музыкальными редакторами, часто без музыкального образования. Век непрофессионализма страшный!

Почему я это делаю? Много музыкантов не имеют возможности показать свою музыку и часто обижаются. Поэтому использую любую возможность. Хожу в какие-то ток-шоу с гитарой, чтобы просто музыка звучала.

Считается, что инструментальная музыка у нас никому не нужна. Нужны песни Витаса, Баскова и т.д. У меня сын из Интернета скачивает массу комтрешевых композиций. Сколько у нас музыкантов и людей, умеющих играть в разных интересных  стилях, которых, к сожалению нет на ТВ. Есть великолепные группы, джазовые исполнители, много известных этнических музыкантов. Обожаю ирландскую музыку.

Вчера на съёмках программы мне женщина сказала: «Виктор, вы не думайте, что если кого-то передают по ТВ с утра до вечера, то этот человек любим народом и на его концерты кто-то ходит». Не будем о грустном, но, тем не менее, я пытаюсь везде сыграть. В «Аншлаге» с «Экс ВВ». Жалко, сейчас похоронили лидера это коллектива – Вадика. Кстати, в группе «Экс ВВ» играло много хороших гитаристов...

Из последних работ играю с группой «Экс ВВ» – весёлый мастер-класс, когда их учил играть. Они тренькали на гитарах, играли на банджо, и получилась тирольская вечеринка под Новый год – весёлое произведение. Кстати, произошла удивительная материализация: мы приехали в Мюнхен, проехали стадион мюнхенской «Баварии» и поехали в Австрию, в горы на тирольскую вечеринку, где выступали на Новый год.

– Вы выступаете сегодня на сцене с лучшими своими учениками (например, Дмитрий Лобанов). Сколько их у вас?

– Немного. Поэтому и выпустил мастер-класс. Наверное, их много… Знаю, что когда выходит очередной диск, его все подбирают и играют вместе с этой музыкой. Это приятно. Как-то видел программу, где рассказывали, как в Афганистане подорвался на мине солдат, наш военный. Главный герой сидел с гитарой и играл мою композицию «Полуночный танец благородного призрака» из «Амадеуса 46». Вот это показатель, что людям нравится.

Мне рассказывали разные истории, как две женщины уехали в Америку и им было там одиноко. Они закрылись в машине, набрали водки, напились и слушали всю ночь «Одинокий в ночи». Значит, музыка нравится. Да сам иногда слушаю со стороны (так никогда не переслушиваю себя – тяжело), когда перерыв в несколько месяцев, вдруг кажется это интересным – как будто бы не я это сыграл.

Могу сказать, что у меня много учеников. Дима – один из них. Это и все музыканты, с которыми играю – тоже своего рода ученики. Мы занимаемся фразировкой, ритмикой, сыгрыванием. Текучесть кадров – с одними позанимался, с другими. Но Дима верный. Мы постоянно выступаем с ним дуэтом.

 

– Виктор Иванович, что послужило отправной точкой для работы над «Видеошколой игры на гитаре Виктора Зинчука»?

– Предложили сделать её – вот и всё. В планах на будущее создание гитарного центра, где преподавали бы гитару под моим чутким руководством. «Видеошкола…» - один из шагов к этому. Так сложились обстоятельства. Предложили Егору Титову записать футбольную видеошколу. Он как раз в это время был дисквалифицирован на год и с нами тренировался в команде «Старко».

Но Егор Титов не смог записать, а я – смог.

– Что бы вы выделили самое главное, чему вас научил Георгий Иванович Еманов?

– Еманов – это первый педагог, который учил меня игре на гитаре. Это было ещё в 1976 году. Он умер уже. Жил в домах рядом с Елисеевским магазином. Представитель старой школы. Благородный человек, который ходил в шубе, с палочкой, ему уже было за семьдесят. Это музыкант с классическим образованием, бывший виолончелист. Иногда, когда я играл, он мог и заплакать. Вместе с тем, от его приколов иногда плакали – мог одной фразой рассмешить всех. Он смог мне привить эти зёрна благородства.

Много ещё, никого не хочу обижать. Была и Нелли Шахназарова по теории музыки… Мне многое дало дирижирование – Подуровский Виктор Михайлович, в оркестре которого мы занимались. Есть не известные никому имена педагогов. Даже не знаю, кто из них сейчас жив.

Завкафедрой в университете культуры Вячеслав Михайлович Кузнецов… Но там уже было другое – эстрадная игра. Там даже и слэнг другой: «Старичок, ну ты же понимаешь, с ним мы ездили в Швейцарию…» И здесь много что сделано. Лёгкость какая-то была. Тоже трудолюбие, настойчивость.

От всех старался брать что-то хорошее, включая педагогов по английскому языку, теории музыки и театра. Помню занятия по музлитературе, когда нужно было 200 тем записать на нотной тетрадочке. Вначале ты этого не хочешь, ругаешь учителей за то, что можно было и так сдать, а они столько от тебя требуют! Ты уже буквально выбиваешься из сил, ночами не досыпаешь, бедненький, несчастненький, а они такие ироды, издеваются над учениками! Но потом с опытом, возрастом понимаешь и благодаришь тех учителей, которые строго спрашивали, мучили. Знания-то пришли оттуда!

И сейчас регулярно общаясь с теми или иными людьми, всегда хочу чему-то научиться, если чувствую, что они умеют больше, чем я. Начиная от умных высказываний любого режиссёра. Я лёгкий в обучении.

 

– Виктор Иванович, что приобретается с годами вами как личностью, а что неизбежно теряется в творческом плане?

– Безусловно, некоторые видели, когда рассказывал, как с утра не мог держать зубную щётку в руках. Это человеческий организм – никуда не денешься. Есть даже медицинский термин «болезнь Паганини». Болезнь переигранных рук. Суставы, кости, связки, мускулы не вечны. Это понятно. И когда они эксплуатируются очень много. Болезнь художников, зубных врачей и музыкантов. Артроз, артрит и многие другие. Болезни суставов от большой нагрузки. Руки с утра немеют, перестают тебя слушаться. Но я привык.

Я ломал руку, ногу в футболе, коленные связки порвал, рёбра, нос, пальцы – играю 9 пальцами. Спорт. Что-то во мне есть. Пока есть силы и есть какое-то препятствие – хочется его преодолеть, вызов принимается и преодолевается.

Не могу сказать, что в своём возрасте всего достиг. Да, 49 будет… Замечательный возраст, потому что сочетает и зрелость, опыт, но ещё и юношеский задор, силы такие же, как и были. Не могу сказать, что не вытягиваю. Да, тяжелее после гастролей. Но у нас в стране ты можешь проделать путь 9 часов на самолёте и попасть туда, где ночь, хотя здесь день – и выступаешь. Владивосток, Южно-Сахалинск – тяжелые перелёты. Кровь из носа течёт, но этого никто не знает.

На концертах никто не может упрекнуть меня в том, что я не тот. Нет, как будто что-то включается, есть возможность играть на 100%, и пока по себе не могу сказать, что с годами стало хуже.

С годами появляется вот что. Пока гитарист молодой, он более гибок в восприятии той или иной культуры, ему хочется слушать эту музыку, в ней находить себя, в этом стиле… Больше метаний. Но это очень полезно. Потому что и там, и там можно чему-то научиться. Но с возрастом, когда есть багаж и ты чему-то научился и умеешь больше, чем другие, то приходишь к своему стилю. Может, так это у меня. Общих рецептов нет. Понимаешь, что, наверное, есть твоё предназначение и всё, что ты сделал - достойно внимания. Ты должен сосредоточиться уже на том, что ты уже когда-то сделал, от себя. Есть часто обратная связь.

Вот хотят все слышать «Каприз» Паганини или что-то ещё. Уже новое в тебе, но хотят старое, например «Ave, Maria», какие-то готовые произведения, которые уже есть в твоём репертуаре, кармане, от которых ты особо не вырастешь…

Есть такой соблазн – почивать на лаврах. И сейчас у нас множество коллективов собирается, вокально-инструментальных ансамблей, которые выходят с достаточно узнаваемой песней, которая была популярна 20 лет назад. И у всех слёзы поплывут – всё как хорошо! «Уч-Кудук, три колодца…» И можно играть снова.

Не могу сказать, что я такой, иду на поводу тех, кто это требует играть. Всё время хочется сыграть что-то новое. Но нет, как-то сосредотачиваешься на том, что ты уже сделал и пытаешься это развить. Я какой-то ненормальный, неправильный…

Сейчас мне хочется сыграть кельтский альбом, классическую музыку Баха, Моцарта, но опять же это будет в обработках. Может быть, обработки будут не столь явными, будет всё аутентично.

Лёша Смертин, мой приятель, любит какие-то тяжёлые рок-баллады - я ему обещал сделать. Не знаю, что ещё появится от сотрудничества с гитаристом «Accept», какие-то у них с его менеджером совместные проекты. Не знаю, что получится...

Говорю и ловлю себя на мысли, что и в это тоже не помещаюсь. Не могу сказать, что на чём-то остановился и достаточно это повторять.

Великий композитор Джузеппе Верди в возрасте 75 лет влюблялся и выдавал неожиданно новаторские произведения. Не могу объяснить, что случается с опытом и возрастом.

Нет, наверное, сейчас такое замечательное время, когда есть опыт и возможности играть. Есть, к сожалению, только неудовлетворённость, которая должна быть во всём. И хотя знают меня и мою музыку, но, сожалению, по большому счёту не только на DVD, но и на ТВ не было ни одного моего сольного концерта. Есть неудовлетворённость, есть к чему стремиться.

– Виктор Иванович, вас спасло то, что вы рождены в СССР. Выходит, сегодня в принципе не могут родиться ваши преемники?

– Не знаю… Наверное, да. В то время люди привыкли так формироваться. По-доброму относиться ко всем. Видя не соперников по делу, а людей, которых надо уважать, но внутри понимать, что ты соперник. Все были как единое целое и видели, что на принципах добра, сотрудничества все общались и никто не умирал с голоду, и всё было нормально. Что можно было дать кому-то бесплатно переписать диск, гитару дать без денег и ничего – потом он тебя угостит.

Бессребренические отношения были, с одной стороны, а с другой стороны, все знали, что запрещено выступать с длинными волосами, играть американскую и английскую музыку, этот коллектив запрещён, этот стиль музыки запрещён. Но хотелось играть. Делали, преодолевая что-то.

Сейчас понимаешь, что процесс роста происходит тогда, когда запрещено что-то делать, а вот хочется сделать. Слабый человек ломается, а сильный преодолевает и от этого становится ещё сильнее. Вот этот принцип в советские времена во многих выработался, и люди, которые оттуда, преодолели себя, что-то в себе. Я принадлежу к ним. Понимаю, что это хорошая школа. Не сломаться тогда и не сломаться сейчас. Наверное, это хорошо.

Плюс ещё говорил о положительном образовании. Сначала по хорошему завидовал каким-то звёздам, которые появлялись и быстро восходили - Рома Жуков, Дима Маликов, когда он пел. Но потом понял: нет, тот опыт работы у того же Юрия Антонова, в каких-то группах – всё работает на то, что музыка становится более весомой, твои диски не портятся с годами. «Одинокий в ночи» я и сейчас играю. Эта музыка написана в 1997 году, диск «Неоклассика». Совершенно актуально звучит репертуар, который оттуда. Значит, музыка чего-то стоит, наполнена, это только плюсы.

 

– Вы не делаете различий между клубами и залами…

– Да, сначала просто из спортивного интереса это делал. В казино и сейчас выступаю. Там сейчас хорошие концертные площадки с замечательной аппаратурой, все выступают. Считается, что там публика сидит незаинтересованная, снисходительная - отвлекается между играми, заходит.

Но я позволяю себе играть там классику, на акустической гитаре в клубах, куда приходят танцевать, попить пиво. Там играй в стиле диско – и успех обеспечен. Мне это тоже интересно, у меня целый репертуар в программе, я играю всё - от стиля эль-бимбо, диско и множества других, темы Поля Мориа, но, естественно, играя на «квакушке», со всеми эффектами, импровизируя.

Но я играю и «Полонез» Огинского, и кельтскую музыку, и акустические дуэты в тех местах, где вроде никогда никто не слушал акустику. Но почему-то нас слушают! Нам удаётся, от меня этого уже и ждут. В казино нам хлопают на «бис», вызывая несколько раз. Уже есть известность, уважение, «золотой гитарой» стал, заслуженный артист. Но к этому долго шёл.

Мне это легко даётся. Я закрываю глаза и играю так, как должен играть. И отношусь ко всем людям одинаково. Все нормальные люди. И они такими же и становятся после прослушивания этого концерта. Какими бы разными не были, не делаю различий. Да, могу играть и на концерте. Играю репертуар серьёзный и не очень. Но всем нравится. Мы везде проходим хорошо и не делаем специально каких-то программ, с учётом «Владимирского централа». Нет, я играю Баха.

Единственное только что в кельтских клубах  мы играем много ирландской и кельтской музыки.

– Каждый четверг у вас посвящён футболу…

– У меня есть ещё одна слабость, которой лишён был в детстве,– футбол. Полюбил его на всю оставшуюся жизнь. Я счастливый человек, потому что с Егором Титовым играл на одном поле. Недавно Алексей Смертин с нами перед тем, как поехать в Англию, был не сезон, сыграл пару игр. Евгений Ловчев, с которым мы ещё начинали, Корнеев, помощник Хидинга. Я упустил его однажды, как защитник, но потом попытался это исправить. Для меня, как для мальчишки, эти имена.

Очень уважаю футболистов, спортсменов, которые являются профессионалами в своём деле, работают и через это достигают многого. И они уважают всех подобных себе, потому что знают, что такое работа. Это здорово. Человек может понять, полюбить и уважать другого после того, как сам узнал, что это такое. Это про футболистов. Это источник моего вдохновения.

Возможно, потом ещё запишу, но ещё раз скажу, что сейчас приходится сосредотачиваться на концертной деятельности, по клубам. Скоро мы поедем в Таллин играть в футбол перед нашей сборной, это будет и концерт с эстонскими музыкантами, а потом на следующий день идём дружно на матч нашей сборной. Потом ещё побудем в Таллине, попьём пиво и поедем обратно. Мы часто выступаем с благотворительными матчами. Играем в футбол, а потом – концерт.

Играли и с правительством России. Один раз проиграли, второй – выиграли. Часто проходят благотворительные матчи, деньги отдаём больным детям.

 

– Виктор Иванович, о футболе. Музыкантам, дабы сохранить в целости руки, запрещается заниматься определёнными видами спорта. В футболе вы получаете достаточно серьёзные травмы.

– Когда учились в музыкальном училище, нам запрещали подтягиваться, заниматься на перекладине, силовыми упражнениями для рук. Мы не играли в баскетбол, волейбол, где можно сломать пальцы. А в футбол играть было можно. Футбол – игра ногами, это ничего. Но я в детстве был лишён этого. Не умел играть.

Раньше играл в хоккей во дворе хорошо, на первенстве района выигрывали, а в футбол – никогда. Пришёл первый раз в артистическую команду, куда меня позвал Витя Салтыков. Мне говорят: «Ну, вот ударь по мячу. Как ты умеешь бить?» Я разбежался и не попал не то чтобы в ворота, а не попал по мячу. Это сейчас мне говорят: «Вить, ты уже и бровку перекрываешь». Всё нормально, держим бровку.

Я был нулевой. Прошло с тех пор много лет, больше десяти, и теперь всё в порядке. Иногда могу забить с пенальти. Виктор Гусев ведёт наши матчи. Как-то даже забил мяч. В основном защитник отрабатывает свой край, надо быть полезным команде, функцию, которая на тебя возложена, выполнять. Через это я стал понимать и любить футбол.

Любой спорт можно полюбить, когда хоть немножечко им занимаешься и в нём разбираешься. Тогда появляется возможность увидеть в этом прекрасное.

Так и музыка. Само по себе ничто не приходит. Когда ты ей хоть немного занимаешься, когда ты больше узнаешь об истории, о культуре разных стран, происходят удивительные, интересные вещи. Это общее твоё развитие. Во все времена считалось, что не обязательно этим профессионально заниматься.

Только что посмотрел об ирландцах замечательный фильм по телеканалу «Культура». Там все поют, все играют на банджо. И когда приходишь в ирландский паб, бываешь поражён, что все умеют играть, петь, танцевать и делают это искренне. Да им больше нечего делать. У них высокая музыкальная культура.

И у нас музицировать в давние времена было просто правилом приличного тона. В каждом доме, который собирал у себя гостей, обязательно были рояли. К нам приезжали и Шопен, и многие другие выступать. Бетховен и Моцарт - все были приглашаемы. И от этого общество было благородным. Это говорю не потому, что закончил университет культуры, и лишний раз напоминаю, что уровень культуры – уровень развития общества. Чем больше у нас будет людей, знающих, что такое музыка, играющих на инструментах и, конечно, на моём любимом инструменте – гитаре, тем интереснее будет жить.

– Ваши пожелания всем поклонникам вашей музыки, которые делают только первые шаги в освоении гитары?

– Часто хочется быстрее достигнуть чего-то. Сначала, когда я начал играть на гитаре, лет в 9 или 11 – не помню, у меня всё быстро получалось, но было скучновато играть гаммы. Если вам не 9 лет, а  побольше – не ленитесь побольше узнать о теории музыки. Это первое, потому что рано или поздно можно остановиться в своём развитии. Сейчас огромное количество видеошкол, и можно увидеть по табулатуре, на каком ладу что зажать и в каком стиле даже лёгкая импровизация и т.д. Но всё равно будет стоп, потолок из-за отсутствия знаний нот, гармонии, хотя бы элементарнейших.

Если вы не хотите потом остановиться, не пренебрегайте знаниями. Теория есть не только музыкальная, на какой нотке что прижать и какой аккорд, но есть ещё и теория, история музыки. Удивительнейший, интереснейший предмет. Он даст возможность узнать, что Шуберт, Лист, Шопен принадлежали к романтической школе. А героические симфонии - Бетховен, первый начал симфоническую музыку Гайдн, у него есть венский период. Что Бах исполнял в своём стиле, подытожил итальянскую, немецкую и английскую музыку. Есть у него итальянские, английские сюиты. Хоть немножечко об этом узнать, заканчивая Чайковским, певцами природы, Глинкой.

Узнать, например, почему любимый композитор Гитлера – Вагнер. Это же так интересно! И почему у него был такой стиль? И это тоже разнообразит и поднимет вашу музыкальную культуру.

Я всегда отличался тем, что не только был гитаристом, но играл в разных коллективах. Знаю те или иные стили, то, как должны играть музыканты – барабанщики, клавишники. Я слушал много разной музыки и знаю, что есть ньюэйдж, джаз, трэш и прочее. Когда анализируешь музыку, ты уже её понимаешь глубже, интереснее, можешь объяснить, почему это так. И тогда занятия будут не только на полгода, когда чего-нибудь достигнете, научитесь играть на аккордиках и всё. Хотя и это тоже интересно, но если вы решили серьёзно заниматься, на всю жизнь не бойтесь побольше узнать. О гитаре и не только о ней. О других инструментах. Сейчас современная гитара уже часто электро – немногоголосный инструмент. Есть орган, клавишные, симфонический оркестр. Интереснее, разнообразнее всё-таки.

Как в шахматах, как в футболе, вариантов - бесконечное число. На гитаре одной играть хорошо, но современная гитара сейчас звучит в обрамлении других инструментов. Аранжировки позволяют ей звучать разнообразнее, мощнее.

Я придавал аранжировке и музыкальной культуре огромное значение всегда. Это сделает занятия музыкой интересными. Интересным не только для себя, но и для других, когда человек знает, что такое кельтская музыка, мифология – это здорово.

Знает, что такое Гиннес – тёмное пиво. Ведь это тоже связано с музыкой. Почему его пьют в ирландских пабах? И как они танцуют и на каких инструментах играют там? Почему люди играют на африканских инструментах? Во что они одеваются?

Через музыку можно познавать мир. И это так увлекательно! Заканчивая тем, какие песни поют в Баварии, когда ходят в коротеньких штанишках и пьют пиво.

И какие самые главные песни пели в России, где остались ещё старые песнопения. Такие ли уж примитивные у нас песни? И обязательно ли они на трёх аккордах, да ещё и матом? Этим ли отличалась российская и славянская музыкальная культура? Никогда! Всегда она была удивительно разнообразной и сложной. Если ещё не всё потеряно, то её можно восстановить. Народная, старая, древняя, русская музыка. Это интереснейшие мелодии, сродни тем же ирландским, кельтским. Это осталось где-то в Архангельской области –распевы, песнопения. Часто это осталось только в библиотеках. Но это не то пошлое, что звучит на «шансонах», и псевдорусское, низменное. А по-настоящему, то, подо что влюблялись, что пели влюблённые девушки, водили хороводы. Русская музыка – удивительно разносторонняя.

И когда вы свяжете через гитару и музыку мир, естественно, будет интересно заниматься и играть на гитаре, услышать, как играл на гитаре Блэкмор, что такое хард-рок, как играл на гитаре Джимми Хендрикс, как Джимми Пейдж из «Лед Зеппелин», которые ещё спользовали мандолину и разные этнические инструменты. Мир такой большой и интересный, и каждый сможет найти что-то новое. Можно и гитару поместить в современную модную музыку, как сделал Марк Олфилд. Столь велик этот мир! Не думайте, что вы это всё увидите на ТВ… Самим надо поискать...

 

 

Главная страница

/ ЗНАМЕНИТОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ /

АЛТАЙ

/ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / БОГАТСТВА / ОТДЫХ НА АЛТАЕ / ПОХОДЫ / КАРТЫ / ФОТОГАЛЕРЕИ

БГПУ - туризм

/ ИСТОРИЯ / ВСЕ ЛЮДИ В ТУРИЗМЕ / ЛЕТОПИСЬ ПОХОДОВ / ГОСТЕВАЯ КНИГА / ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ /

Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено

fdpp-tyrizm@yandex.ru

 

Hosted by uCoz