Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты ЛИДИЯ ВЕЛЕЖЕВА:«ИСКУССТВО
ДОЛЖНО БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ»...
Специальное интервью для
Алтайского края [27 января 2007 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Лидия
Леонидовна, немного о новых проектах с вашим участием, которые зрителей ожидают в ближайшее время,
и в которых вы участвуете сегодня? Лидия Вележева: – Должен выйти фильм по Платонову «Семья Иванова»,
который будет называться, скорее всего, «Отец». У меня там небольшая роль.
Вышла премьера фильма Игоря Фёдоровича Масляникова
по пьесе Островского «Волки и овцы», который называется «Русские деньги», где
я сыграла главную роль Глафиры, и плюс у меня ещё
есть антрепризные проекты: Пьер Шено «Будьте
здоровы» и Эдуардо де Филиппо
«Цилиндр». – Одно время на ТВЦ вы были ведущей
новогодней программы. Часто вы как актриса были задействованы в новогодних
передачах? –
Новогодних проектов было не так много. Как ведущая, я была впервые в
программе новогоднего огонька. Было сложно и немножко смешно в том плане, что
снимали заранее. Снега нет, новогоднего предчувствия нет. Приходя на
съёмочную площадку, где всё было украшено гирляндами, игрушками, стояла
красивая ёлка, все ходили в новогодних костюмах, везде новогодняя мишура, мы
должны были передавать новогоднее настроение, вести программу с новогодним
ощущением. Как только заканчивали, мы садились под дождик в машины и
разъезжались по домам, так как подобные съёмки записываются заранее за
полтора-два месяца. Я столкнулась с этим впервые, даже каталась на
искусственном льду. В
этот Новый год так получилось, что 31 декабря я играла в театре Вахтангова,
где служу, замечательный спектакль «Мадмуазель Нитуш».
Это подарок зрителям - постановка Владимира Владимировича Иванова. Считается,
что это у нас самый популярный спектакль, и мы порадовали зрителя этой
постановкой. Я приехала домой в районе десяти… – Многие говорят, что в отрицательных
ролях есть где развернуться, а в положительных ролях
это сделать сложно. Неужели актёрская палитра положительного
так бедна? –
Дело в том, что в отрицательных ролях достаточно много поступков, нюансов, подходов.
А в положительных… Это не значит, что роль бедна и
нет большой палитры. Но мне как актрисе скучно. Это не значит, что быть
похожей от начала до конца роли… Знаете, как
говорила Раневская: «Королевство мало. Развернуться негде…» Что мне нравится
в отрицательных ролях – есть где развернуться. Вот
положительный и отрицательный герой – смотря в чём. Хочется чего-то
масштабного, большого, непредсказуемого. Может,
это и есть. По большому счёту у меня положительных ролей не так много в кино.
Я и не пробовала. Может быть, что-то тогда и изменилось бы в отношении моём к
ним… Актёру всегда интересно действие. Как только действие останавливается,
тут надо уже придумывать, изощряться, складывать так, чтобы зрителю было
нескучно наблюдать за персонажем. Конечно,
в первую очередь эти претензии относятся к материалу, сценарию. – Лидия Леонидовна, вам запомнилась
роль Глафиры в фильме Масляникова
«Волки и овцы». Что вас привлекает в творчестве Островского? –
В первую очередь – Островский, материал. Это же гениальный писатель. Любой
актёр, который имеет в багаже, как я всегда говорю, в своём актёрском
«сундучке» Островского – счастье. Не каждый это имеет. Я
играю Островского и в театре - «Без вины виноватые», в постановке Петра
Наумовича Фоменко, играю молодую Любовь Отрадину, а
потом как бы через 17 лет, как по пьесе, её играет Юлия Константиновна
Борисова, которая берёт псевдоним Кручинина. Материал сказочный, текст
потрясающий. И играть Островского – одно наслаждение. Это не Сидоров и не
Кузькин. Это Александр Николаевич Островский! Точно так же, как и Лесков
«Очарованный странник», как Достоевский… Это
материалы, шедевры. Это авторы. – Лидия Леонидовна, что вам сказал
Юрий Васильевич Яковлев после того, как вы сыграли роль Настасьи Филипповны? –
Мне было приятно, что Юрий Васильевич Яковлев не пренебрег моей работой и
подошёл как старший товарищ, коллега и поздравил с работой. Объясняя, что
понравилось, что не понравилось, но без претензий не ко мне, к режиссёру,
монтажу. Просто поздравил с хорошей
работой. Я ему настолько благодарна, что он абсолютно не сравнивал
свой фильм с нашей постановкой. Это самое главное. Многие стали сравнивать. А
этого делать нельзя. Сложнее
сделать то, что уже есть. А легко, когда чистый лист бумаги, берётся какая-то
постановка картины, и не с чем сравнивать. Это воспринимается легче. А когда
уже есть в сознании виденная та или иная актёрская или режиссёрская работа,
то говорят: «Ну, а теперь покажите, что вы там наснимали сейчас!» Это намного
сложнее, и ответственность больше. Владимир
Владимирович Бортко, которому задавали вопрос,
почему он взял снимать именно «Идиота» Достоевского,
ведь Пырьев уже снял, отвечал: «Он его не снял. Он
не снял весь роман Достоевского. А я его сниму в моём понимании». Но когда Бортко предложили снимать «Анну Каренину», он ответил
так: «Зачем? Есть замечательный фильм от начала до конца». Многие
актёры понимали, что «Идиота», конечно же, все будут
сравнивать. Но мы об этом не думали, а делали свой фильм. Пройдёт какое-то
время, может быть, кто-то снимет очередной. Может быть. Вот сейчас взять и
переснять тех же «Самогонщиков» Гайдая с другими актёрами. У этого поколения,
которое жило тогда и помнит фильм, конечно же, будет ассоциация и некий
протест. «Мы этого не хотим, потому что мы помним это». А пройдёт сто лет, и
могут снять намного хуже или лучше вариант, и никто вспоминать не будет о
первом варианте. Просто есть такой «новый» фильм. Я
благодарна Юрию Васильевичу. Сравнивать нельзя. Точно так же, как в зоопарке.
Ты приходишь в один зоопарк, хотя, может быть, это грубое сравнение, и видишь
одного бегемота. Приезжаешь в другой город, идешь в зоопарк, видишь бегемота,
и тебе он не нравится. Или: «Этот жираф мне не нравится. Вот я помню жирафа в
том городе – он был выше, и пятна были больше». – Почему сегодня так мало хороших
сценариев? Отсутствие тем? –
Сейчас везде говорят: это нам надо, а этого не надо. Это нам интересно, а это
не интересно. Это соберёт зрителя, а это не соберёт. Если мы раньше и сейчас
смотрим старые фильмы, мы видим в них какую-то душевность, порядочность,
человечность, лёгкость, настроение, и получаем просто удовлетворение, то
сейчас по большому счёту нам навязывают чьё-то мнение. Нет, вот вы
посмотрите, смотрите! Вот это хорошо, так должно. Идёт навязывание. И плюс
каждый считает, кто сколько соберёт. – Почему вы считаете, что необходима
цензура на ТВ? И в каком виде она должна присутствовать на ТВ? –
Я всегда относилась к цензуре спокойно. На ТВ она необходима – 100%. Для тех
фильмов, которые идут на телевидении. Я отношусь к этому как мать. Какие
порой показывают сцены насилия с переводом мата, неприятных слов, и это может
идти и в 16:00 часа, и в 19:00 часов, когда ребёнок может спокойно включить!
Я была шокирована несколько лет назад, когда включила телевизор где-то в 12
часов дня, и там просто шла порнуха. Я была на
гастролях и решила поначалу, что это какой-то особый местный канал. Но
оказалось, что это обычный канал, который ребёнок может включить и посмотреть
везде. А
зачастую у многих детей есть телевизоры в комнате. Многие родители могут быть
в гостях, на работе. Или выйдите на улице и посмотрите, сколько продаётся
порнографических журналов. Я понимаю, что не надо быть монашкой и
закрываться. Раньше, как мне рассказывали актрисы, которые выступали и пели
на сцене, длина юбок должна быть ниже определенной. Сейчас же всё раскрыто,
открыто. Кто больше раскроется, больше сделает эротических движений. Ну что
это такое? Я это не люблю, не принимаю и не хочу. Эстрада, как и театр и всё,
что связано с искусством, должна быть культурной. Точно так же не могут со
сцены театров произноситься отдельные бранные и матерные слова, такие как
«проститутка», «тварь» и т.д. Это некий храм. Но если ты это произнёс, то это
должно быть так вынуждено, чтобы человеку, который сидит в зале, было
неловко. А сейчас это в порядке вещей. И если я не открою рот с грязной
помойкой, то это уже «несовременно». – Лидия Леонидовна, после удачно
сыгранных ролей в качестве компенсации образовывается множество
недоброжелателей. Как вы считаете, что можно сказать о людях, которые встают
именно в этот ряд? –
Мне их жалко. Они, к сожалению, тратят своё время и силы не на то, на что
нужно было бы их тратить. А движет ими ревность, зависть. Убеждена
в этом. Это не только в актёрском ремесле. В актёрском, конечно, в большинстве. Это такая профессия, когда любой актёр идёт к
популярности. Это не значит, что необходимо локтями расталкивать и говорить:
«О! Я хочу быть известным, популярным!» Любой человек, который поступает в
тот же театральный институт, хочет, чтобы зритель его знал, на него шёл,
что-то для своего зрителя сделал. Это такая профессия. Есть,
конечно, люди, которые раздвигают локтями и перешагнут через любого, ради
популярности сделают всё что угодно. А есть те, которые об этом не
задумываются, но популярность к ним приходит сама. Сама собой. Зависит
от того, как же ты будешь себя вести. Я всегда говорю своим коллегам: кто-то
где-то в чём-то снялся и на данный момент популярен – он не становится звёздой,
как нас преподносят. Это неверно. Мы на данный момент просто узнаваемые
актёры. А популярность – вещь непостоянная. Даже
если посмотреть рейтинги актёров, где каждый стоит на каком-то месте. На
данный момент наверху стоят актёры, которые сейчас участвуют в каких-то
сериалах. А потрясающие актёры: Ульянов, Лавров, Яковлев, Максакова, Ефремов,
Баталов - просто в хвосте! Евстигнеев – великий актёр! Смоктуновский! А
сейчас Миськины, Пупкины
- на данный момент они в телевизоре. Для
молодёжи нет ничего удивительного: «Мы их знаем, а тех не знаем». Или не
хотим знать. Поэтому я говорю всегда: «Никогда не зарывайтесь!». Так бывает,
что где-то кто-то снялся, и начинается, что в театр несут себя сами чуть ли
на мизинчиках. Я вошла. Или я вошёл. Не принимаю. – Какие великие артисты повлияли на
вас? –
У меня учителя: Ульянов, Яковлев, Владимир Абрамович Этуш,
Людмила Максакова – это наши «щукинцы». Конечно, я
работала и с другими великими актёрами, например, с Алексеем Василевичем
Петренко. Великий, потрясающий артист! – В детстве у вас была компания,
которая защищала слабых. Почему подобные компании не формируются среди
взрослых? –
Может быть, потому что каждый сейчас думает только о себе. Конечно, не все
такие. Но они не в том проценте, которые были раньше. Сознание этих людей
формирует сегодняшний мир. Мы уже говорили о том же телевидении. Каждый хочет
накормить семью, вывезти, купить бытовые вещи, среди которых люди забыли о
человечности. Самый
простой пример. Если человек упал в обморок, все мимо пройдут и скажут, что
он пьян. И даже никто не подойдёт! Не говоря о том, что раньше такого не
было, чтоб днём могли быть ограбления, убийства. Если девушка идёт, а ей
просто режут лицо из-за мобильного телефона в два часа дня. Раньше такое и в
голову не могло прийти! Были преступления. Они были и будут, к сожалению. Но
люди, как мне кажется, сейчас закрылись. Если
вспомнить раньше, в выходные дни ты шёл в гости или к тебе приходили, пели
песни и были застолья, были разговоры, гитара и обсуждение каких-то
тем, то сейчас этого нет. Сейчас дверь закрывается, поставьте, ничего не
хочу, где бы денег заработать? В большинстве. – Вы очень суеверны. Откуда такая вера
в приметы? Неужели когда-либо что-то в жизни у вас сбывалось отрицательное,
что так остро к этому относитесь? –
Нет, это в сознании где-то сидит. Или суеверен человек, или нет. Не могу
сказать, что меня к суеверию что-то подбило. Но как-то с детства: «О! Чёрная
кошка дорогу перебежала – значит, не к добру». Если что-то так, значит, будет
это. Я на этом не зацикливалась. Просто я
наблюдала, что, действительно, если пробежит, то что-то случится. Или как
говорили бабушки: если ты увидела похороны, то обязательно приди, помой руки.
Это, очевидно, всем с детства говорят. Но как-то складывалось, что оно
сбывалось. Научили: если ты видишь ведро пустое – иди, не бойся. Наполни
мысленно его мёдом или водой. – Когда вы перестали отстаивать свои
позиции и спорить с режиссёром? Где был тот рубеж, за которым вы поняли, что
не может быть двух капитанов на корабле? –
Могу сказать, что если у нас обоюдно с режиссёром была схожесть в понимании
образа, то мы шли легко, одним ветром, в одну сторону. Если я понимала, что
это неверно, то начинала с режиссёром спорить и спрашивала мотивации, почему
это так. Это актерский процесс. Любой образ идёт к чему-то. Начинается от
печки. В этом процессе, когда ты начинаешь этот образ играть и развивать,
нести его, ты понимаешь, к чему и для чего ты идёшь. Если
брать ту же классику, я всегда говорила: «Почему он написал именно так?
Такими словами? А почему он сделал вот эту ремарку? Почему это было сказано
здесь, а не там?» Можно
спорить с режиссёрами очень долго. Я всегда придерживаюсь такого девиза: с
режиссёром не спорят, режиссёру показывают. Если я с чем-то не согласна, могу
сказать: «Давайте я покажу свою версию, в своём понимании тот или иной
кусок». И если он наглядно увидит и поймёт, что его это устраивает, то мы
время сэкономим. Говорить мы можем до пены у рта. Я
люблю режиссёров, которые пускают актёров, как корабль, дают лёгкость, не заставляют
их идти только так и никак иначе. Бывает,
как в случае с Владимиром Владимировичем Бортко,
который сказал: «Я вижу этот материал так. И я вижу тот или иной образ именно
так. Кого не устраивает – может отказаться. Конечно, вы можете спорить, предлагать.
Я только «за», люблю, когда актёры предлагают, но если меня это не устроит,
будете выполнять ту задачу, которую я поставлю». – Лидия Леонидовна, десять лет вы
занимались народными танцами. Ваш любимый танец? Пригодилось ли это
увлечение? –
Я очень любила чардаш. Это был мой самый любимый танец. А пригодилась
пластичность, умение танцевать. Музыку слышу и могу импровизировать. – Впервые вы появились перед зрителями
как исполнительница песен с хитом «Прекрасное
далёко». Были ли ещё подобные проекты? Какие песни вам наиболее удаются? –
К сожалению, не было никаких проектов. Но думаю, что всё ещё впереди. А песни
удаются те, которые я чувствую, которые нравятся. Я люблю песни и народные и
эстрадные. В зависимости от настроения. Могу спеть «Чёрный ворон», а в другом
настроении - тот же «Кабриолет» Любови Успенской, который очень люблю. Это
как за столом. Смотря, кто собирается, в каком настроении. Какая компания.
Сначала широко, а потом хочется утихнуть. Спеть «Свеча горела на столе, свеча
горела». – Вы упомянули Пастернака. Ваша
любимая поэзия? –
Я очень люблю Александра Пушкина, Александра Блока, Марину Цветаеву. – Лидия Леонидовна, чем вам близки
образы Шехерезады и Кармен? –
Это, наверное, написали так потому, что когда вела "Огонёк" было
очень много образов. Кармен – сильная. А я люблю
яркие, неординарные образы, они мне близки. Наверное, потому, что я сама -
сильная женщина по жизни. - Вы были в Бийске? -
Я была на Алтае, мы гастролировали со спектаклями. У нас все актёры, которые
заняты в антрепризах, достаточно часто ездят. Самое замечательное, что мы
имеем возможность бывать во многих городах, встречаться с людьми. Мы были в
Барнауле, Бийске. – Лидия Леонидовна, ваши пожелания
всем зрителям и телезрителям города Бийска Алтайского края? –
В первую очередь, хочу пожелать всем здоровья. Без здоровья, к сожалению,
никуда. Удачи по жизни, хороших, радостных дней. Чтобы каждый день приносил
какое-то счастье, радость, чтобы не было огорчений. Чтобы каждый думал о ближнем своём. Тот, кто сильный, не забывал о слабых. Чтобы была порядочность по жизни. Хочу пожелать
любви, мирного неба. Счастья и любви близким. И не
забывать о нас, грешниках-актёрах. Приходите на спектакли, смотрите фильмы. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |