Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ:«МЕНЯ
УКАЧАЛИ ШАМПАНСКОЕ И ВОЛНЫ»...
Специальное интервью для Алтайского края [12 ноября 2006 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Светлана
Афанасьевна, какие последние работы с вашим участием в кино следует ожидать
вашим поклонникам в ближайшее время? Светлана Светличная: – Это «Куратор» Владимира Нахабцева, четырёхсерийная телевизионная картина. Она неожиданная
для меня. Мне казалось, что эту роль должна играть другая актриса, с другой
фактурой, потому что там речь идёт о коммуналке. Я себя не видела в этих
условиях, просто как я, Светлана Светличная. Женщина, которую
я играю, с непростой судьбой, но она за кадром. Почему она одна?
Почему нет детей, мужа, любимого человека? Когда я поговорила с режиссёром,
то рассказала ему то, что представляю, было с ней. Потому
что многие актрисы, в том числе и я, имеют своё «кладбище» несложившихся ролей, неудавшуюся творческую карьеру.
Человек один опускается, другой запивает, третий вообще кончает жизнь
самоубийством. У
моего персонажа – жизнь не радостная. Я предложила сделать её очень доброй,
отзывчивой и благостной. Володя согласился, и она получилась как бы ищущей
любви. Не только любовь к мужчине, но любовь к жизни. Её окружают люди, и она
довольна всем, как она в течение этого времени, которое будет дано зрителю,
расцветает. Главная
моя цель - показать, что все мы нуждаемся в любви. И когда эта любовь
приходит, когда человек понимает, что он кому-то нужен и не одинок, то тогда
жизнь становится прекрасной. Вот в двух словах то, что мне хотелось сделать. Мне
кажется, что мы все это вместе, сообща с режиссёром, со сценаристом сделали.
Потому что я материал видела. Меня поймут женщины моего возраста. – Как изменился режиссёрский подход со
времён начала вашей творческой карьеры? –
Если сравнивать с Ренатой Литвиновой, с которой мы много работали, то была
колоссальная разница. Между теми режиссёрами, с которыми я встречалась
раньше. Это женщина новой формации, неожиданная, непредсказуемая в хорошем
смысле этого слова. И мне было сначала необычно, а потом я просто ей
восхищалась, мне очень нравилось, как она видела материал, меня.
Единственное, я была не согласна с ней, и она это знает, когда посмотрела
окончательный вариант: с тем, что она слишком порезала мою роль. В итоге в
фильм не вошли сцены, на которые я делала ставку. Что
же касается Володи Нахабцева - это сын знаменитого оператора. Должна сказать
вам, что мне очень повезло. Я встретила молодого человека творческого,
интеллигентного, толкового, талантливого, и все мы работали в удовольствие. И
я в том числе. Другое дело, что темпы другие. Сейчас некогда снимать по 10-12
дублей. Один дубль. Максимум – два. Но если очень сложная сцена и что-то там
не получилось, то могут снять более трёх дублей. По-моему, на нашей картине
этого не было. И сроки очень сжатые. Нужно быть готовым заранее. Допустим,
идёт съёмка сегодня, но я уже должна знать текст завтрашнего дня – тогда легко
работать. Я должна знать роль наизусть. Вот это изменилось. Раньше сцена
могла сниматься полсмены. Поэтому ты и текст можешь выучить и поймешь, как
всё сделать. Сейчас для этого времени нет. Надо приходить в полной боевой
готовности. Сейчас
мы живём в другое время. Дети другие, малыши в детском саду знают иногда то,
что не знают взрослые. Мне кажется, что всех, кто сейчас в эту обойму входит
и переходит из картины в картину, это устраивает. Я же человек той формации.
Меня лично, индивидуально это не устраивает, не нравится, не готова. Если
бы даже мне предложили эту роль и если бы мне в это время предложили
параллельно где-нибудь сниматься – я бы отказалась. Это как женщина не может
принадлежать двум мужчинам. Я так не могу. Я должна жить тем образом, пока с
ним не расстанусь. Я не могу работать так, как работает сейчас молодёжь.
Каждому своё. – Фильм, который вывел вас вновь на
экран, – «Богиня». Почему о вас вспомнила именно Рената Литвинова? Какому
подарку судьбы, случаю вы обязаны этой встрече? Неужели
до этого не было никаких предложений? –
До Ренаты Литвиновой были какие-то предложения, но они были столь
неинтересные, пошлые, на мой взгляд, что я отказывалась. Не хочу огорчать
своих зрителей, которые меня знают с детства, юности. Я забочусь о том, чтобы
ко мне отношение как к человеку, как к актрисе не менялось. Хочу сеять что-то
светлое. Даже в силу своей фамилии. А обязана
встрече Рустаму Хамдамову. Они дружат, это тоже
оригинальный человек. Я с ним, правда, незнакома, но он,
как мне сказали его приятели, считает, что из нашего, моего поколения, есть
две актрисы, которые интересны ему – Доронина и Светличная. Мне это
было очень лестно, что я - интересный человек. Рената
долго искала актрису на роль призрака мамы в своей картине «Богиня». Рустам
ей сказал: «А что ты ищешь? Что ты мучаешься? У тебя есть Светлана
Светличная. Позвони ей. Больше тебе никто не будет нужен». Так
оно и случилось. Через две минуты я по глазам Ренаты увидела, что она очень
обрадовалась, что меня увидела, что мы познакомились, что я согласилась. – Вы учились у выдающегося режиссёра и
педагога Михаила Ромма. Что из всего того, что вы
получили во ВГИКе, стало неотъёмлемой частью во всей вашей дальнейшей
творческой жизни? –
Чисто человеческое – благородство, честность и совесть. Вот такие компоненты.
Я уже не говорю о том, что это был очень талантливый человек, на своём месте,
очень любил кинематографическую среду и очень много давал и нам, актёрам, и
режиссёрам: у нас была объединённая мастерская. Общаясь с ним, формировалась
наша душа. В данном случае – моя. Во-первых, я
обязана своим родителям, как я понимаю, но не в меньшей степени я обязана
Михаилу Ильичу Ромму. Он отличался даже от талантливых, которых я знала. Герасимов Сергей Апполинарьевич, например, совершенно другой. А Михаил
Ильич Ромм – он как проповедник, и он каждому давал
то, что ему было необходимо. И чисто человечески и чисто по-актёрски.
А
вообще, мне льстило, что я у него была любимой ученицей. Я много ролей в
театре переиграла. То, что во мне ещё сидит и Марья Тимофеевна Лебядкина из «Бесов» Достоевского, которую я сыграла в
нашем театре давно, в студии-киноактёра
– это тот фундамент, который я заложила во ВГИКе, учась в мастерской Михаила Ромма. Он верил, что я всё могу. И вот эта его вера - она
со мной. Особенно тогда, когда я теряюсь в каких-то творческих моментах. Я
вспоминаю его и думаю: «Нет! Я сделаю!» Хотя бы даже вот эту роль, спасибо и
Володе Нахабцеву, конечно, и всему коллективу, там была потрясающая группа,
начиная от деловых работников и кончая операторами,
художниками-постановщиками. Это сборная из Питера, Москвы, Украины –
интернациональная. Там такой был дух творчества, актёры! Что называется,
попали в десятку. Всей дробью патрона. – С вами вместе учились Галина
Польских, Валерий Носик, Кончаловский. Сохранились
какие-либо человеческие отношения с той студенческой поры? Помогал ли
кто-либо из них вам в ваши довольно тяжёлые жизненные периоды? –
К сожалению, нет. «Здрасте». - «Здрасте.
Как живёшь?» Формально. То, что сейчас, нас, к сожалению, окружает во всех
жизненных ситуациях. Сейчас каждый за себя. Редкое исключение. Если брать
творческий мир, то вот в нашей картине, в «Кураторе», было какое-то
благодушие друг к другу. Не было нездорового интереса. Кто? Что? Как? Все
отдавались этому материалу и привносили своё. По жизни меня окружают два
человека, которым я близка. Это Таня Конюхова и
Лариса Лужина. Они знают, что я их не подведу, и я уверена, что они меня
тоже. А все остальные – люди, не имеющие отношения ни к кино, ни к театру.
Если говорить о дружбе или о моментах, когда тебе плохо. Пять месяцев назад я
похоронила младшего сына. И эти люди –Лариса и Таня,
если говорить о коллегах, были рядом. Были рядом и другие. Потому что в
одиночестве можно было свихнуться. – Почему так происходит в творческой
среде? Это специфика актёрской профессии или времени? –
В большей степени сейчас - времени. Но и специфика. Потому что в нашем
актёрском мире очень развито чувство зависти. А оно от дьявола. Дьявольщина
всегда при артисте, а сейчас особенно. Профессия не лучшая в мире. Кто-то из
актёров говорит: «Я так счастлив!» или «Я счастлива, что я актриса!» Сейчас
могу, по истечении времени, от пережитого, всего, что знаю, так как не стою
на месте в смысле отношения к жизни, сказать – я не восторгаюсь тем, что
выбрала эту профессию. Нет! Я не в восторге. Лучше было бы, если бы стала
врачом, учителем, медиком. Я бы хотела иметь профессию, в которой всё зависит
только от тебя, а не от случая и не от приглашения. – Но вашу судьбу отчасти определила и
мама… –
Я тогда мечтала. Что вы! Я себя никем не видела, кроме
как только артисткой. Только лучше Орловой, Целиковской!
Лучше всех, всех, всех! Но
поймите: я не жалуюсь. Я очень довольна всеми без исключения своими
эпизодами. Смотрю на себя теперь как бы со стороны мэтра и говорю: «Ай да
Света! Ай да умница!». Слава богу, есть удачи. И есть
работы… Я не имею в виду «Бриллиантовую руку». Она нужна для того
времени, хорошо, что она у меня есть. Благодаря ей, ко мне не остывает интерес молодёжи и прочих людей. Я
имею в виду режиссёров, с которыми мне посчастливилось работать: Гайдая, Лиознову («Им покоряется небо»), Ростоцкого
(«Герой нашего времени», «Тамань»), Кеосаян («Стряпуха»), а также партнёров: Жаров, Евстигнеев, Никулин,
Папанов, Миронов. Вот что меня тешит и обогревает. – Ваша первая главная роль - в фильме
Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». Как она
помогла вам в становлении как актрисы? Какой она осталась в вашей памяти? –
Это они вместе. Студия им. М.Горького была рядом с институтом, Михаил Ильич Ромм и Татьяна Михайловна Лиознова
– коллеги. Когда Михаилу Ильичу сказала, что меня пригласила Татьяна
Михайловна, то он сказал: «С такими режиссёрами, как Лиознова,
надо обязательно работать». И он меня отпустил. Я же ещё не закончила институт, я защищала диплом, получила «отлично»… Татьяна
Михайловна – это актёр и режиссёр. Если мы говорим об актрисе, о творце, но
она ещё и великий режиссёр. У неё монтаж картины в голове. Она видит актёров
в перспективе. В «17 мгновениях весны» столько персонажей, и она точно
каждого нашла. Мне казалось, что там Леониду Куравлёву
вообще делать нечего, а она именно его выбрала на ту роль, которую он играл,
- и какое точное попадание! Лановой и прочие актёры… У Лиозновой какое-то чутьё,
«как чутьё волка» - говорила Цветаева. На людей, на персонажей. Она
- тот режиссёр, который не переделывает, а чувствует человека, знает, что это
его роль, он мог быть таким в жизни. В фильме «Им покоряется небо» есть
сцена, когда в кабинет к главному конструктору, которого играет Евгений
Евстигнеев, прихожу я, Нина Колчина, и вижу макетик
самолётика. Когда мы начали репетировать, помню, что Татьяна Михайловна для
меня сделала. Она набросилась на Евстигнеева и сказала: «Слушай, Женя! Ты не
готов! Посмотри на Светлану - какая она умница!» У
неё есть такое. Она, видимо, знала, что я с этим мэтром была зажата. Но она
вот это сделала, и сцена получилась. Если
актёр находит какую-то свою краску, она её приветствует, не давит, не меняет
и может оценить. Она - чудный режиссёр. Я бы с удовольствием, если ты Татьяна
Михайловна что-то задумала снимать, у неё были на это силы, просто без
оглядки на любую эпизодическую роль пошла сниматься. Таких режиссёров мало. – Немного об одном из ваших главных
фильмов - «Бриллиантовой руке». Хотелось спросить: как вас, спортсменку с
третьим разрядом по плаванию чуть, не угораздило утонуть? И каким образом вас
спас Андрей Миронов? –
Я выпила много шампанского. Я его уже лет десять вообще не пью. Это напиток,
который на меня плохо действует. А тогда я этого не знала. Как только люди
видят, что артистка, так ей сразу предлагают выпить шампанского. В общем, я нашампанилась. Меня укачали шампанское и волны. Я стала
орать. Миронов подплыл ко мне и был со мной рядом. И тогда, почувствовав, что
я не одна, я успокоилась. Я бы доплыла одна, сама, но рядом был Андрюшка и
помогал мне. Я тут же отрезвела. – Вы на курсе слыли первой
спортсменкой. –
Да, играла в волейбол, баскетбол. Выступала за институт: играла в пинг-понг,
но проиграла. – Ваш будущий муж, Владимир Ивашов,
тоже был неплохим спортсменом? –
Он как раз был плохим спортсменом. Он записался в секцию бокса, и когда ему
там свернули челюсть, тут же оттуда ушел. Спортсменкой в нашем доме, семье
была только я. Володя спортом не занимался. Но он плавал. Вот, пожалуй,
и всё. А у меня были гимнастика,
волейбол, баскетбол, третий юношеский разряд по плаванию, теннис, пинг-понг.
Мне нравится бокс. Я была знакома с Валерием Попенченко.
Я люблю спортсменов, мне нравилось спортивное окружение. – Вот уже более 15 лет вы занимаетесь
бегом? –
Сейчас нет. Собаки не стало, небезопасно. Без собаки в лесу женщине любого
возраста опасно. Я бегала и даже была поклонницей Порфирия Иванова, бегала
босиком по снегу, моржевала года два. Бросила
потому, что обнаружила, что мужики прятались в кустах и наблюдали, как я
раздевалась. Потому что в купальнике – это не то. Нужно нырять нагишом.
Жалко, что всё в прошедшем времени. – Случаи, когда влюблённые совершают
красивые поступки, становятся как чудо из чудес. В вашем случае чудеса
романтики проявлял ваш муж. Расскажите, пожалуйста, куда вы поставили столько
роз, которые он вам подарил? И по какому случаю был этот подарок? –
Нас тогда приютила его двоюродная сестра. Это подарок был по случаю моего дня
рождения. Розы стояли везде, и я их потихоньку, когда они вяли, выбрасывала. Всегда,
когда на встречах очень много цветов, я отдаю их дежурным по этажу в
гостинице, зрителям. Куда столько цветов? Но те розы, по-моему, отстояли до
конца в квартире. Они стояли на полу в трёхлитровых банках, кувшинах, вазах. Мы
вообще любили друг другу делать сюрпризы. Я, например, купив пылесос, убрала
квартиру и оставила его на виду. Володя приходил и спрашивал: «А что это за
коробка стоит?» – «Да это родственники приехали и купили пылесос и завтра
заберут». А только потом уже я раскрывала тайну. Летом в 35-градусную жару я
могла купить шубу и сказать, что мне её подарили. Володя,
когда уезжал за рубеж, всегда привозил подарки, он знал, что мне нравится, я
всегда любила головные уборы. Он привёз мне сомбреро, какую-то маленькую
шляпку. Мы были очень близки духом. Вообще-то мне повезло, что я увидела и
услышала, что такое настоящая любовь. – Ваши пожелания всем вашим
поклонникам в городе Бийске Алтайского края? Ваши любимые праздники? –
Чтобы они в это смутное время имели силы, не падали духом – раз. Два - чтобы
они меня любили до конца моей жизни. Это мне очень нужно, потому что это меня
и держит на планете, поддерживает и делает лучше. А главное – всем здоровья.
Чтобы ножки ходили, чтобы ручки не болели, чтобы глазки видели, чтобы дети радовали и чтобы не было беды – ни большой, ни малой. Новый
год и 9 Мая для меня - два самых чувствительных, добрых праздника. 9 Мая -
чувство благодарности всем тем, кто воевал и кто ещё жив, чтобы ветераны не
были забыты, их лелеяли, берегли. А
Новый год связан всегда с надеждой. Это как с нового листа. Но надо быть
готовым ко всему. Испытания нам даны для того, чтобы мы совершенствовались в
духе. Я хочу, чтобы в доме у вас была ёлка, чтобы в доме были пироги, чтобы в
доме были хорошие гости и чтобы Новый год приносил
какие-то новые, приятные неожиданности. Обязательно приятные. Чтобы мы
понимали, что только добро спасёт весь мир. В данном случае оно спасёт и нашу
матушку Россию. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |