Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты ВЛАДИМИР СТЕКЛОВ:«В
ЛИЦЕДЕЙСТВЕ ЕСТЬ ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ»...
Специальное интервью для Алтайского края [6 февраля 2007 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Владимир
Александрович, в каких проектах вы задействованы сегодня и какие из них вам
кажутся наиболее интересными? Владимир Стеклов: – Три
проекта, над которыми я сейчас работаю,- «Полонез Креченского»
по трилогии Сухово-Кобылина, «Юбилейная жертва» и «Кадетство».
Сейчас снимается его вторая часть – «Кадетство –
2». Театральные проекты - «Любовь под вязами». – Как бы вы оценили сериал «Кадетство» в целом, его необходимость сегодня? –
В целом, замечательно. Я думаю, это не моя оценка, а большинства зрительской
аудитории. Рейтинги очень большие. Совсем недавно мы ездили на презентацию
этого сериала на Украину, где он по каналу «1+1»
пройдет. Там тоже был высокий рейтинг. По всем отзывам, которые мне
приходится слышать и моим коллегам,– сериал имеет очень большой успех. И я
думаю, что он явился в нужное время. Это о воспитании подрастающего
поколения, это ещё о понятии чести, долга, совести и прочее, прочее. – Были для вас какие-либо открытия в
профессиональном и личностном плане в процессе работы? –
Конечно. Для меня, например, просто с самой приятной стороны, самые высокие
оценки я могу поставить - и личностные, и человеческие - моим молодым
партнёрам. С людьми старшего поколения – с Александром
Пороховщиковым, Валерием Бариновым, Вадимом Андреевым - мне приходилось
встречаться на съёмочной и театральной площадках. А вот молодая вся
актёрская поросль и все, кто уже сегодня имеет за плечами опыт кинематографа,
как Саша Головин, Ваня Добронравов и те, кто впервые, – они очень достойные в
этой работе и очень интересные ребята в личностном плане. Для меня это самое
главное открытие – молодая генерация. – Какой из эпизодов съёмочного
процесса вам более всего показался интересным и запомнился? –
Был не один, немалое количество. Всё, что было связано с суворовскими
буднями. Это наряды, строевая подготовка, спортивные мероприятия, встреча с
моими однополчанами, была хорошим эпизодом, потому что реальные ребята,
которые участвовали в афганских событиях. Дело
в том, что первый блок работали в достаточно непростых условиях. Часто
ребятам приходилось, как и нам, находиться на площадке по 14 часов в вечернее
и ночное время. Это довольно тяжело. А утром надо было опять идти на съёмку.
Поэтому они проявили себя очень достойно. Ребята всё-таки молодые, задорные,
и их не оставляет желание как-то шутить и смеяться, разыгрывать друг друга и
нас, старших товарищей. Было много весёлого. Когда
усталость совсем уже накатывалась, помогали именно какие-то юмористические
вещи. Они пользуются и большим уважением среди суворовцев, и плюс у них
огромное количество поклонниц в городе Твери, поэтому
как только раздаётся визг, потому что на территорию гражданских не пускают,
они все за территорией, то там ограждения решётчатые, и видно, что
происходит. Когда раздаётся на улице визг – это значит, кто-то из наших
героев появился, пробежался или прошёл. Тут же щёлкают блицы фотокамер,
крича, просят автографы и прочее. – Для чего так необходимы розыгрыши на
площадке? –
Для того чтобы как-то снять напряжение, усталость. Это всегда помогает. Когда
на площадке атмосфера радостная и юмористическая – это всегда помогает
процессу, идёт не во вред производственному циклу. Мне нравится, когда я
разыгрываю и меня. Это всегда обоюдная вещь. Это принцип домино. Ты начинаешь
- и поехало, пошло. Или наоборот – кто-то начинает, ты к этому подключаешься. Напоминает случаи
с анекдотами. Один вспомнил, тут же кто-то моментально подключается второй,
третий, четвёртый - и пошло. В
«Кадетстве» были и традиционные формы розыгрыша,
когда зашивали карманы у кителей, шнурки завязывали, текст
прятали. Было всё… но это всегда носило
какой-то незлобный характер, хороший. – Вы любите играть в футбол. Валерий
Александрович Баринов - тоже страстный любитель футбола. В какой мере
объединил вас футбол как партнёров по съёмочной площадке? –
Более чем объединил. У нас одни и те же друзья-приятели из профессионального
футбола. В частности, нынешний президент московского клуба «Локомотив» Юрий
Сёмин - Валерин хороший друг и самый хороший приятель. – Любая сыгранная вами роль незримо
продолжает в вас жить. В какой мере это присутствие помогает, а в какой мере
мешает вам при каждой новой работе? –
Так же, как и любой опыт – в чём-то он полезен. Как положительный, так и
отрицательный. Потому что отрицательный – тоже опыт. Если ты берёшь с собой
тот накопленный багаж, то это, конечно, превращается в какой-то штамп,
стереотип. А если ты опираешься на этот опыт, но с учётом того, что за
материал у тебя сейчас в руках, можно ли к нему с подобными отмычками и
ключами идти, то тебе уже не приходится изобретать велосипед. Это уже было. И
ищешь какие-то новые пути, формы. В любом случае это помогает. Но а то, что присутствует незримо или нет, то опять же до
определённой степени. Это всё-таки аллегоричное выражение, не буквальное.
Иначе надо к психиатру обращаться. Нет, конечно, всё это накапливается и
перерабатывается внутри тебя и становится чем-то хорошим. – Маленькие люди – ваши. Гоголь,
Достоевский. Чем велик, по-вашему, маленький человек? Чем он для вас
привлекателен? –
Гоголевский Башмачкин – маленький человек, но это
не значит, что маленькая роль. Гоголь написал о нём целое произведение, в
центре которого он стоит. Белинский сказал: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»,
так и я думаю, что мне вообще близки персонажи Гоголя, Достоевского. Это
всегда по жанру трагикомические фигуры. А вот такой сплав трагедии и комедии
– очень сложная жанровая основа. И чем сложнее она, тем интереснее в ней
существовать. Это благодарное сочетание, когда ты одновременно можешь
подниматься на мощные трагедийные и комические вершины. Подобное - самое
сложное, что может быть в драматургии. В этом и есть интерес. Это и
продиктовано мне. Бывает или только трагедия, или только комедия. А когда и
то, и другое – что же можно желать лучшего. Конечно, это замечательно. – При поступлении в театральный
одним из условий, которые вам поставили, было исправление дикции. Каким
образом и благодаря чему вы смогли справиться с довольно сложным условием? –
Это произошло не так быстро. Во-вторых, это было огромное желание,
помноженное на трудолюбие, терпение. Я знал, что для меня это самое важное,
что только может быть. Это как жить или умереть. Надо было жить, выбор был
сделан, и назад для меня дороги не было. Потребовались жесткие волевые
усилия. – Вы мечтали о спортивной карьере, но
победил театр. Что послужило последней каплей, когда вы отказались от футбола
и переключились на театр? –
Было множество слагаемых. В первую очередь, конечно же, тот самый маленький
опыт, который случился, а именно первая пьеса Зака
и Кузнецова «Два цвета», где всё удачно для меня сложилось. В лицедействе
есть какая-то заразительность, которая если уж тебя прихватывает, то потом не
отпускает. И я не был здесь исключением и пошёл по пути многих. Кто в эти
сети попадается, происходит как по принципу: «Коготок увяз – всей птичке
пропасть». Наверное, у меня в тот момент этот коготок и увяз. – Владимир Александрович, первая ваша
работа в качестве режиссёра была в Самаре. Когда вы решились быть более чем
фрагментом пьесы и раскрашивать палитру спектакля в нужный цвет? Что повлияло
на этот выбор? –
У меня просто были до этого какие-то опыты работы в театральных коллективах,
где я преподавал, потом опыт работы в ГИТИСе, где я
тоже преподавал, дипломные работы, и всё это, наверное, послужило основанием
попробовать себя на сцене в качестве режиссёра. Сейчас я ставлю спектакль в
Томске по пьесе Дарио Фо
«Укравший ногу, счастлив в любви». Режиссура - это другая профессия. Довольно
претенциозная и очень манит. Особенно, если ты получаешь возможность и в это
дело попадаешь, то трудно от этого соблазна и искушения отказаться. – Вы осуществляете общее руководство
над детским коллективом? –
Да, это художественная школа. – Самая памятная вам встреча с детьми
и подростками центра художественного творчества? Что значит для актёра детская аудитория? –
По известной пословице: «Актёрам для детей надо играть так же, как для
взрослых, только лучше». Насчёт памятных встреч – они часто случаются. Фестивали,
смотры. Детская аудитория… Здесь же закладываются те
самые основы творчества, эстетического воспитания. С нуля это так интересно
наблюдать этот процесс на протяжении определённых лет. Когда дети
превращаются в юношей, взрослеют, и у них всё это происходит на твоих глазах.
Здесь большая ответственность. – Были ли тупики в общении с детской
аудиторией? –
Всегда. Дети тем и интересны, что они всегда ставят тебя в тупик, потому что
у них нет сформировавших, в отличие от взрослых, стереотипов и они всегда выдают
что-то такое, что тебе не приходилось слышать, знать, встречать, видеть.
Всякий раз всё с нуля, заново. Вырабатывание иного языка или иной системы
координат. Потому что там всё с самого начала. – Владимир Александрович, с Евгением
Леоновым у вас была совместная работа на сцене? –
Да, только не совместная. Мы просто играли одну роль. – Владимир Александрович, вы хотели бы
сыграть не Мышкина, а Рогожина. Это желание появилось у вас в процессе работы
в спектакле или было всегда? –
Это было в процессе работы. Это сильная личность, с другими страстями,
противоречивая. Она не лучше и не хуже, она просто другая, другой персонаж,
характер, в отличие от Мышкина. – Много ли параллельных ролей, которые
хотели бы сыграть? Это попытка взглянуть на спектакль с иной точки зрения? –
Их немного. Это чеховский дядя Ваня и Митя Карамазов. И всё. А
хочется сыграть просто иной персонаж. Ты же не от спектакля идёшь, как
режиссёр ставишь один, два, три. И бесконечно ставя спектакль, ты там ищешь
новые трактовки и новые взгляды. Разные персонажи и разные роли. Это никаким
образом не отражается на спектакле в целом. – Что нельзя перенести из театра на
экран? –
Наверное, нельзя перенести то, что отличает театр от кино, потому что
всё-таки кино – это плёнка, что угодно хотите и снятое раз и навсегда. А
театр – всегда живое воплощение, и всегда он может быть разным. Спектакль в
процессе эксплуатации, конечно же, эволюционирует, развивается, если к этому
есть все условия и основания. А кино - это застывшая навек форма. Хуже, лучше
– уже не сделаешь. Как это вышло однажды, так и останется. – Владимир Александрович, как вам
удаётся успевать во многом? –
Это просто мои личные качества. Я не одинок в таком образе жизни. Многие
занимаются несколькими проектами, как кино-, так и театральными.
Сейчас, в наше время, в этом нет ничего удивительного, исключительного и
присущего только тому или иному человеку. Многие живут в таком режиме, и всё
везде успевают качественно и хорошо. – Вам нравятся хорошие мысли и фразы.
Самая последняя мысль, которую вы приобрели в свою духовную копилку? –
Афоризм Наполеона Бонапарта: «Дерзайте!» – Владимир Александрович, игра актёра
- выбор бога? –
Это совершенно не так. Если у тебя случается счастливая возможность, что тебя
целует ангел в макушку, то ты можешь в этот момент разговаривать. Но это к
профессии актера не имеет никакого отношения. Это или да, или нет. У любого
творческого человека, если это случается, тогда это происходит. Но это не в
априори – обязательно, что игра актёра выявляет эту возможность. – Ваши пожелания всем любителям вашего
творчества в городе Бийске Алтайского края? –
Чтобы мы продолжали радовать вас как на театральной площадке, так и в кино и
на телевидении. Радовали, не огорчали и не разочаровывали. Здоровья,
благополучия и счастья. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |