Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты

ДАНИИЛ СПИВАКОВСКИЙ:

«СВОЮ СЕМЬЮ НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ, ЛЮБИТЬ»...

Специальное интервью для Алтайского края [6 декабря 2006 г.]

 

 

 

Родился в Москве 28 августа 1969 года. Воспитанием мальчика занимались бабушка с дедушкой и мама, Алла Семеновна Спиваковская, — профессор Московского университета, доктор наук, известный психолог и психотерапевт.

В детстве любил декламировать стихи, развлекать публику и даже несколько лет занимался в театральной студии Дворца пионеров на Ленинских горах.

После школы в 1986 году подал документы в МГУ на факультет психологии, но не добрал одного балла и пошел работать санитаром в психиатрическую больницу.

Через год повторил попытку – стал студентом психфака.

Два года прослужил в войсках связи — сначала в «учебке» (сержантская школа) в Шепетовке, затем в городе Шуя Ивановской области.

Вернувшись из армии в 1989, восстановился на психфаке.

На следующий год поступил в ГИТИСе, на курс Андрея Александровича Гончарова.

Пошел в школу, сказал, что потерял аттестат и получил дубликат, который отнес в учебную часть ГИТИСа и был зачислен. Так и учился четыре года в двух институтах, на дневных отделениях.

Уже студентом играл в нескольких спектаклях Театра им. Маяковского: Гамлета в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Дуремара («Приключения Буратино»), Кулигина («Гроза»). А на третьем курсе получил и первую главную роль — в спектакле «Фарс для взрослых» по пьесе Николая Коляды.

В 1992 одновременно окончил МГУ и ГИТИС, получил два диплома и автоматически (без всяких просмотров) попал в труппу Театра им. В. Маяковского.

Первой серьезной удачей актера на сцене прославленного театра стала роль Альбера в спектакле С. Арцибашева «Банкет» по пьесе Н. Саймона, который принес ему популярность в театральных кругах и славу лучшего молодого актера Москвы.

Несмотря на оглушительный успех в театре, на экране Спиваковский впервые появился только в 2000 году. Он сыграл маленькую роль (инженер из БТИ) в сериале «Маросейка, 12».

Снимался в фильмах «Мой сводный брат Франкенштейн», «Бедные родственники», «Лифт», в сериалах «Звезда эпохи», «Две судьбы», «Дело о мертвых душах» и др.…

 

Евгений Гаврилов: Даниил, вы как профессиональный психолог и актёр обладаете уникальной возможностью нарисовать психологические портреты работников сцены и экрана. Как бы вы определили: какие качества характера служат основой того, что человек становится талантливым актёром?

Даниил Спиваковский: – Как говорил мой учитель Андрей Александрович Гончаров, актёр должен быть возбудим: он должен всё время стоять в стойке охотничьей собаки. И как только сказали: «Фас!» - мгновенно собака бросается на добычу, с места рвётся. Актёр должен быть всё время такой. На своём рабочем месте. Нужно жечь нервные клетки. Я не люблю, когда актёры вялые и скучные. Это не значит, что надо громко кричать и быстро бегать – ни в коем случае. Надо сжигать нервные клетки – такова наша профессия.

 

– Можно по поведенческим структурам определить, что данный человек находится не на своём месте?

– Думаю, что термин «поведенческие структуры» не совсем уместен. Человек может где-то в компании быть ярким, открытым, балагурить, петь песни, рассказывать анекдоты. И всё думают: «О, какой человек! С какими актёрскими данными!» А потом человек выйдет на сцену и ничего сделать не сможет, или перед кинокамерой. А иной сидит тихо, что-то внутри себя копит, выходит и на 100% выдаёт. Так, поведенческие структуры в нашей обыденной жизни не являются показателем. Хороший актёр или нет, и вообще актёр он или нет. Однозначно решающим показателем может быть сцена или экран. Другого не бывает.

 

– Даниил, в вашей жизни можно провести две взаимодополняющие параллели: психология и актёрская деятельность. В последнее время вторая превалирует. Что мешает вам сегодня закончить аспирантуру и открыть большой пласт психологии, допустим, «Актёр глазами психолога»?

– Прежде всего, я актёр. Сейчас я востребован и в театре, и в кино. Слава богу, что так есть. Это основная моя работа. Психологией я занимался, когда я не был так востребован в своей профессии актёра. Был в театре, но не снимался. Тогда мне это было интересно, так как я дипломированный психолог, потом это было для меня финансово интересно, потому что тренинги, которые я проводил, давали мне определённый гонорар. Сейчас у меня просто нет времени этим заняться. Если у меня возникнет какое-то «окно», я возьмусь за это дело не задумываясь. Но последние два-три года мастерство актёра занимает меня полностью.

– Вы всегда активно участвуете в корректировке пьесы или сценария, в работе над костюмом и гримом. Зачем вам это необходимо?

– Я активно участвую в творческом процессе. Меня Павел Семёнович Лунгин назвал актёром предлагающим. Это творческая работа. Она обоюдная. И режиссёрам это нравится. Режиссёр не любит, когда перед ними сидит актёр на стуле и говорит: «Ну, давай, режиссёр, лепи меня! Делай из меня роль!» Это ужасно, неинтересно. Это должен быть обоюдный процесс. Векторы должны быть направлены в сторону друг друга: режиссёра, актёра, сценариста, оператора, художника, гримёров, костюмеров, реквизиторов и т.д. - всех. Тогда это творчество, это команда. Знаете, как футбольная команда есть: нельзя, чтобы защитники стояли, а нападающие бегали. Бегать должна вся команда. Тогда и будет победа. А если двое бегают, а остальные стоят – то извините.

Вы поймите, что значит переделывать: чуть-чуть адаптировать под себя. В этом случае, по необходимости. Это не значит, что я делаю это из проекта в проект. Если это надо. Часто это не надо. Все с удовольствием на это идут. Грамотные профессионалы говорят: «Скажи, актёр, как тебе лучше?» Сценарист говорит: «Давай, я под тебя реплику напишу или сцену какую-то». Режиссёр говорит: «Давай, тут решим мизансцену». Оператор предлагает: «Давай подумаем, с какой стороны тебя лучше снять». Художник по костюмам спрашивает: «Какой тебе лучше костюм и ботинки?».

Наоборот, все так и работают. Хуже, когда людям наплевать. Им всё равно. Пришли, отработали, деньги в зубы – до свидания.

Не надо перебирать. Зачем конфликтовать? Какой же смысл? Тогда это уже не творчество, а что-то разрушительное.

 

– Достаточно много актёров, активно участвующих в творческом процессе, как и вы?

– Вмешиваются много. Просто, может быть, они об этом в интервью не говорят. Не все, но по каким-то пунктам вмешиваются. И это правильно. Это так должно быть.

– Сегодня популярны и Достоевский, и Мураками. Означает ли это, что сегодня востребован или прививается образ обречённого одиночки, разочарованного и потерянного?

– Я бы так не сказал. Играю Достоевского, а Мураками я просто читал. Не могу сказать, что это мои любимые авторы. Это, действительно, два выдающихся писателя. И такая тема в их творчестве есть, но я не думаю, что она так активно влияет на умы сегодня. Да, есть такие произведения, которые воспевают образ героя-одиночки, да, есть такие спектакли, наверное, и в подобном материале мне приходилось работать. Но вместе с тем, есть огромное количество комедий, замечательных мелодрам, мюзиклов, в которых я работал и работаю. Мне кажется, что как раз такое искусство сейчас.

Потому что всё-таки жизнь наша непростая. В нашей стране тем более. Много проблем у людей. И тогда хотя бы в театре, у телевизора или в кинотеатре человек должен отдыхать. Я считаю, что произведения должны быть оптимистические. Чтобы людям хотелось жить, влюбляться, совершать какие-то поступки после того, как что-то они увидели в театре, кино или на телеэкране. Невозможно сеять одну депрессию, криминал, который летит на нас.

Поэтому я как раз сторонник другого искусства. Достоевский и Мураками, конечно, выдающиеся авторы, я их с удовольствием читаю, но должна быть и другая литература, другое творчество. И зрителю это надо. Да, фильмов хороших мало. Надо, чтобы их становилось больше.

 

– Может быть, они большей частью представлены на кинофестивалях?

– Я как раз должен вам сказать, что на фестивалях крутится в основном кино неоптимистичное, поскольку кинофестивали любят больше авторский кинематограф, который тянется как раз к проблемам нерадостным.

– В интерпретации героя в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн» вы в жизни поступили иначе, чем представлено на экране?

– Я говорил, что свою семью нужно защищать, любить. И то, что мы сейчас, живя в центре Москвы, находимся в эпицентре боевых действий. Люди идут в театр, и их берут в заложники, люди идут на концерты, а их взрывают. Война идёт вокруг нас. Посмотрите, что происходит в мире. Всё время в мире происходят какие-то военные действия.

 

– Но так было всегда. И это большей частью «успешная» работа СМИ?

– Но ничего хорошего. Да, я понимаю, что это всегда было. Войны, к сожалению, неотъемлемая часть нашего социума. Но сейчас и мирные люди вовлечены в это. В связи с терроризмом, который процветает на планете. Это ужасно. Я понимаю, когда на поле битвы встретились два войска и выясняют отношения. Тут я могу ещё что-то не оправдать, а понять - когда профессиональные военные. Но когда мирные, ни в чём не повинные, безоружные жители гибнут и попадают под руку террористов – это никуда не годится. И свою семью надо защищать. И тут в данном случае с моим героем, Павликом Захаровым, согласен – он защищал свою семью. Другое дело, я защищал в интерпретации моего героя Геннадием Островским, автором сценария, и Валерия Петровича Тодоровского, режиссёра. Конечно, в жизни я делал бы это по-другому, не как мой герой. Защищал бы и любил бы по-другому – вот в чём разница. Я как Даниил Спиваковский. Но то, что защищать надо, я с ним полностью согласен.

– Но обилие фильмов о терроризме и убийцах, рассказы о нападениях и взрывах как раз и нагнетает в обществе пессимизм и страх, боязнь за свою семью.

– Чтобы не бояться, надо больше оптимистичных, комедийных, весёлых фильмов. Про любовь, про радость, про детей. Вот что должно быть. Конечно, должны быть фильмы грустные, драмы и трагедии. Все жанры имеют право на существование. Но хотелось, чтобы больше было оптимистичного, жизнеутверждающего. Не просто по-дурацки, лишь бы смешить, а в хорошем смысле.

 

– Можно ли сказать, что в актёры сегодня молодёжь рвётся только потому, что там денег много платят и красиво живут?

– Наоборот, все вокруг говорят, что актёры бедствуют. Живут обеспеченно единицы. Востребованные актёры, у которых большие гонорары. Такое есть, и хорошо, что такое есть. И дай бог всем иметь такие гонорары. Но очень много актёров, которые честно работают, но они не стали знаменитыми, не стали звёздами. Но это хорошие актёры. И они живут не так хорошо. Такое есть. Конечно, идеально – иметь успех в профессии и за это ещё получать деньги. Как сказал герой одного фильма Эльдара Рязанова: «Деньги у нас ещё никто не отменял». Деньги нужны, куда без них? И когда твой квалифицированный труд адекватно оплачиваем – это замечательно. Ничего плохого в этом нет, это здорово. Обидно обратное, когда человек вкалывает, вкалывает, а за это мало получает. А такое – сплошь и рядом.

Я думаю, что если молодёжь выбирает театральный институт, то в большей мере её волнует работа в театре или съёмки. А гонорарная часть отходит на второй план. Я в этом убеждён. Человек может пойти в какие-то другие профессии, преследуя идею заработка, но что касается творческой профессии, то тут все понимают: чтобы в творчестве зарабатывать большие деньги, нужно очень много вкалывать и действительно проявлять талант. Если есть профессии, где уже изначально заложен некий капитал и заработок – тогда да. А творческие профессии как раз очень далеки от денег. И если молодёжь идёт в творческие профессии, я не думаю, что она идёт туда за деньгами и красивой жизнью. Ни в коем случае. А именно они готовы жертвовать этим ради искусства, ради творчества.

– Даниил, c чем была связана ваша поездка во Владивосток и какие встречи с интересными людьми войдут в вашу копилку образов?

– Каждая встреча с новым человеком. Я встречаюсь с людьми не только в других городах, других странах, а в моей родной Москве, в Петербурге. Просто как актёр я наблюдаю и собираю коллекцию типажей и образов, которые потом стараюсь в профессии использовать. Я летал на Дальний Восток, был в Южно-Сахалинске, Хабаровске и Владивостоке, видел очень интересных людей, и что-то для себя отметил. Люди там сами про себя говорят, что лето у них - один-два месяца в году. Остальную часть года они живут в зиме, весне и осени. Очень интересные люди, жизнерадостные, открытые люди, и я очень рад, что туда поехал. Я был там с антрепризой. Спектакль, который мы показывали, назывался «Серебряная корова», автор П.Вудхаус, история похождения - Берти Вустера, хозяина и слуги, двух друзей, которые попадают всё время в нелепые ситуации и вдвоём из них выкручиваются. Это комедия положений. В спектакле заняты актёры: Михаил Полицеймако, Егор Бероев, Георгий Мартиросян, Анна Терехова и другие. Было много разных составов, но таким составом мы ездили на Дальний Восток.

– С какими актёрами и режиссёрами вы работаете в последнее время? Какие проекты с вашим участием должны появиться в ближайшее время?

– Во-первых, я работаю в театре Владимира Маяковского. Это моё основное место работы. Там работает много известных и прославленных наших актёров. Александр Сергеевич Лазарев, Светлана Владимировна Немоляева, Игорь Матвеевич Костолевский, Михаил Иванович Филиппов. С ними я активно работаю, играю вместе так же, как и с молодым поколением, со средним составом театра. Я также играю ещё в одной антрепризе, которая называется «Бумажный брак», там я играю с Еленой Яковлевой и замечательным актёром Валерием Гаркалиным. Это что касается театральных проектов. Что же касается кино, то в следующем году выйдет фильм «Натурщица» по рассказу Нагибина, в котором я партнёрствовал с Викторией Товстогановой, выйдёт также фильм «Ораниенбаум» по Леониду Юзефовичу, с драматургией которого я уже встречаюсь второй раз (первый раз был фильм «Казароза» на канале ОРТ), там я сыграл императора Петра III. Кроме этого я сыграл небольшую, но достаточно яркую роль у Владимира Ивановича Хотиненко, в большом фильме «1612 год», съёмки ещё заканчиваются. Я сыграл в фильме, который называется «Дом на Лиговке» по сценарию дочери Алексея Вадимовича Баталова, в Санкт-Петербурге. Все проекты исторические, действие происходит в разные годы. Летом у меня как бы был блок исторических фильмов. «Натурщица» – 1910 год, Пётр III – понятно само собой (год вступления на престол 25 декабря 1761 г., женился на будущей Екатерине II  – Ред.), Хотиненко – 1612 год, время Смуты, а «Дом на Лиговке» – 1927 год. О новых я пока помолчу.

– В своё время вы говорили, что пока не собираетесь участвовать в антрепризе. Почему вы изменили своё решение?

– Во-первых, в антрепризе я могу встретиться с актёрами. В театре Маяковского всё-таки труппа, которая иногда пополняется молодыми артистами, но всё-таки мы работаем одним коллективом. А в антрепризе я могу встретиться, например с Яковлевой и Гаркалиным, которые играют в разных театрах. Полицеймако и Бероев. Мы все в разных театрах.

Вторая причина: репертуарный театр не так часто выезжает на гастроли, так как большие, массивные декорации, есть спектакли с массовкой, и это по нынешним временам не всегда выгодно везти, достаточно большие финансовые затраты. А с антрепризой, например, за тот год-два, который я в ней участвую, я объездил уже много городов. Если бы не было антрепризы, я, может быть, никогда бы не попал на Дальний Восток. А так была прекрасная возможность посмотреть прекрасный город, с людьми встретиться и спектакль сыграть.

Ну и конечно, немаловажный факт, что антреприза – это проект коммерческий и гонорарная часть тоже немаловажная. А что скрывать – нормальное дело.

– Ваши пожелания всем любителям вашего творчества в городе Бийске Алтайского края?

– Очень рад, что меня знают, что меня смотрят. Это очень приятно и очень ответственно. Я всегда себя заставляю работать на сто процентов. Я не могу разочаровать своего зрителя. К сожалению, с театром мы редко выезжаем, дай бог, с антрепризой приедем в Бийск и на Алтай. Тогда общение со мной будет продолжаться не с телеэкрана и кинозала. Выйдет пара новых сериалов в этом сезоне с моим участием и старые повторяются. Но сейчас я больше снимаюсь в кино и поэтому приглашаю всех в кинозалы, кинотеатры. Всем привет, с наступающим Новым годом. Счастья, здоровья, побольше любви и процветания.

 

 

Главная страница

/ ЗНАМЕНИТОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ /

АЛТАЙ

/ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / БОГАТСТВА / ОТДЫХ НА АЛТАЕ / ПОХОДЫ / КАРТЫ / ФОТОГАЛЕРЕИ

БГПУ - туризм

/ ИСТОРИЯ / ВСЕ ЛЮДИ В ТУРИЗМЕ / ЛЕТОПИСЬ ПОХОДОВ / ГОСТЕВАЯ КНИГА / ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ /

Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено

fdpp-tyrizm@yandex.ru

 

Hosted by uCoz