Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты ДАНИИЛ СПИВАКОВСКИЙ:«СВОЮ СЕМЬЮ НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ, ЛЮБИТЬ»...
Специальное интервью для Алтайского края [6 декабря 2006 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Даниил, вы
как профессиональный психолог и актёр обладаете уникальной возможностью
нарисовать психологические портреты работников сцены и экрана. Как бы вы
определили: какие качества характера служат основой того, что человек
становится талантливым актёром? Даниил Спиваковский: – Как говорил мой учитель Андрей Александрович
Гончаров, актёр должен быть возбудим: он должен всё время стоять в стойке
охотничьей собаки. И как только сказали: «Фас!» - мгновенно собака бросается
на добычу, с места рвётся. Актёр должен быть всё время такой. На своём
рабочем месте. Нужно жечь нервные клетки. Я не люблю, когда актёры вялые и
скучные. Это не значит, что надо громко кричать и быстро бегать – ни в коем
случае. Надо сжигать нервные клетки – такова наша профессия. – Можно по поведенческим структурам
определить, что данный человек находится не на своём месте? –
Думаю, что термин «поведенческие структуры» не совсем уместен. Человек может
где-то в компании быть ярким, открытым, балагурить, петь песни, рассказывать
анекдоты. И всё думают: «О, какой человек! С какими актёрскими данными!» А
потом человек выйдет на сцену и ничего сделать не сможет, или перед
кинокамерой. А иной сидит тихо, что-то внутри себя копит, выходит и на 100%
выдаёт. Так, поведенческие структуры в нашей обыденной жизни не являются
показателем. Хороший актёр или нет, и вообще актёр он или нет. Однозначно
решающим показателем может быть сцена или экран. Другого
не бывает. – Даниил, в вашей жизни можно провести
две взаимодополняющие параллели: психология и актёрская деятельность. В
последнее время вторая превалирует. Что мешает вам сегодня закончить
аспирантуру и открыть большой пласт психологии, допустим, «Актёр глазами
психолога»? –
Прежде всего, я актёр. Сейчас я востребован и в театре, и в кино. Слава богу,
что так есть. Это основная моя работа. Психологией я занимался, когда я не
был так востребован в своей профессии актёра. Был в театре, но не снимался.
Тогда мне это было интересно, так как я дипломированный психолог, потом это
было для меня финансово интересно, потому что тренинги, которые я проводил,
давали мне определённый гонорар. Сейчас у меня просто нет времени этим
заняться. Если у меня возникнет какое-то «окно», я возьмусь
за это дело не задумываясь. Но последние два-три года мастерство
актёра занимает меня полностью. – Вы всегда активно участвуете в
корректировке пьесы или сценария, в работе над костюмом и гримом. Зачем вам
это необходимо? –
Я активно участвую в творческом процессе. Меня Павел Семёнович Лунгин назвал актёром предлагающим. Это творческая
работа. Она обоюдная. И режиссёрам это нравится. Режиссёр не любит, когда
перед ними сидит актёр на стуле и говорит: «Ну, давай, режиссёр, лепи меня!
Делай из меня роль!» Это ужасно, неинтересно. Это должен быть обоюдный
процесс. Векторы должны быть направлены в сторону друг
друга: режиссёра, актёра, сценариста, оператора, художника, гримёров,
костюмеров, реквизиторов и т.д. - всех. Тогда это творчество, это
команда. Знаете, как футбольная команда есть: нельзя, чтобы защитники стояли,
а нападающие бегали. Бегать должна вся команда. Тогда и будет победа. А если
двое бегают, а остальные стоят – то извините. Вы
поймите, что значит переделывать: чуть-чуть адаптировать под себя. В этом
случае, по необходимости. Это не значит, что я делаю это из проекта в проект.
Если это надо. Часто это не надо. Все с удовольствием на это идут. Грамотные
профессионалы говорят: «Скажи, актёр, как тебе лучше?» Сценарист говорит:
«Давай, я под тебя реплику напишу или сцену какую-то». Режиссёр говорит:
«Давай, тут решим мизансцену». Оператор предлагает: «Давай подумаем, с какой
стороны тебя лучше снять». Художник по костюмам спрашивает: «Какой тебе лучше
костюм и ботинки?». Наоборот,
все так и работают. Хуже, когда людям наплевать. Им всё равно. Пришли,
отработали, деньги в зубы – до свидания. Не
надо перебирать. Зачем конфликтовать? Какой же смысл? Тогда это уже не
творчество, а что-то разрушительное. – Достаточно много актёров, активно
участвующих в творческом процессе, как и вы? –
Вмешиваются много. Просто, может быть, они об этом в интервью не говорят. Не
все, но по каким-то пунктам вмешиваются. И это правильно. Это так должно
быть. – Сегодня популярны
и Достоевский, и Мураками. Означает ли это, что
сегодня востребован или прививается образ обречённого одиночки,
разочарованного и потерянного? –
Я бы так не сказал. Играю Достоевского, а Мураками
я просто читал. Не могу сказать, что это мои любимые авторы. Это,
действительно, два выдающихся писателя. И такая тема в их творчестве есть, но
я не думаю, что она так активно влияет на умы сегодня. Да, есть такие
произведения, которые воспевают образ героя-одиночки, да, есть такие
спектакли, наверное, и в подобном материале мне приходилось работать. Но
вместе с тем, есть огромное количество комедий, замечательных мелодрам,
мюзиклов, в которых я работал и работаю. Мне кажется, что как раз такое
искусство сейчас. Потому
что всё-таки жизнь наша непростая. В нашей стране тем более. Много проблем у
людей. И тогда хотя бы в театре, у телевизора или в кинотеатре человек должен
отдыхать. Я считаю, что произведения должны быть оптимистические. Чтобы людям
хотелось жить, влюбляться, совершать какие-то поступки после того, как что-то
они увидели в театре, кино или на телеэкране. Невозможно сеять одну
депрессию, криминал, который летит на нас. Поэтому
я как раз сторонник другого искусства. Достоевский и Мураками,
конечно, выдающиеся авторы, я их с удовольствием читаю, но должна быть и
другая литература, другое творчество. И зрителю это надо. Да, фильмов хороших
мало. Надо, чтобы их становилось больше. – Может быть, они большей частью
представлены на кинофестивалях? –
Я как раз должен вам сказать, что на фестивалях крутится в основном кино
неоптимистичное, поскольку кинофестивали любят больше авторский кинематограф,
который тянется как раз к проблемам нерадостным. – В интерпретации героя в фильме «Мой
сводный брат Франкенштейн» вы в жизни поступили иначе, чем представлено на
экране? –
Я говорил, что свою семью нужно защищать, любить. И
то, что мы сейчас, живя в центре Москвы, находимся в эпицентре боевых
действий. Люди идут в театр, и их берут в заложники, люди идут на концерты, а
их взрывают. Война идёт вокруг нас. Посмотрите, что происходит в мире. Всё
время в мире происходят какие-то военные действия. – Но так было всегда. И это большей
частью «успешная» работа СМИ? –
Но ничего хорошего. Да, я понимаю, что это всегда было. Войны, к сожалению,
неотъемлемая часть нашего социума. Но сейчас и мирные люди вовлечены в это. В
связи с терроризмом, который процветает на планете. Это ужасно. Я понимаю,
когда на поле битвы встретились два войска и выясняют отношения. Тут я могу
ещё что-то не оправдать, а понять - когда профессиональные военные. Но когда
мирные, ни в чём не повинные, безоружные жители гибнут и попадают под руку
террористов – это никуда не годится. И свою семью
надо защищать. И тут в данном случае с моим героем, Павликом Захаровым,
согласен – он защищал свою семью. Другое дело, я
защищал в интерпретации моего героя Геннадием Островским, автором сценария, и
Валерия Петровича Тодоровского, режиссёра. Конечно, в жизни я делал бы это
по-другому, не как мой герой. Защищал бы и любил бы по-другому – вот в чём
разница. Я как Даниил Спиваковский. Но то, что
защищать надо, я с ним полностью согласен. – Но
обилие фильмов о терроризме и убийцах, рассказы о нападениях и взрывах как
раз и нагнетает в обществе пессимизм и страх, боязнь за свою семью. –
Чтобы не бояться, надо больше оптимистичных, комедийных, весёлых фильмов. Про
любовь, про радость, про детей. Вот что должно быть. Конечно, должны быть
фильмы грустные, драмы и трагедии. Все жанры имеют право на существование. Но
хотелось, чтобы больше было оптимистичного,
жизнеутверждающего. Не просто по-дурацки, лишь бы смешить, а в хорошем
смысле. – Можно ли сказать, что в актёры
сегодня молодёжь рвётся только потому, что там денег много платят и красиво
живут? –
Наоборот, все вокруг говорят, что актёры бедствуют. Живут обеспеченно
единицы. Востребованные актёры, у которых большие гонорары. Такое есть, и
хорошо, что такое есть. И дай бог всем иметь такие гонорары. Но очень много
актёров, которые честно работают, но они не стали знаменитыми, не стали
звёздами. Но это хорошие актёры. И они живут не так хорошо. Такое есть.
Конечно, идеально – иметь успех в профессии и за это ещё получать деньги. Как
сказал герой одного фильма Эльдара Рязанова: «Деньги у нас ещё никто не
отменял». Деньги нужны, куда без них? И когда твой квалифицированный труд
адекватно оплачиваем – это замечательно. Ничего плохого в этом нет, это
здорово. Обидно обратное, когда человек вкалывает,
вкалывает, а за это мало получает. А такое – сплошь и рядом. Я
думаю, что если молодёжь выбирает театральный институт, то в большей мере её
волнует работа в театре или съёмки. А гонорарная часть отходит на второй
план. Я в этом убеждён. Человек может пойти в какие-то другие профессии,
преследуя идею заработка, но что касается творческой профессии, то тут все
понимают: чтобы в творчестве зарабатывать большие деньги, нужно очень много
вкалывать и действительно проявлять талант. Если есть профессии, где уже
изначально заложен некий капитал и заработок – тогда да. А творческие
профессии как раз очень далеки от денег. И если молодёжь идёт в творческие
профессии, я не думаю, что она идёт туда за деньгами и красивой жизнью. Ни в
коем случае. А именно они готовы жертвовать этим ради искусства, ради
творчества. – Даниил, c чем была связана ваша поездка во Владивосток и
какие встречи с интересными людьми войдут в вашу копилку образов? –
Каждая встреча с новым человеком. Я встречаюсь с людьми не только в других
городах, других странах, а в моей родной Москве, в Петербурге. Просто как
актёр я наблюдаю и собираю коллекцию типажей и образов, которые потом
стараюсь в профессии использовать. Я летал на Дальний Восток, был в Южно-Сахалинске, Хабаровске и Владивостоке, видел очень
интересных людей, и что-то для себя отметил. Люди там сами про себя говорят,
что лето у них - один-два месяца в году. Остальную
часть года они живут в зиме, весне и осени. Очень интересные люди,
жизнерадостные, открытые люди, и я очень рад, что туда поехал. Я был там с
антрепризой. Спектакль, который мы показывали, назывался «Серебряная корова»,
автор П.Вудхаус, история похождения - Берти Вустера, хозяина и слуги,
двух друзей, которые попадают всё время в нелепые ситуации и вдвоём из них
выкручиваются. Это комедия положений. В спектакле заняты актёры: Михаил
Полицеймако, Егор Бероев, Георгий Мартиросян, Анна Терехова и другие. Было много разных составов,
но таким составом мы ездили на Дальний Восток. – С какими актёрами и режиссёрами вы
работаете в последнее время? Какие проекты с вашим участием должны появиться
в ближайшее время? –
Во-первых, я работаю в театре Владимира Маяковского. Это моё основное место
работы. Там работает много известных и прославленных наших актёров. Александр
Сергеевич Лазарев, Светлана Владимировна Немоляева,
Игорь Матвеевич Костолевский, Михаил Иванович
Филиппов. С ними я активно работаю, играю вместе так же, как и с молодым
поколением, со средним составом театра. Я также играю ещё в одной антрепризе,
которая называется «Бумажный брак», там я играю с Еленой Яковлевой и
замечательным актёром Валерием Гаркалиным. Это что
касается театральных проектов. Что же касается кино, то в следующем году
выйдет фильм «Натурщица» по рассказу Нагибина, в
котором я партнёрствовал с Викторией Товстогановой, выйдёт также фильм «Ораниенбаум» по
Леониду Юзефовичу, с драматургией которого я уже встречаюсь второй раз
(первый раз был фильм «Казароза» на канале ОРТ),
там я сыграл императора Петра III. Кроме этого я сыграл небольшую, но
достаточно яркую роль у Владимира Ивановича Хотиненко,
в большом фильме «1612 год», съёмки ещё заканчиваются. Я сыграл в фильме,
который называется «Дом на Лиговке» по сценарию
дочери Алексея Вадимовича Баталова, в Санкт-Петербурге. Все проекты
исторические, действие происходит в разные годы. Летом у меня как бы был блок
исторических фильмов. «Натурщица» – 1910 год, Пётр III – понятно само собой
(год вступления на престол 25 декабря 1761 г., женился на будущей Екатерине
II – Ред.), Хотиненко
– 1612 год, время Смуты, а «Дом на Лиговке» – 1927
год. О новых я пока помолчу. – В своё время вы говорили, что пока
не собираетесь участвовать в антрепризе. Почему вы изменили своё решение? –
Во-первых, в антрепризе я могу встретиться с актёрами. В театре Маяковского
всё-таки труппа, которая иногда пополняется молодыми артистами, но всё-таки
мы работаем одним коллективом. А в антрепризе я могу встретиться, например с Яковлевой и Гаркалиным,
которые играют в разных театрах. Полицеймако и Бероев.
Мы все в разных театрах. Вторая
причина: репертуарный театр не так часто выезжает на гастроли, так как
большие, массивные декорации, есть спектакли с массовкой, и это по нынешним
временам не всегда выгодно везти, достаточно большие финансовые затраты. А с
антрепризой, например, за тот год-два, который я в ней участвую, я объездил
уже много городов. Если бы не было антрепризы, я, может быть, никогда бы не
попал на Дальний Восток. А так была прекрасная возможность посмотреть
прекрасный город, с людьми встретиться и спектакль сыграть. Ну
и конечно, немаловажный факт, что антреприза – это проект коммерческий и
гонорарная часть тоже немаловажная. А что скрывать – нормальное дело. – Ваши пожелания всем любителям вашего
творчества в городе Бийске Алтайского края? –
Очень рад, что меня знают, что меня смотрят. Это очень приятно и очень
ответственно. Я всегда себя заставляю работать на сто процентов. Я не могу
разочаровать своего зрителя. К сожалению, с театром мы редко выезжаем, дай
бог, с антрепризой приедем в Бийск и на Алтай. Тогда общение со мной будет
продолжаться не с телеэкрана и кинозала. Выйдет пара новых сериалов в этом
сезоне с моим участием и старые повторяются. Но
сейчас я больше снимаюсь в кино и поэтому приглашаю всех в кинозалы,
кинотеатры. Всем привет, с наступающим Новым годом. Счастья, здоровья, побольше любви и процветания. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |