Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты ИРИНА СИРОТИНСКАЯ:«Я
ВЫБРАЛА ТО, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ»...
Специальное интервью для Алтайского края [24 марта 2006 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Ваши
впечатления, которые остались в памяти от первых съёмок сериала «Не родись
красивой»? Ирина Сиротинская: – Очень хорошая подобралась команда. Все как-то
сразу пошли на сближение, так хорошо отобраны, что мы много времени на
команду не тратили. Команда как в первый день образовалась, так и по сей день
существует. – Чем интересна вам работа в данном
сериале? И роль Шурочки Кривенцовой? –
Интересна тем, то это первая моя большая работа. Раньше у меня были только
эпизоды. А также тем, что уже год мы находимся в достаточно интересном
процессе съёмок. Вообще это всё здорово! – В чём главное отличие телевизионного
сериала от антрепризного спектакля? –
Театр, в котором я играю сегодня, частный. Больше частный,
чем антрепризный. Если спектакль, протяженностью час, полтора, три часа, ты
должен непрерывно существовать в течение этого времени на сцене, играя одну
роль. В сериале от трёх до 20 минут, сколько идёт сцена, ты пробуешь,
репетируешь, если не получается, переснимаешь дубль, ещё один дубль. В театре
как спектакль пошёл, так и пошёл. Ты не скажешь зрителю: «Извините, мы сейчас
заново начнём, так как у нас не получился этот дубль». Театр, конечно,
сложнее. Но всё интересно своей спецификой. – Работа с
какими артистами в сериале вам более всего показалась важной в творческом
плане? –
С Раисой Ивановной Рязановой, которая играет непосредственно в «Женсовете».
Мы с ней наиболее часто на сцене находимся, со Шкловским. Нашему «Женсовету»
повезло: в трёх сценах мы снимались с Ириной Муравьёвой и Жигаловым. Это было
достаточно интересно. И, естественно, оказаться с нашим мастером Тараторкиным
на одной съёмочной площадке я тоже считаю успехом. Вся
наша молодая команда как-то нашла общий язык, мы ищем, пробуем, советуемся и
творчески существуем. А на больших артистов интересно смотреть, как они себя
держат на площадке, как они перевоплощаются,
предлагают много вариантов. То, что есть большой опыт, безусловно,
бросается в глаза. – Как складывается работа с
режиссёрами на съемочной площадке? –
Их несколько. У каждого своя съёмочная неделя. Постепенно мы стали узнавать
почерк каждого. Кто-то любит больше трюков, кто-то больше отдаёт предпочтение
внутренней линии героев, кто-то мизансцены выстраивает. Мы их понимаем: кто
снимает и какой будет стиль, почерк. Есть привычки, любимчики и не очень… – Были какие-либо трудности в начале
съёмок? –
Их не было вообще. Настолько это проходило легко со всех сторон, со стороны
всех цехов. И в театре, и на съёмках мне пошли навстречу, так как совмещать
две работы было достаточно сложно. Расписание согласуем на три месяца с обеих
сторон. Единственное неудобство - мне пришлось уйти из ВГИКа, где я
преподавала сценическую речь. Одной работой пришлось пожертвовать, но я
нисколько не жалею, потому что я могу в любой момент туда вернуться. Я
занимаюсь педагогикой пять лет. Не могу сказать, что это какие-то трудности –
это нормальный актёрский процесс. – Интересные моменты работы в сериале,
оставшиеся за кадром? –
Они периодически случаются. Очень часто это происходит, когда мы снимаем
что-то интересное. Мы иногда смотрим и понимаем, что очень много кадров
вырезали. Не потому что плохо, а потому что по серии перебор, больше времени.
Был
такой момент. Шурочка, которая всё ломает на своём пути случайно, не
специально, крутит что-то в руках. Так она сломала ножницы, степлер… И была сцена, когда я подбрасывала
вверх апельсин. Подбрасывала, подбрасывала… Он выскакивал
из кадра и возвращался обратно ко мне. Вверх и вниз. Мы придумали такую
штуку, что в самом конце этой сцены подброшенный апельсин не возвращается. Он
исчезает и все смотрят вверх: куда он пропал? Это была своеобразная фишка. К
сожалению, эта сцена не вошла в фильм, потому что там был сильный перебор по
серии, было очень много эпизодов - поскольку
третья серия или четвёртая. Совсем начало, когда было очень много
материалов. Теперь, надеюсь, мы где-нибудь этот апельсин вставим, используем. – Ирина, как вы решились стать
педагогом театра-студии в высшей школе экономики(ВШЭ)?
У вас было много свободного времени? Вы же тогда ещё учились. –
Так получилось, что нашего педагога позвали туда преподавать, когда
организовывался театр. И несколько человек вместе с ним позвали помочь.
Как-то получилось, что на четвёртом курсе я попала туда на занятия, мне очень
понравилось, и я начала преподавать речь, поскольку была ассистентом по речи
у своего педагога во ВГИКе. Мне всегда была интересна сценическая речь, но
потом как-то постепенно начала преподавать мастерство. И
вот уже пятый год я преподаю в школе экономики. Стала уже руководителем этой
студии, у нас множество разных спектаклей. Мы участвуем в различных фестах, были два раза лауреатами. В прошлом году
победили, в этом апреле тоже участвовали. Я
этот театр не оставила, потому что мы с ребятами время наше умеем вместе
организовывать. Во ВГИКе стационарное расписание – мне пришлось уйти, а с
ребятами находим общие точки соприкосновения – когда они могут, когда я. Я им
даю задание, и они репетируют без меня самостоятельно. – Опыт преподавания вы получили от
мамы? –
Когда я сказала маме, что я поступаю в театральный институт, она в это не
особо как-то поверила, приняла за шутку: «Ну да, да. Но ты скажи, куда будешь
поступать?» Когда выяснилось, что меня не сломить, она спросила на всякий
случай, если не поступлю, куда пойду учиться. Я сказала, что буду в случае
неудачи поступать в педагогический институт на учителя математики, потому что
мне очень нравится математика. В
принципе, опыт передавался. У меня и бабушка была педагогом. Это у нас в
крови. Во всяком случае, мне нравится преподавать. Но не математику – точно. – Ваша мама хотела, чтобы вы были
бухгалтером или преподавателем. Вы стали актрисой. Почему? Когда вы впервые
решили связать свою жизнь с этой профессией? –
Это такая давняя мечта детства, что, сколько себя помню, всё время хотела
быть на сцене. И в детском саду, и в школе участвовала на сцене во всяких
капустниках, квнах, потому что меня к этому тянуло.
А так как этого хотелось с детства, то определённого момента, когда задаёшь
себе вопрос: «А кем стать? А не стать ли артисткой?» – у меня не было. Я
всегда знала это. Может быть, не всегда об этом говорила, потому что это
никто не поддерживал, не с кем было поделиться, не было единомышленников. А
когда это всё-таки произошло и нашлись единомышленники, поняла что это –
именно то, о чём и мечтала. Пока
за десять лет существования в этой профессии думаю, что ничем иным, кроме
этого, не хотелось бы заниматься. По крайней мере, сейчас кажется, что
выбрала то, что нравится, что хочу, что хотя бы немного, но получается. – В своё время вы занимались прыжками
в высоту. Когда впервые вы пришли в спортивный зал? –
Я занималась спортом с детства, ходила в бассейн. Кроме того
у меня была музыкальная школа. Не было такого, что была только одна школа.
Родители пытались помимо школы обеспечить каким-то факультативом. И вот
сначала занималась в музыкальной школе по классу аккордеона, который крайне
не любила. Но теперь это мне пригодилось в спектакле «День рождения кота
Леопольда», где я играю Серую Мышь. У нас там оркестр, в котором я играю на
аккордеоне. Сама
научилась играть на гитаре. Если меня посадить за неё, то сыграю что-нибудь. Но
в детстве всё было несколько по-другому. Не то, чтобы заставляли, но
получилось так, что начала ходить, а потом бросать уже неохота. Так с трудом
и закончила. Потом
занималась в лыжных секциях. Это было год-два. Занималась спортивным
ориентированием. Мы всё время ходили в различные секции с моей подругой. И
вот однажды подруга потащила меня на лёгкую атлетику, где я занималась два
года. Мы бегали, прыгали. Я уже выполнила третий взрослый разряд по прыжкам в
высоту спиной. Потом я повредила немножко спину, и мне пришлось бросить
спорт. – Почему произошла травма, которая
перечеркнула вашу спортивную карьеру? –
Получилось, что защемила нерв. Теперь травма меня не беспокоит, её уже как бы
и нет. Но после травмы я начала ходить в школу манекенщиц, занималась в ней.
Там я и встретила человека, который давно учился в ГИТИСе,
и через него узнала про все театральные вузы. Так что судьба меня привела к
театру. Странными зацепками, разными ситуациями. – Как вы поступили во ВГИК? Что вам
помогло и что мешало? –
Мешало то, что в Москве никого не было знакомых, родственников – негде было
остановиться. Мне приходилось вставать в шесть утра и бежать на электричку в
Москву, а вечером поздно уезжать. Тут в принципе близко – четыре часа, но на
тот момент не ходили маршрутки, и как-то раз я
опоздала на электричку. В этот день как раз в Щукинском
или в ГИТИСе – точно не помню – закончилось
прослушивание. А
на следующей день утром
должен был быть конкурс во ВГИКе. Так я целый день провела на Курском
вокзале, не спавши, потому что ходили какие-то люди, бомжи. Я провела ночь в каком-то ужасе. Всё время
с места на место пересаживалась в зале ожидания, потому что всё время
уборщицы там мыли пол. А на утро поехала во ВГИК. В каком-то странном
состоянии, не в своём теле, с нездоровым румянцем, не спавши – что, может,
придало какого-то нерва, прошла этот конкурс. Потом уже были сочинение и
прочие обычные экзамены. Дальше уже давалось общежитие. Помогала
вера в себя. Какое-то упорство доказать всем, что могу стать артисткой. У
меня была мысль, что, если не поступлю, – ничего странного, буду поступать в
следующем году. Поступлю в педагогический. Но на следующий год своего добьюсь. Я была очень направлена на это. – Когда вы впервые попали в «Классный
театр»? Чем вам интересна работа в нём? –
Попала туда в 2003 году. Меня пригласил мой педагог, который был там
художественным руководителем. Он тогда был как детский театр. Вначале ставили
детские и подростковые спектакли. Детский спектакль – это самые строгие
зрители. Их не обманешь, трудно привлечь внимание. Дети сразу реагируют на
фальшь – дурачатся, ходят по залу. Если внимание не приковано к артисту –
показатель большой халтуры. В детском спектакле
нужен определённый задор, энергия, искренность и прочее. Играть в детском
спектакле – большой опыт. А
потом мы стали выпускать и взрослые спектакли. Такие, как «Парфюмер» по Зюскинду, «Пианино в траве» Франсуазы
Саган. Сейчас мы делаем работу с Астраханом -
комедию «Алхимики». Это не «Алхимик» Коэльо, а
пьеса в стихах. Поэтому существует рост в театре, развитие. – Как бы вы охарактеризовали Олега
Берёзкина, который восстанавливает в нашей стране классическую модель русской
антрепризы? Почему ему удался этот проект? –
Как человека, всё время что-то ищущего: новых интересных форм. Человека, который
как бы впервые всё время всё познаёт. Он не
боится экспериментов, пробует, приглашает режиссёров разных жанров,
стилей. Это человек – открыватель, изобретатель. Ничего не боящийся,
ищущий. Именно поэтому ему это и удалось. Конечно, он общается с разными
режиссёрами, так как у нас всё идёт по блокам. Театральный
триллер-проект: «Недоразумение»,
«Упыри» по Толстому, «Утиная охота», «Франкенштейн». Сейчас
новый проект – «Театр любви и страсти» – где «Клеопатра», «Преступление и
наказание». Он
старается работать блоками, ищет какие-то новые формы. – Совсем недавно вы поставили спектакль «Военные истории». Что это за
спектакль? Какова его идея? –
Это было посвящение 60-летию Победы в театре-студии при ВШЭ. Именно с этим
спектаклем мы и заняли первое место на фестасе -
фестивале студенческих театров. Идея была такова: показать, попробовать
прожить вместе с ребятами то время, 1941-1945 годы, так, как если бы мы были на месте тех молодых людей, которые
уходили на войну. У нас было пять небольших отрывков («Мой бедный Марат»,
«Четвёртая высота» и др.), соединённых
общей идеей. Один отрывок вытекал из другого. Это было несколько
историй Великой Отечественной войны. Сначала все были на сцене, была музыка.
Как будто все вместе собрались и вспоминают – это было так и так. И все пять
картин мы показывали. В итоге они все вместе собирались, все живые,
обнимались. Честно
говоря, это слёзовыжималка из зрителей, так как все
плакали, было всё грустно. А
потом следом за военными историями мы ветеранам к 9 Мая подготовили (так как
весь год был в этой тематике) вокально-литературный вечер, где были песни о
войне, стихи, объединённые общей композицией. Они сидели за столом, читали
стихи. Ребята соприкоснулись с художественным словом, так как я с ними
занимаюсь в основном мастерством – на речь иногда не остаётся времени. Это
было полезно для них, чтобы они почитали стихи, попели песни, приобщили людей
к литературе. – Как вы просматриваете свою
режиссёрскую деятельность в будущем? –
Мне кажется, что я не одарена в этом плане. Больше я актёр. У меня нет идей,
которые бы переполняли. Почему получились «Военные истории»? Потому что все
жили этим, не специально, все этого хотели. Может
быть, у меня нет такого материала, который бы меня зацепил, чтобы сказала
себе: «Я хочу это делать!». Рассматривать
это как дальнейшую профессию... Не думала об этом. Это получилось как само
собой разумеющееся, поскольку в театре ВШЭ азартные ребята. Но если бы мне
сейчас предложили вести какой-нибудь курс во ВГИКе, наверное
бы, отказалась. Я пока не готова к такому серьёзному, ответственному делу. – Ваша любимая роль в театре? –
В «Классном театре» у меня все любимые роли. В детском репертуре
- «День рождения кота Леопольда», а во взрослом – «Пианино в траве», роль Алины. Это яркая,
характерная роль жены-домостроя, которая приходит домой и строит своего мужа:
«Эдмон! Пошли со мной!» И вся такая очень активная. – Кому принадлежала идея Серой Мыши,
играющей на аккордеоне? –
Изначальная идея режиссёра в том, что будет на сцене живой оркестр. Единственный,
кто умел играть на аккордеоне в нашем театре – была и остаюсь я. Я играю в
один состав. Вначале, честно говоря, испугалась, так как давно на нём не
играла. Но мы стали репетировать, к нам приходила девушка из Гнесинского училища, которая помогала выстраивать этот
оркестр, и всё замечательно получилось. И в пьесе этот оркестр
прописан, и режиссер построил его. Так Серая Мышь играет на
аккордеоне. – Вы сами освоили гитару и играете на
ней. Что послужило причиной подобного самообразования? Где его история? –
В театральных вузах часто собираются ребята-однокурсники: вечером или на
хождениях, в этюдах и играют на гитаре. Мне всегда это нравилось, и я
переживала, что не умею играть на ней. Да и у меня не было гитары. Получилось
так, что пока жила в общежитии ВГИКа, у меня была одна знакомая подруга,
которая очень хорошо играла на гитаре. Я попросила показать какие-нибудь
аккорды. Постепенно она мне их показывала, я сидела у неё в комнате и
занималась, пыталась это всё выучить. Но поскольку гитары у меня не было, то
всё приходилось периодически вспоминать. А
потом мне подарили гитару. Купила книжечку «Самоучитель на гитаре» и теперь
могу (хотя не освоила её в нужной степени, мне, наверное, надо ещё заниматься
с педагогом) какие-то мелодии подбирать сама. На элементарных аккордах,
которые знаю, в компании можно что-то и сыграть. – Ваши пожелания всем вашим
поклонникам в городе Бийске Алтайского края? –
Пусть каждый человек в своей жизни видит свою цель. Это, наверное, самое
главное. Очень часто встречала людей, которые не знают, что им нужно в жизни.
Они живут, как овощи: у них нет интереса, нет искорки, огонька в глазах. Они
живут так: встают, идут на работу, приходят с работы, смотрят телевизор,
ложатся спать. Каждый день однообразие. Кому-то из них я пыталась помочь, но
получается, что пока человек сам не захочет найти какой-то интерес в жизни,
ему вряд ли кто поможет. Хочу
пожелать, чтобы каждый шёл к выбранной цели, двигался и достигал. Это
помогает человеку жить, а не существовать. Следить за своим здоровьем,
общаться с близкими людьми – они поддерживают. И если человек достиг цели и
отметил про себя это – пусть ищет перспективы в дальнейшем и стремится к
следующему этапу, так как в жизни очень много вершин. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |