Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты ВЛАДИМИР ШЕВЕЛЬКОВ:«НАДО
ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЙ ШАНС»...
|
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Владимир Алексеевич, немного слов о ваших
последних работах в кино. Владимир Шевельков: – Прошёл первый фильм-мелодрама, которую я снял
как режиссёр, – «Там, где живёт любовь». В этой картине участвую только в
качестве режиссёра. В
фильме «Любовь под надзором», с которым поехал в Ялту на фестиваль и попал на
конкурс, я участвую ещё как режиссёр и отчасти как актёр, потому что не было денег на актёров и использовал себя. Было мало
денег в смете. В этом случае можно сэкономить на себе. К тому же и артист я
вроде приличный. Сегодня
занимаюсь тем, чтобы группа и люди работали. Выступаю как продюсер, режиссёр,
но не как директор. Деньги не считаю. У меня нет конфликта режиссёра с продюсером.
Я давно уже учусь на чужих ошибках, и для меня, если режиссёр начинает
считать деньги, – конец этому режиссёру. Это выяснил с самого начала. Я
занимался и занимаюсь рекламой многие годы. Контора и люди работают, причём
высокие профессионалы. Есть заказы – почему не поснимать?! Если
режиссёр начинает кроить – всё. Если ты решил, что тебе надо массовку в сто
человек, то нужно брать массовку в сто человек, независимо от
того, что они стоят, допустим, по триста-пятьсот рублей. Легко,
конечно, скалькулировать: умножить, прибавить и положить себе в карман. Но
кино от этого же лучше не станет. Взять,
к примеру, «Идиот» Бортко.
Хороший материал, и артисты ничего. Вот такие фильмы будут лучше со временем.
Там другая сложность. У Бортко проблема в том, что
он сам финансирует и снимает. Он считает деньги. А это опасно для «здоровья»
фильма. Он должен тратить деньги, а не считать. Режиссёр
- главный враг директора. Актёр может
быть кем угодно. Потому что он думает только о себе. Сто процентов. У него
такая нервная работа, что ему вообще никто не нужен. Думает о любви и о себе
в этой любви. – Сложно было вам возвращаться на
съёмочную площадку в качестве актёра после десятилетнего зарока не сниматься? –
С точки зрения нервной системы – тяжело. Сейчас вроде прихожу в себя. Но при
этом оцениваю эту профессию совершенно по-другому. Она припадочная, нервная.
До перерыва этого не понимал. Это ощущение похоже на то, что вы сделали
правонарушение на дороге, к вам подходит милиционер и говорит:
«Здравствуйте!» – «Да нет, всё хорошо, я не специально, так уж вышло». И
начинаешь веселить милиционера. Вот такое чувство, в момент подхода
работника, вы испытываете. И будучи актёром всё
время находитесь в лёгком стрессе, в адреналине. Если
в этом начать получать удовольствие, вибрировать в этой истории, то можно
испытывать какое-то наслаждение. Но надо всё время быть в таком треморе, всё
время себя возбуждать. Артисты веселят всех остальных. – Печорин и Коровьев
для вас «умерли». Что, теперь уже нет мечты? –
Что мечтать о том, чего нет и не будет. Просто они
для меня были такие понятные, хорошие, интересные персонажи. Грубо говоря,
мои люди. Я буду теперь заниматься актёрством только по малодушию. Сейчас мне
актёрство, безусловно, даёт деньги. Актёры стали получать деньги
если не большие, но на фоне всех остальных – приличные. Для меня они не
определяющие, но мутят разум. Когда ты работаешь и получаешь деньги – это
одно, а когда ты понервничал и получил – по-другому. Потом они получаются
такими кучками. Являясь
актёром, ты оказываешься в центре какого-то внимания, становишься важным
человеком – странное чувство. Получилось так, что в этом году я снялся в
шести фильмах. В ролях разного размера и у разных режиссёров, включая и себя.
Могу сказать, что эта профессия вызывает во мне какие-то не то чтобы
тщеславные вещи, но хочется что-то и тут начать доказывать. Если
режиссура для меня сейчас является главной профессией в жизни, то актёрство
начинает «врезаться» в мозг. И когда на площадке есть аплодисменты, есть
какая-то большая оценка, типа «круто», или ещё что-то большее, то это,
естественно, затягивает. – Сложно было вам, являясь по
профессии актёром, начать выступать в роли режиссёра? –
Трудностей никаких не было. Я пришёл в рекламную, клиповую режиссуру, когда
ничего не было. Страна рухнула, всё развалилось. Когда «умные»
приватизировали «Газпром», им эту возможность дали, а дураки
пошли открывать маленькие частные предприятия. Даже не то чтобы дураки, а добрые и злые. Получилось
так, что я пошёл и начал снимать рекламу, и с самого начала начал работать
режиссёром. Снял, сделал за это время в общей сложности более тысячи работ.
Рекламы, фильмы, праздники и многое другое. У меня такой колоссальный опыт,
что мне вообще ничего не страшно. Могу режиссуру преподавать. Во всяком случае:
монтаж, звук, операторская работа… С точки зрения
кинопроизводства, может, не высокого искусства, а с точки зрения профессии,
ремесла – думаю, я один из самых квалифицированных людей, возможно, даже в
мире. Это приобреталось 18 лет. – Преподавание – ваш следующий шаг? –
Я о нём всё время думаю. С самой юности знал, что буду преподавать. – И, тем не менее, вы пошли в
электротехнический институт... –
Я просто не знал, куда идти вообще. У нас была такая поговорка: «Если некуда
идти, поступай тогда в ЛЭТИ». Есть у нас такое страшное слово «армия». Мне не
очень хотелось туда идти. Поэтому пошёл в институт, где была военная кафедра.
Думал о том, что, конечно, меня оттуда выгонят. – Как начинались ваши первые шаги в
рекламе и режиссуре? –
Когда пришёл туда, понимал, что есть энергия, желание. Это и помогло. Если
чего-то очень хочешь, то можешь этого добиться. Сейчас могу добавить: чем
сильнее ты хочешь, чем ты больше стараешься – тем быстрее ты это получишь.
Это вообще не представляет никакой сложности. Ты добьёшься всего намного
быстрее, чем ты думаешь. Просто это надо делать. Добиться можно всего сверхстремительно. Если оказаться подготовленным к тому,
чтобы быть в нужном месте в нужное время. – В чём заключается эта подготовка? –
Предположим, как я оказался в актёрстве, в ЛЭТИ? Просто получилось так, что
всю жизнь жил в центре города, и мне хотелось попасть всё время в кино. Я
понимал, что практически это нереально: мне, человеку, у которого не было ни
родственников, ни знакомых, которые это делают. Я жил в центре, и у нас всё
время снимали кино. Знал, что это есть, но меня никто не ждёт. Но
зато я учился в школе как-то – не важно как, и меня
всю жизнь радовало по необъяснимым причинам ни для кого, ни для моих
одноклассников, друзей, которые были такие же, как я, читать стихи. И вот
пришло время. В
каждом человеке его профессия, сфера деятельности заложена. Грубо говоря, как
и политики – они же другим в принципе заниматься не могут. Они просто сойдут
с ума, если не будут лизать у того, кто выше, и подставлять себя под удар для вышестоящих. Они должны существовать в системе. Надо
знать просто, что ты хочешь, делать это. Каждому человеку раз в пять лет выпадает шанс. Надо просто использовать свой шанс. И
всё. – Почему вам так нравились стихи? –
Нравились потому, что в этом есть какая-то музыка, мысль, которую можно
выразить очень объёмно. В поэзии что самое важное?
Человек может коротко, ёмко и красиво выразить мысль. В жизни в этом смысле
поэты выше всех. Со стихами я выступал со сцены. А
потом полгода постоял за стойкой бара и перестал читать стихи. Люди, которые
живут в баре, туда хотят, отбили у меня всякую охоту писать и читать стихи.
Это был период, когда возникал бандитизм в России, после СССР. – Каких поэтов тогда вы отмечали? –
Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама, Михаила Лермонтова, который для меня
всегда был самый большой. Позднее был Бродский. Ну и Пушкин, конечно,
молодец! – Какую роль сыграл спорт в вашей
жизни? –
Спорт меня очень плотно держит до сих пор. Я прекрасно выгляжу и хорошо
чувствую себя для своих лет. Я закончил заниматься им в середине десятого
класса и разрушил все свои большие перспективы. По результатам и ощущениям
было понятно: когда бежишь на дистанции, видишь всё, смотришь, думаешь и
песенки поёшь. Понимаешь, кто что стоит. У меня остались только медали и
грамоты различных городских и районных соревнований. А
потом мне это всё надоело. Это свойственно моему характеру. У меня брат пошёл
в лёгкую атлетику, и я за ним следом. Пришёл туда лет в семь. И с семи до
семнадцати десять лет бегал. У меня всё время были полосочки
в голове. Каждый день, утро – всё время. Без конца и края. А
потом спорт всё время давил на мою физиологию. Я никак не рос. И когда бросил
спорт, то быстро вырос. За год на 18 см! – Чем запомнились вам фильмы «В моей
смерти прошу винить Клаву К.» и «Гардемарины, вперёд!»? –
В первом проекте толком ничего не понял, потому что жил как жил. Когда
посмотрел это кино через пять лет, понял: что было тогда, не будет никогда.
Это не актёрское мастерство, а какое-то собственное проживание с чужих слов.
У каждого такая ситуация была. Что
же касается второго фильма, то это антижизнь, антигармония. Там были объективные и субъективные
причины. Во всяком случае, так было у меня. Мне ближе «Сердца трёх» со всех
сторон. Я
за справедливость и гармонию. И если нет справедливости, меня это бесит. Если
люди это не понимают, начинаю от них прятаться. Если связан с ними по
договору, то буду делать всё по закону, чтобы с ними не встречаться. – Какие для вас плюсы имеет работа в
рекламе и кино? –
Реклама, если правильно к ней относиться, то это выжимка, эссенция кино – киноэссенция. При этом есть, что проще, а есть то, что
сложнее. В кино сложнее склеить фильм – он большой, и трудно рассчитать силы.
А в рекламе точно так же сложно склеить тридцатисекундник.
Если ты не понимаешь его законов. Ты можешь наснимать, но никогда в жизни не
склеишь. Будет просто мясо. А придя в кино из
рекламы, ты можешь снять кучу красивых картинок, и у тебя будет просто куча
реклам, не связанных никакой мыслью. Кинорежиссура
удивительна своим бесконечным количеством настроек. Тут подкрутить, тут
прибавить… И в фильме, в котором я выступал как
режиссёр, есть две-три позиции, которые пропустил, не успел о них подумать,
так как сроки были достаточно жёсткие. – Как говорят, «Ночной дозор» – больше
клип, чем кино. –
Это, скорее всего, стилистика этого режиссёра. Он придумал такую форму, когда
можно колбаситься и резать, но он так и делает.
Делает это здорово и многие годы. Это, грубо говоря, его почерк. – Использовались ли вами наработки
других мастеров в рекламе? –
У меня высшее гуманитарное кинематографическое образование. Я посмотрел такое
количество фильмов в своей жизни и поработал в таком количестве фильмов,
видел столько разных режиссёров и мечтал заниматься режиссурой с фильма
«Приключения принца Флоризеля». Был просто
подготовлен к этому. Безусловно,
были какие-то ошибки, шёл куда-то не туда, заходил не туда. Всё-таки сделать
тысячу работ – было большое доверие. А степень доверия, наверное, исходит от
возможностей. У
меня не было проблем, потому что было желание. Надо сужаться до того, что ты
хочешь делать, не хвататься за всё бегом, а браться за что-то одно и держать
это в руках. А точнее, толкать вперёд. Если хочешь то, то,
то и это – то никогда ничего не получится. Выжить можно только наверху. – Чем вам запомнилась работа с
режиссёром Татарским в «Приключениях принца Флоризеля»? –
Приятная история. Я там совсем другой. Попробовался
в другом качестве. Это ответ на вопрос: почему Коровьев?
Так же, как можно сделать героического мальчишку в «Клаве К.» и, не приходя в
сознание, особо не включая профессию, можно и секретаря в «Принце Флоризеле». Есть
актёрская профессия, образы которой начали уже лепиться с детства. Мне было
интересно играть разные роли, чем бить всё в одну сторону. Я не ставил
никаких ограничений. Это не связано с нравственностью, а с профессией. Мне
неинтересно делать одно и то же. При этом находясь в
профессии, оставаясь самим собой: никого не убивая, делаю какие-то разные
истории. И делать это надо профессионально. Нельзя
же всё время копать одной и той же лопатой одно и то же поле. Надоест.
Поэтому мне всё быстро надоедает. Быть разнообразным интереснее с точки
зрения профессии. Актёрство как бизнес – плохо. Потому что узнаются те люди,
которые всё время играют одно и то же. За теми же, которые играют по-разному,
очень сложно уследить. – Изменилось ли с годами ваше
отношение к театру? –
Нет. Я понимаю, если ты хочешь получить актёрскую профессию, театр может быть
очень полезен. Именно для тренинга, для разнообразия. А с точки зрения моего
собственного социума, моей привычки жить, моего нежелания быть всё время в
одной ситуации – не очень хочется. Театр – определённое техничное искусство,
надо в какой-то степени скорректировать профессию в определённую сторону, заформализовать многие вещи и потом на них уже что-то
строить. А формализовать тогда мне очень не хотелось. Хотелось вчистую, по-живому. В
театре по-живому нельзя. Надо сначала всё
структурировать, сложить, собрать, натянуть связи и только потом сверху можно
по-живому жить, не выползая ни в коем случае из
схемы, потому что всё рухнет. Мне это было неохота. – Ваши пути с театром разошлись. –
Я, условно, прилично раньше танцевал. Но для меня предельно сложно было танцевать
заученные танцы. Если выучивал несколько каких-то движений, то мог танцевать
любые танцы произвольно, как мне хочется по душе. А танцевать, как все, по
схеме, меня не устраивало. Мозг у меня в это время засыпал. – Какая встреча с выдающимися людьми
оставила у вас впечатление на годы? –
Встреча с Владимиром Мотылём. Я встретился с ним на пробах одного из его
фильмов. Он меня не взял. Но встреча с ним произвела на меня оглушительное
впечатление. Что-то дядька знает такое, что не знает никто. Всё, что он
сказал – впитал, воспринял, запомнил манеру. Причём виделся с ним два-три
раза в жизни. Тогда как бы «прилипал» к нему, всё время за ним ходил. – Ваши пожелания всем любителям кино в
городе Бийске Алтайского края? –
Будьте здоровы и ждите новых фильмов. Время кино возвращается. Может быть, не
так быстро, как бы хотелось. Постарайтесь обратно поднять планку собственного
вкуса. Это очень важно. И смотрите меньше сериалов! Вообще не советую
зрителям смотреть сериалы. Это портит вкус. Смотреть какие-то многосерийные
телевизионные фильмы, как например – «17 мгновений весны» – да, но сериалы – навряд ли. – Но ведь вы и сами в них снимаетесь!
В «Операх», например. –
А я больше не буду. Я лично закончил сериал «Опера. Хроники убойного отдела»... |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |