Туризм / Алтай / РИФформа
/ Артисты ЭДУАРД РАДЗЮКЕВИЧ:«ЭТО
БЫЛ ИЗНАЧАЛЬНО ЯЗЫК ВРАГОВ»...
|
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Эдуард
Владимирович, в каких театральных, кино- и телепроектах вас можно будет
увидеть в ближайшее время? Эдуард Радзюкевич: – Естественно, в «6 кадрах». Сейчас по всей стране
мы показываем спектакль, который я поставил как режиссёр – «Ворожея, или
Сеанс любовной магии». В ролях четыре участника скетч-шоу «6 кадров»: Галина
Данилова, Сергей Кайков, Сергей Дорогов и Ирина Медведева. Иногда,
гастролируя с ними, я выступаю в спектакле, как актёр. Мы
выпустили театрализованное шоу «6 кадров» – «То, что вы никогда не увидите на
экране». В
ближайшее время предстоит одна работа в главной роли в полном метре и,
наверное, один сериал. Но пока это не начнётся, не подтвердится, я, как человек
суеверный, говорить не буду. Играю
Карлсона в детском мюзикле «Малыш и Карлсон». Он для детей и взрослых. Пока
мы со спектаклем не выезжаем на гастроли, играем только на сцене театра им.
Вахтангова в Москве. – 12 лет вами отдано передаче «Сам
себе режиссер», пять лет – «6 кадров». Какими средствами вы добиваетесь
незаштампованности? Как вам удаётся столько лет сохранять интерес к проектам? –
Интерес очень простой: там очень много ролей. В одной передаче у нас у
каждого порядка 15-20 образов. А насчёт заштампованности… Школа Щукинского
училища помогает. И постоянно наблюдения в жизни. И много общаемся с людьми. Я
не ставлю себе рамки: только радио, телевидение, или театр. Всё должно быть. – Какие у вас были проекты на радио? –
С «Авторадио» у нас была достаточно длительная история. В течение двух лет мы
с Александром Жигалкиным, который является режиссёром «6 кадров», были
ведущими мужского ток-шоу «Блиндаж». У нас там была известная «Песня про
дружбу». Мы писали на радио маленькие скетч-сериалы, истории-анекдоты,
связанные одной темой: «Верные друзья», «Инспектор Доставалов», «Скажите,
доктор» и др. – Из театра вы решили, что никогда не
уйдёте? Чем вам он дорог? –
Без театра мне невозможно. Я – драматический артист, и если не играю хотя бы
пять спектаклей в месяц, то просто начинаю хиреть. Это, по-моему, нормальная
ситуация для любого драматического актёра. Театр – это вообще отдельная
статья, история. Это незыблемое. Начнём
с того, что я никогда не работал в стационаре, в одном театре. Всё время
работал, как приглашённый, где-то в постоянной труппе. У
нас был свой театр сразу после окончания училища – «Учёная обезьяна», который
остался таким «летучим голландцем». Название ещё сегодня есть, в театре
числится несколько человек, которых он объединяет, но нет ни помещения, ни
документов. Театр
просуществовал четыре года с помещением, на стационарной площадке, с
декорациями, с костюмами… Это были лихие 90-е. Всё рухнуло в одночасье... – Про импровизацию и смехоточки. Когда
импровизация необходима, а когда мешает творческому процессу? –
Когда есть комедийный текст, который написан фактически идеально, где
достаточно шуток и автор, действительно, постарался, поработал над шутками,
когда они смешные, не пошлые, когда придуманная ситуация динамичная и
комедийная – тогда что там наворачивать и импровизировать? Там и так всё
есть. А
смехоточка – это то, что должно быть в конце истории. Зритель не должен в
самом финале оставаться в недоумении, либо недопонимать чего-то. Надо
поставить точечку: всё, мы закончили. В
этот момент у зрителя должна быть минимум улыбка на лице, если не смех.
Идеально – чтобы зритель смеялся. – «6 кадров», благодаря вам и вашей
команде не скатывается до площадного юмора и скабрезностей. Это элемент
вашего воспитания? –
Это было изначальное условие игры и об этом знали все. И продюсеры, и
сценаристы, и мы сами. Внутренний распорядок, устав. Ни чернухи, ни
откровенной сатиры и, естественно, пошлостей и шуток ниже пояса. Есть
шутки, которые на грани. Но, опять же, всё зависит от того, как сыграть. Как
и сколько. Бывает так, что чувство меры многих подводит. Скорее, отсутствие
чувства меры. Уже отшутили, но надо ещё, ещё и ещё. И всё превращается в
«добивание ногами». Изначально,
это то же, что мат на сцене. Не потому, что это оскорбительно, скабрезно или
что-то ещё. А потому, что мат безусловен. А на сцене всё условно. Условные
декорации, условное место действия, условные предлагаемые обстоятельства,
герои-персонажи, хотя, их играют живые люди – всё условно. Такую
ситуацию мы предлагаем зрителю. Мы можем фантазировать. Действие может быть
на Луне, на Марсе – где угодно. Всё условно. А
мат – он безусловен. Получается, что они не могут рядом существовать. Идёт
нестыковка. Не
говоря уж про историю мата! О том, что это был изначально язык врагов.
Появилась необходимость, чтобы он был вкраплён в речь. Надо было понимать
язык врагов. Я говорю про татаро-монгольское иго. Это потом он обрусел. Так
зачем нам язык врагов? Хотя,
при всём при том, никогда не был ханжой и могу часа четыре петь матерные
частушки, ни разу не повторившись, что часто делаю в компании. Да и сам люблю
ввернуть крепкое словцо. Но могу разговаривать, совершенно не прибегая к
мату. Но
это не значит, что я должен этим заниматься на экране, на сцене или где-то
ещё. Это можно позволить в компании, где люди друг другу доверяют, друг друга
знают – там это всё хорошо. А когда это начинают вытаскивать… Никогда
не любил, не люблю, и не буду любить вещи, связанные с вытаскиванием личной
жизни на поверхность. Либо в прессе, либо в «ящике». Зачем? Это ваши интимные
дела, никому должны быть не видные. А вы их тащите и развешиваете, чтобы все
на них любовались. Именно
поэтому не воспринимаю такие проекты как «За стеклом», «Дом-2»… Мне не
кажется нормальным, когда люди свои эмоции, чувства, ещё что-то выставляют
напоказ. Не осуждаю, не говорю, что так нужно или не нужно. Моё отношение –
их не смотрю. Потому
что мне становится стыдно. Мне иногда становится стыдно и в кино, и в театре,
если происходит что-то отвратительное, непрофессиональное, убогое. По
средствам выражения, тексту, игре. Мне хочется опустить глаза и сказать: «Ну
что я здесь делаю?» На
этом играют люди, которые зарабатывают деньги. Это – безусловно. Это всегда
было. Это в человеке сидит. Когда он проходит мимо замочной скважины, его всё
равно, как бы он не был воспитан, какой-то бес толкает заглянуть. Только одни
проходят мимо и никогда себе этого не позволяют, другие останавливаются, и,
подумав, всё-таки проходят мимо, а третьи – с удовольствием заглядывают. И
неизвестно: кого, в каком процентном отношении больше. Наверное, как
показывают рейтинги – тех, кто с удовольствием смотрит. – Но рейтинги – элемент бизнеса и
доверять им… –
«Не говорите мне по рейтинги! Я знаю, кто их делает». – Чтобы работать в юморе, нужно
пробовать себя в разных жанрах. Какие жанры вы выделяете для себя? –
Хотя, какие-то вещи в силу возраста уже поздновато начинать, но на данный
момент с удовольствием приложил себя, чтобы обогатить свой актёрский ящичек,
который называется «джентльменский набор», научился бы более-менее прилично
жонглировать тремя шариками. Жонглировать не умею. Всё
остальные элементы, связанные со сценой, с движением, с акробатикой – что-то
могу делать очень хорошо, что-то не очень, но, по крайней мере, себя в этом
пробовал и, в случае чего, могу довести их до нормального трюка. А
что касается жонглирования, верховой езды… Ни разу не сидел на лошади. Это
ненормально для актёра. Он должен, хотя бы, попробовать несколько раз
посидеть в седле, чтобы понимать, что это такое. У
нас в институте не было связей с ипподромом. Это, скорее, есть в цирковых
училищах и училищах, связанных с кинематографом, в том же ВГИКе. – Может, надо понять схему трёх
шариков? –
Схему я знаю. Здесь чего-то недостаёт. Надо обратиться к специалисту, чтобы
он ключик довернул. А как бросать – могу сам рассказать, поставить и
показать, как они должны лететь. Схему начертить могу. Эту сторону знаю.
Чего-то не хватает в технике или в чём-то ещё. Может, не на то обращаю
внимание? А четыре-пять шариков для меня, люди, которые так делают – это с
Марса. Для
меня вообще цирк – явление уникальное. Очень со многими людьми, которые
связаны с цирком, общался. Если говорят про актёров, что они не с этой Земли,
то я, скорее, скажу, что цирковая диаспора и всё, что с цирком связано - за
гранью. Это моё устойчивое мнение с детства. Их
ничего не останавливает. Например, канатоходцы выполняют трюки без страховки
на какой-то сумасшедшей высоте. Я вообще в шоке! – Вы сказали, что не любите
засвечивать лицо. Может это сочетаться с актёрской профессией? –
Конечно, не может. Просто я, действительно, не люблю фотографироваться,
позировать. Я этого не умею. Когда для меня надо было сделать портфолио, я
совсем растерялся. Наверное, это тоже часть профессии. Я себя поборол,
конечно, пытался что-то изобразить. Но это – не самое лучшее воспоминание. – Эдуард Владимирович, вы не любитель
тусовок, халявы. Люди, которые активно посещают сии мероприятия не вашего
круга? –
Мне сложно об этом говорить. Я очень не люблю тусовки и халяву. Я там редкий
гость. Не готов давать какую-то оценку этим людям. Могу сказать только одно:
ко мне халява точно не липнет. Были несколько попыток. Даже жена моя может
подтвердить, что халява к нам не липнет. – Вы отметили, что масса людей
развлекают и самих себя, и окружающих. Это на ваш взгляд элемент упадка или
расширение творческих горизонтов? –
То, что люди смеются и стараются рассмешить другого – в этом никакого упадка
нет. Что же касается расширения горизонтов… Они расширяются за счёт другого.
Любопытства, любознательности. – Несколько лет подряд вы был
режиссером-постановщиком сериалов «Моя прекрасная няня» и «Кто в доме
хозяин?» Насколько эти проекты отличаются от зарубежных оригиналов? –
Сюжет весь выдержан. Другое дело, что адаптируются тексты и шутки. Гэги – все
адаптированные на русское население, русский юмор и его восприятие. Я
никогда не работал в кальку, никогда не смотрел сериал в оригинале, не снимал
калька в кальку мизансцены или что-то ещё. Даже если там были какие-то гэги,
то у нас они всё равно, даже если, например, девочка на руках проползает по
карнизу или висит на шторах, а ты начинаешь шторы закрывать, и она вместе со
шторой начинает отъезжать в сторону, другие. Всё
равно это решалось другим образом. По-нашему, по-российски. – Когда вы начали вырабатывать в себе
качества проницательного смотрителя и начали создавать банк образов? –
Не могу сказать. Мои первые очень острые наблюдения связаны ещё с 5-6 летним
возрастом. Мне всегда это было свойственно. Толи я раззява – рот раззявлю и
стою, смотрю по сторонам. Любопытный. Всё время за людьми внимательно
наблюдал, которые были вокруг. У меня это с детства. – Когда вы осознали, что ваша жизнь –
театр? Был ли какой-то человек, или обстоятельства, которые вас направили по
этому пути? –
Такой человек был и есть. Это – мой друг, музыкант, композитор Александр
Парусинов. После школы я учился на вечернем отделения Московского института
радиотехники, электроники и автоматики, и работал на заводе. А в свободное от
работы и учёбы время играл на гитаре и пел в ВИА. Там
познакомился с Александром Сергеевичем Парусиновым и в какой-то момент сказал
ему: «Ты знаешь, радиотехника – это всё как-то не моё. Думаю поступить в
студию Замоскворечья по классу бас-гитары. Но с другой стороны, мне хочется
очень попробовать себя где-то в театре. Хотя, этого не знаю и боюсь». И
он мне очень сильно помог. Это был 1985 год. Была очень сильно развита волна
самодеятельных театров-студий, любительских, полупрофессиональных. Парусинов
меня привёл в одну такую студию, узнав про неё. Там я начал заниматься и
несколько человек из этой студии до сих пор мои очень близкие друзья. Кстати,
тоже актёры. – А почему вы выбрали радиотехнический
вуз? –
У меня отец офицер-пограничник, всю жизнь был связан со средствами связи. В
радиотехнике и аппаратуре очень сильно разбирается. У меня как-то с армией не
получилось, и я подумал, что буду заниматься радиотехникой и связью. А потом
сообразил, что это – не моё. Хотя, с физикой и математикой у меня в школе
было всё нормально. Поэтому и поступил. – Отличаются ли люди с завода, где вы
столько лет проработали, от творческой тусовки? –
Если брать в общей массе – он такой же нелёгкий хлебушек, очень трудный, как и
актёрский. Рабочий класс – ребята простые, гораздо проще. И, наверное,
открытее. Хотя, своих «кадров» там хватает – мама не горюй! – Когда вы впервые в руки взяли гитару
и первая ваша песня? –
У меня старший брат играл на гитаре. А я учился в музыкальной школе по классу
баяна. И окончил её как раз перед увлечением гитарой. Мне было интересно, я
был самоучкой. Где-то подглядывал, спрашивал, кто-то что-то показывал. Первая
песня, которую разучил – «От героев былых времён» из фильма «Офицеры». – Каких успехов вам удалось добиться в
легкой атлетике и лыжах? –
В лёгкой атлетике – кандидат в мастера спорта, а по лыжам – первый взрослый
разряд. Для меня это очень серьезные успехи. У меня мама – профессиональная
спортсменка, которая была очень известная в 50-е годы. Она выступала за
Карело-финскую АССР на Первой спартакиаде народов СССР. Я
пробежал на лыжах, и мне понравилось. Я толстый был с детства. А когда
увлёкся лыжами и лёгкой атлетикой, стал худеть. И расти стал быстрее. Как-то
мне это дело глянулось. Хотя,
разговаривая с ребятами, которые футболом занимаются, услышал: «Мы никогда не
понимали: как можно заниматься лёгкой атлетикой? Это просто тупо бегать,
когда у тебя нет мячика под ногами. Глупость какая-то! Понимаем, когда мяч,
игра. А просто бежать куда-то…». Их-то
я понимал прекрасно: игра коллективная, да ещё мячом, всё красиво. Футбол
очень люблю. Но в тот момент не смог им объяснить разницу. Это надо один раз
попробовать на серьёзном уровне – тогда ты поймёшь. Наверное. Даже если
попробуешь – не всем это понравится. Тяжёлое это дело. – В тяжелые времена вы долгое время
были без работы, а полтора года вообще практически выпали из его жизни. Что
вам помогло выстоять? –
Бог уберег, скорее всего. И потом, я очень люблю свою профессию. Когда одно
пробуешь, другое – четвёртое оно вроде не получается, но всё равно
продолжаешь какие-то проекты. Хотя,
приходилось заниматься совсем не актёрскими делами: будильники разбирать,
красить, клеить что-то другое на циферблат и собирать заново. Этим тоже
деньги зарабатывал. Стараюсь
не вспоминать об этом. Слишком тяжёлые времена были. Тем более что они
связаны со смертью моей бабушки и дедушки, которые меня воспитали. – Эдуард Владимирович, относите ли вы
себя к лидерам? –
Если ты назвался груздем – полезай в кузов. Режиссёр на съёмочной площадке
должен быть лидером. Он должен точно знать, что хочет. Он должен знать
конечный результат, и уметь актёров и съёмочную группу направить так, чтобы
этого результата добиться. Всё очень просто. – Есть у вас фирменные способы уладить
конфликтную ситуацию в коллективе? –
Конечно, есть. Не создавать её. Тогда не надо будет ничего улаживать. Надо
атмосферу такую создать на съёмочной площадке, где каждый занимается своим
делом. Причём, каждый должен быть профессионалом в своём деле. Лишних людей
надо убирать. Каждый
должен играть по условиям этой игры, не создавать конфликтную ситуацию на
площадке. Они всё равно будут создаваться, но разрешать их надо по-другому.
Вот и всё. Атмосфера
должна быть рабочей и дружелюбной. Тогда это будет творческая атмосфера. А
иначе всё превращается в рынок, базар. – Ваши пожелания всем любителям ваших
проектов в городе Бийске Алтайского края? –
Про город Бийск слышу не впервые. С моим очень хорошим другом, который тоже
учился в Щукинском училище на курс младше меня, мы вместе играли во многих
спектаклях, и он играл в моих постановках. Это Леша Хардиков. Он – из Бийска.
Об этом городе я много наслышан и заочно в него влюблён. Потому что слышал
только хорошее. У
меня единственное пожелание – всем огромного здоровья. Сейчас говорят: «В
наше непростое время…» А когда в России были простые времена? Никогда.
Открываешь историю России – их вообще не было! Всегда было непростое, тяжёлое
время. Поэтому
здоровья и сил побольше. Чтобы хватило сил побороть непростые времена. Может,
наши сыновья доживут до этого? Чтобы вдруг на Руси настало простое время. Мы
оптимисты и будем на это надеяться. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |