Туризм / Алтай
/
РИФформа / Артисты СВЕТЛАНА РЯБОВА:«КАК АНДРЕЙ МИРОНОВ
СКАЗАЛ ЭТИ ЧЕТЫРЕ БУКВЫ!»... |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Светлана
Леонидовна, в каких проектах в кино и театре вы участвовали в последнее
время? Светлана Рябова: – Я играю спектакль «Орнифль» по пьесе Жана Ануя
«Орнифль, или Сквозной ветерок» с Александром Анатольевичем Ширвиндтом. Очень
люблю этот спектакль. Я там играю секретаря Орнифля, мадмуазель Сюпо – это
одна из моих самых любимых ролей. Очень сложная психологическая роль, но в то
же время она привлекательная. Я рада, что играю с Александром Анатольевичем,
который был моим педагогом ещё с училища. С ним играть в паре очень
увлекательно. Он играет Орнифля – поэта. Это известная пьеса – классика. Есть
такая комедия Альдо Николаи «Ни сантима меньше!», итальянского драматурга,
пьеса, которую поставил Александр Анатольевич как режиссёр, и там у меня
интересная роль Луизы, невесты. Это спектакль, где играет Ольга Александровна
Аросева. Роль любопытна тем, что это необычный образ для меня, неожиданный. Я
играю легкомысленную толстушку, и мне приходится одевать
специальный костюм-утолщение - получается забавный образ, который я очень
люблю. Мне
интересно купаться в этом материале. С первого раза, как я появляюсь на
сцене, кажется, что Луиза – толстая дурочка и всё. Потом идёт развитие
образа, и в конце спектакля зритель понимает, что под этой маской весёлости и
легкомысленности прячется женская тайна, и из ситуации, которая складывается
в спектакле, она выходит победительницей очень достойно, несмотря на то, что
она сталкивается с предательством. Было
интересно работать с Александром Анатольевичем как с режиссёром, потому что
он очень гибкий человек и идёт навстречу. И когда мы обсуждали детали образа
– утолщения, грим, причёску - он сильно поддерживал меня, и в результате
сложился такой образ. Премьера состоялась два года назад. А
сейчас мы выпустили совершенно новый спектакль, опять же с Александром
Анатольевичем, хотя он не должен был ставить спектакль, начинал его
совершенно другой режиссёр – пьеса Полякова «Женщины без границ». Но так
сложилась ситуация, что ему пришлось взяться за этот спектакль и сделать его.
Было очень много сложностей и непредвиденных обстоятельств, но мы это
сделали. Женщина без границ – первые ассоциации, может быть, даже связаны с
необузданностью. Но на самом деле это не так. Здесь имеется в виду, что тайна
женщины непостижима даже для самих женщин. Вообще тайна человека непостижима.
Мужчины тоже без границ. Человек не знает, на что он способен в любом плане.
В физическом и духовном, эмоциональном плане. Поэтому это было очень
интересно. Перед
этим, три года назад, мы запустили спектакль тоже по пьесе Полякова «Хомо
эректус». Опять же провоцирующее название. Режиссёр - Житинкин. Название
навевает непонятные ассоциации, но перевод этого – «человек прямоходящий».
Это даже пишется в программке. Там рассматривается ситуация, когда люди, три
пары, собираются на свинг - свобода действий, и у них есть желание поменяться
жёнами. Это как бы сексуальная игра. Для
нашей страны - это полная неожиданность, хотя о свинге писали в газете и он
уже в той же Америке совсем не нов. То, что мы взяли эту тему, было
неожиданным. А сегодня, даже среди нас, артистов, когда собрались
и было обсуждение пьесы, то многие говорили, что нет, это нельзя,
некоторые сказали, что они не решаются и отказываются. Но Александр
Анатольевич настоял. Он сказал: «Послушайте меня. Это будет интересно». Это
так и случилось, и спектакль – один из самых успешных в нашем театре. Я
играю женщину, которая в силу обстоятельств опять же заворачивает всю эту
интригу. Именно она пишет объявление в газету, организовывает это дело, по её
инициативе собираются эти люди. Хотя никто не знал об этом, и выясняется всё
в конце спектакля. Интересен спектакль тем, что вначале собрались люди,
которые думают, что сейчас здесь интересненькое увидят, сейчас они начнут
раздеваться. Что почти и происходит… Но появляется
человек, который останавливает действие. Он приходит, думая, что здесь
какое-то политическое собрание. Он не так понял объявление в газете. И на
этом заканчивается первое действие. А
во втором действии начинается совсем другое.
Начинается не физический, а душевный стриптиз. Когда каждый человек открывает
свою душу, и зритель понимает, что толкнуло его здесь появиться. У каждого из
них если не горе, то какое-то жизненное обстоятельство, которое его очень
тяготит. Мучается и поэтому появляется здесь. И
по большому счёту никому не нужен был этот свинг. Нужно было, чтобы человека
поняли, выслушали. Или нужно было просто разобраться в своей жизненной
ситуации и увидеть себя со стороны. Что
же касается кинопроектов, то сейчас вышел фильм «Корова» по пьесе Птушкиной.
Моим главным партнёром в этом фильме была корова. У меня много было партнёров
в жизни, но такого не было никогда. Корова. Вы понимаете, какая это была
непростая девчонка? Во-первых, это как ребёнок. Она же всё чувствует. Её
нельзя бояться. Её боялись мужчины на площадке. Она никого обидеть не хочет,
но у неё есть рога. Она просто может махнуть и ударить рогом. Выбить глаз или
ещё что-то. Хотя при этом она прекрасна. У неё замечательные длинные ресницы.
Невероятные глаза. Красавица! Но она корова. Всё,
что у меня было, я оставляла на съёмочной площадке. Потому что я ей
подыгрывала. Всю энергию я отдавала корове. И после
съёмок я была просто пустая. Я не жалею об этом, но это были очень тяжёлые
съёмки. И очень интересные. Хотелось, чтобы зрителю это понравилось. Если
человек приводит домой корову: понимаете, какой степени одиночества достигла
эта женщина? Она находит на улице корову и приводит её домой в городскую
квартиру. Поднимает на ноги, укладывает в свою постель. И корова становится
питанием для её души, спасением на данный момент. Только Птушкина смогла это
прочувствовать и написать такую историю. За что я ей очень благодарна. Это
последний фильм, в котором я снялась. Мы сделали его год назад. Больше я не
снималась. Потому что из того, что предлагают, нечего выбрать. Сниматься в
сериалах мне совсем не интересно. Ничего стоящего сейчас, к сожалению, нет.
Было интересное предложение, но оно состоялось как раз в тот пиковый момент
весной, в апреле, когда я должна была ехать на съёмки, а мы выпускали
спектакль. Я никак не могла разорваться, и мне пришлось отказаться. И это
единственное, о чём я жалею. – Вы пришли в фильм «Корова», ранее зная
Птушкину по театральным проектам? –
Я никогда с ней не соприкасалась. В первый раз мы увиделись с ней на пробах
фильма. Для меня встреча с такими людьми, как Птушкина, – подарок судьбы. Это
настолько талантливый человек, глубокий, как океан, который вычерпать совсем
невозможно. Всё, что она говорит, можно слушать и слушать и наслаждаться. Не
только тем, что она говорит, её мыслями, которые неординарны, ни на что не
похожи. Это человек с тончайшим чувством юмора. У неё взгляд на жизнь очень
мудрый, но в то же время очень подвижный. Она понимает, что за время, глубоко
проникает в людей, видит с правильной стороны, понимает, кто что стоит. При
всем том, что она всё видит глубочайшим образом, она очень легко относится к
жизни. Мне
нравится, как она двигается, её манера движения – чисто физически, как
женщины, как она разговаривает, поворачивается, ходит, делает жесты руками.
Мне не приходилось до этого наблюдать таких женщин. Очень интересный человек!
Поэтому для меня это была какая-то школа, с которой я столкнулась. Совершенно другая, какой я в своей жизни не встречала. Это
невероятная удача. – В Театр сатиры вы пришли из
театрального училища. Вы впервые играли в «Школе злословия» у Ширвиндта? –
Да, там мы впервые столкнулись. Эта пьеса шла на сцене учебного театра.
Александр Анатольевич пригласил туда художественным руководителем Плучека,
который посмотрел спектакль и пригласил четырёх человек из спектакля
показаться в театр тоже с отрывками. Мы пришли в театр, и у меня был отрывок
по Чехову «Драма». Это играла Раневская. Правда, этого я никогда не видела и
посмотрела только потом, кода работала в театре, мне удалось по телевизору
посмотреть, как она играет. У нас был совсем другой отрывок, и это было
замечательно в том смысле, что это было непосредственно и понравилось. Меня
взяли в театр. И ещё одного молодого человека. С тех пор я так в нём и
работаю. – И вы попали сразу же в спектакль с
Андреем Мироновым. –
Это была очень продолжительная работа. Потому что он работал основательно.
Если он брался за что-то, то не мог делать это лишь бы как. Григорий Горин
написал пьесу «Прощай, конферансье» об актёрах, об актёрской бригаде, которая
выступала в годы войны. И все они погибают в конце. Это была интересная
пьеса, спектакль пользовался успехом. Но Андрей Александрович как? Если
официально репетиции у нас с 11 до 14-00, то он работал с 10-00 до 15-00. Он
полностью погружался в работу. Это как пример его трудолюбия. Я,
студентка, пришла, и что я вижу? Человек, у которого всё есть: слава, талант
– трудится больше всех. Его трудолюбие просто восхищало. Некоторые актёры
ворчали: почему так долго? Сколько можно? А для него по-другому было просто
невозможно. Наблюдая за ним, я понимала, почему. Ничего просто так не даётся,
и слава не пришла из ниоткуда. Не от папы с мамой.
Это был его труд. Конечно, я наблюдала за ним, училась. Мы работали полгода.
Это большой срок. Раньше спектакль выпускался 2-3 месяца. Но так нужно было.
Не успели сделать декорации, и всё продлялось, продлялось…
Всё делалось основательно. А
потом я попала в спектакль к Анатолию Папанову. Это тоже интересно. Последний
– очень тяжёлый материал, тяжёлая пьеса. Было интересно смотреть, как он
работает. Для него это первый спектакль в качестве режиссёра. Вначале он
поставил его со студентами, со своим курсом, а потом решил повторить его в
театре и набрал своих актёров. Мне
всегда нравилось, что такие великие люди пытаются что-то сделать. Они
собирают группу людей, и мне запомнились отношения с ними. Помню, как
Анатолий Дмитриевич Папанов собрал нас в первый раз за столом и сказал: «Я
взял актёров, которые мне кажутся самыми лучшими. Вы – самые лучшие. И мы с
вами будем работать». Вот это любовь к людям, расположение, полная
открытость! Нет такого: «Я тот-то, а ты слушайся». Абсолютное доверие друг к
другу, которое очень подкупает, не вызывает никакого зажима, никто не
собирается ущемлять твоё достоинство. Наоборот, расположение к тебе, которое
помогает сделать то, что ты и сделать не можешь. Помню,
когда мы репетировали «Прощай, конферансье», то у меня была роль девочки,
которая не улыбалась, у которой была сложная судьба, из детдома, как-то не
привыкла она в жизни улыбаться. А я не то, чтобы достаточно улыбчивый
человек, но мне было трудно понять это. И я репетировала, репетировала,
пыталась что-то делать по тексту, но чувствовала, что я не затронула точно её
характер. И терпеливо Миронов всё это смотрел. А у него и своей работы было невпроворот. На
нём была постановка спектакля, но он видел, что я работаю, работаю, работаю.
И в какой-то момент он почувствовал, что мне нужна помощь. И он однажды ко
мне подошёл и так просто-просто сказал: «Понимаешь, в чём дело? Она… бука».
Вот это слово! Он так просто сказал! И всё! Как он сказал эти четыре буквы!
Бука. И я поняла, что он имеет в виду и как это надо делать. Мне кажется, что
только очень талантливый человек может так точно помочь. – Что в вашей жизни значит театр?
Почему вы не сменили его на протяжении стольких лет? –
Театр – очень сложный организм. Театр – это как твой дом, как семья. Разве
легко жить в семье? Очень сложно. Иногда просто невыносимо, и люди
разводятся. Но что делать? Если хочешь сохранить семью, то надо сделать всё
для этого. Только в этом случае. А иначе не получится. Всё очень непросто. Никто
не собирается стелить золотые дорожки и носить на пуховиках. Все живые люди,
и всё как в любой семье. А коллектив – семья. Всякое бывает. И всё было. Что
делать? Это всё родное. Я бы не хотела, по крайней мере, сегодня, чтобы
произошёл этот разрыв, развод. Я пытаюсь сделать всё, чтобы он остался моим
домом. Хотя всё бывает непросто. Но самое главное – у меня есть работа, я
играю большие, главные роли, которые я очень люблю.
И как бы мне не было тяжело, а я прихожу на сцену, начинаю играть, и мне
становится легче жить. Это
моё спасение, невероятная жизненная поддержка. Не знаю, насколько я нужна
этому театру, но он мне нужен. – Светлана Леонидовна, вы сказали о
вашем отрицательном отношении к сериалам. А как же «Закон»? –
Это снимал совершенно замечательный режиссёр,
невероятно талантливый человек – Александр Велединский. Меня пригласил Валера
Тодоровский. У меня там была интересная роль, и я хотела работать. Во-первых,
мне хотелось принять участие в проекте Тодоровского. Только, к сожалению,
лично с ним я не работала. И потом, сам режиссёр. Его первая работа, которая
сразу же участвовала на Каннском фестивале. Замечательный фильм. Сейчас
вышел его новый фильм – «Живой». Он приглашал меня на премьеру в Пушкинский. Единственное, жалею, что не получается
больше работать. А то, что я работала в той картине – это здорово. Я очень
люблю «Беларусьфильм». Я снималась там в пяти
картинах. И каждая из них - не проходная. Все роли замечательные и любимые. Я
сама родом из Минска, и для меня там всё родное. Когда я туда приезжаю, то
для меня наступает душевный подъём. Родина. Очень люблю там сниматься. – Почему вы проучились всего один год
в Минском театральном институте? –
Только потому, что Щукинское училище – высший класс, мировой уровень, совсем
другая школа. Первый год я поступала, меня не взяли. Я была сильно
расстроена. Но я поступила в Минский институт, проучилась год и поехала
поступать вновь. Неуверенность в себе очень мешает. К сожалению, я такой
человек. Часто я неуверенна в себе и не могу что-то делать. А если появляется
уверенность, то я сразу становлюсь другим человеком. И
у меня была такая история. Я поступала в Щукинское и поступала на курс к Юрию
Васильевичу Катину-Ярцеву. Он меня не взял. А на следующий год я приехала и
опять поступала, и педагог мой, Альберт Григорьевич Буров, взял меня сразу,
безо всяких коллоквиумов. Ничего не надо. Никаких конкурсов. Забирай
документы и сюда! Помню, Юрий Васильевич вышел в коридор, подошёл ко мне и
сказал: «Боже мой! Неужели это ты поступала в прошлом году? Это просто
невероятно!» Что-то такое случилось. Появилась уверенность. Я приехала и
поступила. Хотя боялась страшно, колени дрожали. Я не знала, как это дрожание
остановить. – Но вы же параллельно поступали и во
МХАТ? –
И туда меня взяли. И во ВГИК. Везде я дошла до конкурса. Дальше надо было
приносить документы. Естественно, я
выбрала Щукинское. Привезла документы и сдавала экзамены по русскому и
литературе. – Что же в вас изменилось? Благодаря
чему вы стали другим человеком? –
Когда я училась на первом курсе театрального института в Минске, то произошла
такая история. У нас был первый экзамен. Он бывает после двух месяцев, и
показывают какие-то отрывки. Я сдавала этот экзамен. После него, а были у нас
два педагога – мужчина и женщина, женщина подошла ко мне сказала: «Девочка,
тебе не нужно заниматься этим делом. Не трать время, уходи». Я вышла в
коридор, села за какой-то дверью, опустилась и
начала горько-горько плакать. Но я не ушла. Когда тебе такие слова говорят, то начинаешь думать: не то чтобы пан или
пропал, а просто терять нечего. И начинаешь спокойно работать. Второй
экзамен был перед Новым годом. Я опять же показывала отрывки, ничего о себе
не думая, просто работала как есть. И получилось так, что мои отрывки были
самые лучшие. Педагог подошёл ко мне и сказал: «Боже мой! Какая ты молодец».
Что-то во мне изменилось. До сих пор не знаю что это. Это просто ты
понимаешь, что ничего не надо строить из себя, а просто работать по делу,
спокойно существовать, подумать, что ты хочешь сказать этим отрывком людям,
что хотел сказать автор. Разобрать это и сделать это по-своему. Не смотреть,
как это делают другие. Сделать просто всё от души. А
потом они меня, конечно, не отпускали. Был большой скандал. Мне не отдавали
документы. Всё было очень сложно. – А как было с той женщиной? Она
изменила своё мнение о вас? –
Помню, что когда закончила Щукинское и мы сделали с
Мироновым спектакль, по иронии судьбы первые в моей жизни гастроли были
именно в Минске. Театр сатиры приезжает в Минск! В те годы это было событие.
Андрей Миронов и другие артисты! Это просто что-то! Мы сыграли «Прощай,
конферансье», и ко мне за кулисы пришла та женщина-педагог и сказала:
«Светочка! Здрасте! Как я рада! Как вы прекрасно играли!» Она была на
спектакле, и я это запомнила. Но мы с ней вообще не вспоминали тот разговор.
Как это странно! Она была именно на этом спектакле. Поразительно! – Вы сыграли в фильме «Ты у меня
одна». Премию «За лучшую женскую роль» в тот год вам дали за исполнение роли
в этом фильме? –
Даже не за этот фильм. Там были три фильма в номинации «Лучшая актриса года».
В тот год я снялась в трёх фильмах, и они были все достаточно удачными. «Твоя
воля, Господи!», «Не хочу жениться!» и «Ты у меня одна». По итогам приз
«Зелёное яблоко – золотой листок» был присуждён мне. В
фильме «Ты у меня одна» я работала в основном со Збруевым. Интересный,
талантливый режиссёр. История эта ностальгическая. Именно в то время, когда
много людей уезжало. И получалось так, что человек, которого полюбила в
юности, уезжает за границу, а душа остаётся здесь. Это странно: после
стольких лет приехать откуда-то и сказать человеку «Я вас люблю». Это не все
понимают. В ту ситуацию я искренне верила. Мне
нравилось, что автор всё время присутствовал на площадке, дорабатывал и
дорабатывал сценарий. Например, финальная сцена, когда она бежит по этой лестнице
вверх, поднимается, хочет выпрыгнуть из окна – этой сцены не было в сценарии.
Прощальная сцена не была на таком пике. Это было придумано буквально за сутки
до съёмок. Мне кажется, это был решающий момент в картине, и получилось очень
сильно и необычно. Збруев
– мастер высочайшего класса. Человек подготовлен, знает, чего он хочет,
работает подробно, не суетится. Как только человек перестаёт суетиться, за
ним сразу интересно наблюдать. Это его манера – не суетиться. Спокойствие и
заразительность. Видимо, это и отличает большого мастера. Это
же я наблюдала с Инной Ивановной Чуриковой, когда мы работали в «Ребре
Адама». Она приходит на площадку, и вот это облако уверенности, спокойствия,
но никакой напыщенности. Просто человек, который пришёл и
сейчас будет работать. И что-то она уже принесла в себе. И отдаст тебе
всё, что может. Подсказкой, взглядом, жестом. Я
помню, там была такая сцена невероятная, когда мне надо было заплакать. Это
было для меня совершенно невозможно. Это трудно заплакать. И я готовилась. И
Криштофович, гениальный режиссёр, терпеливо ждал. Представляете, какие люди?
Вот сейчас молодая актриса настраивается, она будет плакать. Это просто
смешно. И Чурикова ждала. И вот я вспоминаю в себе всё, что могло быть самым
страшным и трагическим в жизни. Всё вспоминала. А оно не плачется. И
вдруг я вспомнила один момент, и мне стало как-то так грустно, глаза
наполнились слезами. А сказать не могу, потому что если начну говорить, то
всё растеряю. И вдруг слышу Инна Ивановна, которая,
казалось бы, и не наблюдает за мной и ничем не мешает мне, тихо говорит
Криштофовичу: «Актриса готова!» И начали снимать и сняли. Это люди очень
тонкой структуры. И я их обожаю. Счастье, что мне пришлось с ними работать. – Ваши пожелания всем любителям вашего
творчества в городе Бийске Алтайского края? –
Прежде всего, здоровья и веры в себя. Не надо унывать. Даже когда очень
плохо, всё равно надо думать о хорошем. Потому что
всё, о чем мы думаем, наши мысли материализуются. Не надо позволять себе
думать о плохом. Всё плохое отбросить и верить в
себя. И стараться пребывать в хорошем настроении. Это притягивает людей, их
располагает. К вам потянется самое хорошее. Нужно
быть душевно сильным человеком. Легче всего быть слабым. Надо постараться
быть сильным. И чтобы никто не увидел, что тебе плохо. Тогда действительно
всё будет хорошо. Надо верить в себя. И мужчинам, и женщинам. И стараться
бережнее относиться друг к другу. |
|||||||
Использование материалов без
указания ссылки на сайт запрещено |