Туризм / Алтай / РИФформа
/ Артисты ЛЕОНИД НЕЧАЕВ:«Я
НИКОГДА НЕ ОТСТУПЛЮ ОТ ДЕТСКОГО КИНО»...
|
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Леонид
Алексеевич, чем ваш проект «Дюймовочка» отличался от предыдущих? С какими
сложностями вам пришлось столкнуться в ходе съёмок? Леонид Нечаев: – Самая главная сложность – совершенно другой мир.
Раньше я снимал кино для детей. И это было кому-то нужно. Сейчас это никому
не нужно. Мы искали денег на картину четыре года. Вы можете себе это
представить? Когда как одну картину «Буратино» я снимал за девять месяцев -
весь период от написания сценария до сдачи на одной плёнке. А здесь – четыре
года. И всё это укладывается в одно – поиск денег. Их нет, их никто не хочет
давать. Как это назвать: сложность, не сложность – что это такое? Это
называется просто: забыли! Проект останавливался, начинался, снова
останавливался… Я
и мои коллеги снимали сказки, которые крутят сегодня, 20-30 лет назад. И
теперь это нагло используется совершенно бесплатно. Мы не получаем от этого
ни одной копеечки. Мало того. Даже ухитряются вставлять в наши детские
картины рекламу! Вот до чего обнаглели. А
сложность была такая. Девочка, которую я нашёл на главную роль, просто
выросла. Пока мы искали деньги. Единственные, кто меня не подвели – Светлана
Крючкова, Лия Ажеджакова, Леонид Мозговой. – С чем была связана вторичная
переработка сценария «Дюймовочки»? –
Это ещё сложнее. Это вопрос на засыпку, поскольку сценарий был написан
двадцать с лишним лет назад. Написан он для меня Инной Ивановной Веткиной. Но
в то время я загорелся другой картиной и сказал: «Инночка, ты меня извини,
пожалуйста, сейчас не могу его снимать». Инночка расстроилась, рассердилась и
отдала его другому режиссёру – женщине. Кому – не помню. Они начали
готовиться снимать картину на студии М.Горького. И всё это дело провалилось.
По какой причине – неизвестно. Или из-за несогласия Инны, или невозможности в
то время снять летающих эльфов. Не было компьютерной графики. Потом,
царство ей небесное, Инна Ивановна скончалась. И как-то я встречаюсь с её
дочерью и говорю: «Катя, а ведь сценарий, прости меня, для меня был написан.
Где он?» Она говорит: «Ой, слушай, как ты вспомнил! Я совсем недавно смотрела
его!» – «Катенька, дай мне его. Почитаем, поймём что к чему». Нашла. Читаем и
понимаем, что это сценарий двадцатилетней давности не только по времени, а
даже то, что это старое кино. – «Катя, этот сценарий не годится». – «А что,
мы с тобой дураки, что ли? Давай сядем и напишем». Написали. У нас его так
хорошо приняли. Это
новая картина для детей. Именно для маленьких детей. Мои картины все немножко
взрословатые. Они всё-таки семейные. А это – для детей. И
что происходит? Выходим мы с премьеры из Дома кино, и ко мне бегут бабушки!
Целовать меня и обнимать. – «Господи! Какую вы сделали чудесную картину!»
Говорю: «Я же не для вас снял, бабушки! А для детей!». – «Вот в этом вся и
прелесть!» Всё
равно никуда не денешься. Инны Веткиной стиль – это между детством и
старостью. Когда у меня, в моих картинах, говорят её персонажи, они всё-таки
полудети-полустарики. Не знаю, как это бывает, но какой-то чудесный привкус.
Как это называть? Меня
спрашивают: «Какое вы кино снимаете?» А я отвечаю: «Не знаю». Не знаю, какое
кино снимаю. Мне нужно только, чтобы было там всё честно, чтобы всё там было
красиво, нежно. Сейчас
моя жена слушает музыку. – «Что ты сидишь в наушниках?» У неё наушники –
телефон. Подошёл и подслушал. Она слушает песни из моих старых фильмов. Ей
нужны песни из «Питера Пена», «Звёздного мальчика». Это всё ей нужно. Недавно
был юбилей Ефремова, и показывали «Мнимый больной». Там вроде взрослое кино,
а настолько в нём детская интонация! В Мольере. Всё время валяют дурака. И в
этом ещё прелесть детского кино. – Почему была именно «Дюймовочка»? Что
вас в этой сказке привлекло? –
Абсолютная чистота. Абсолютная. Говорю и слышу пафос в своём голосе. Просто
чистота. Настолько мир озлоблен, настолько он, неприятно мне говорить,
безобразен. А тут свет. Свет и счастье. Человек
дарит людям счастье. Дарит красоту. Если вспомните «Красную шапочку», она всё
время говорила: «Миленькие мои, главное – чтобы всем было хорошо, всем было
чудесно, чтобы все любили». Если вы помните книжку американской писательницы
Элионоры Портер «Поллианна» – это одна из самых великих книг для детей, о
детях. Я пытался снять кино по этому поводу, но никак не получилось. Меня
коллега обокрал. И коллега этот не снял эту картину. А она была снята не один
раз в Америке. Это самая лучшая книга из всех книг для детей. «Питер Пен» и
она. «Буратино»
– примитив абсолютный по сравнению с этими великими книгами. Хотя именно она
построена на игре, и я её снимал, как игрушку. Она вся в дураческом стиле.
Как игра. Но если бы я снимал «Поллианну», наверное, это была бы очень
трогательная, щемящая душу картина. – Как много музыки в вашем новом
фильме? Удалось вам насытить её такими же незабываемыми хитами, как и
предыдущие? –
Музыки много, но здесь могу сказать честно: меня не очень порадовал поэт
Энтин. Крылатов очень радостно пишет с Энтиным. И тут я Юре заказал. Он
написал неважно. А я ничего не мог сделать: время уже заканчивалось. Завтра
была запись. Он
доводил нас до такой степени, что текст сдавал буквально за два дня до
записи. Это нечестно. И когда ты говоришь: «Юрочка, надо переделать». – «Ну
когда? Когда? Да я вообще никогда не переделываю, я гений». Он считает себя
гением. – Известно, как много по вашей просьбе
переделывал тексты Окуджава… –
Он же человек. А как с Юлей Кимом было? Он мне столько вариантов присылал!
Они у меня сейчас лежат, и я думаю: «Господи! Как человек трудился!» Дело в
том, что стоила тогда песенка 150 рублей. Самая большая цена – 60-150 руб.
Сейчас я просто боюсь сказать, сколько они требуют. – Тогда было главным, наверное,
качество. –
Конечно. О чём речь! Естественно. Им надо было. Они взрывались. А теперь
Успенский продаёт образ Чебурашки! Представляете, какой стыд! Я перестал с
ним разговаривать. Сказал: «Эдик, пардон, ты – подонок». Прямо так и сказал. – Мир перевернулся. –
Все осатанели. – А как написал музыку Крылатов? –
Он не подвёл. Но он очень плохо себя чувствует. Каждый раз юморит по этому
поводу, как я ему выдаю музыку: «Ну, надо же, Евгений Павлович, до чего ты
бездарный! Каждый раз ни одной темы. Ни одной красивой мелодии». И он это на
всех выступлениях говорит. Все хохочут, радуются. Занудил
Энтин, занудил Крылатов. Понимаете, какая штука! Всё! Они оба стали очень
старые. И мне то же самое говорит Крылатов: «Лёня, я тебя понимаю прекрасно.
Надо менять композиторов». – «Конечно». – «Ну, надеюсь, на последнюю ты меня
пригласишь?» – «А какая последняя будет: твоя или моя?» – С первых картин у вас пристальное
внимание к музыке и текстам. Леонид Алексеевич, с чем это связано? –
Это даже странно сейчас рассказать людям. Они не поверят. Я родился в 1939
году. А в доме висела тарелка – радио, чёрная. И она работала постоянно. И я
могу вам сейчас спеть все главные темы, арии всех опер мира. Радио работало
постоянно. Я слышал все спектакли, все радиоспектакли. Не говоря о том, что
было огромное количество книг у папы. Мой
Лёшенька, ему сейчас 4 года, сидит и читает книги. «Мам, что тебе почитать?»
Она ему до трёх лет читала, а теперь он ей читает. Мы
как-то были воспитаны, для нас было понятие культуры, литературы, музыки,
театра. И всё это без отца, одна мама и нас трое детей. В десять лет я пришёл
в театральную студию московского городского Дворца пионеров. И ушёл из неё,
меня провожали в 19 лет в армию. И вот в этот день, вторая суббота сентября,
я сказал: «Ребята, давайте будем каждый раз встречаться во вторую субботу
сентября. Меня три года не будет, но я вам буду оттуда писать письма. А потом
мы будем встречаться постоянно». Сейчас
50 лет второй субботе сентября. Мы встречаемся. Многих уже просто нет. Нет
Наташи Гундаревой… Многих... – Чем была интересна для вас «Дюймовочка»
в плане новых возможностей кинематографа? –
Дело в том, что Инна Веткина пишет сказки чуть-чуть наоборот. «У тебя опять
за-бо-ле-ла ба-буш-ка». Она опять заболела. И она опять идёт в лес. Для того
чтобы её опять поймали волки. Чудесный идиотизм. Опять заболела бабушка. Точно
так же и здесь. Дюймовочка – эльф, но ещё не окрылённый. У неё нет крыльев. И
она рисует на экзамене, где она должна получить крылья, необычайный цветок в
виде тюльпана. За лучшие работы там вручают крылья. Этот странный цветок
выходит из её мольберта, тянется к ней в руки. И она его берёт. И
учитель говорит: «Мы создали самый чудесный цветок. Мы подарим его земле.
Представляете, какая будет красота и радость, если на земле всюду будут расти
такие цветы?» И
вдруг один мальчик из эльфов кричит: «А я не согласен! Мы сеем, сеем день и
ночь им, этим. А они вытаптывают целые поля одуванчиков! Нет! Я не согласен!»
И вдруг все эльфы кричат: «Да! Если они не видят нас своим простым глазом, то
для них нас нет. А мы сеем, сеем день и ночь». – «Эльфы, прекратите! Вы с ума
сошли. Остановитесь! Вы навеете злые силы». И
тут – раз! Они и налетели. А когда вы увидите, где это происходит… Злые силы
налетели и унесли Дюймовочку. Они хотели вырвать у неё цветок, но она
сказала: «Ни за что не отдам! Ни за что не отдам!» И её унесли. И вдруг она
оказалась в цветке лилии, на болоте, со своим цветком. Можете
себе представить такую «Дюймовочку»? И никакой Ласточки. И есть Крот, который
влюбляется в неё. Влюбляется как в человека. И есть Жабик, который, простите
меня, Дюймовочку-то отпускает. Мало того, она на свой цветок встаёт, а он:
«Оттолкнуть, подтолкнуть?» – «Подтолкни». А
потом Жабик говорит: «Мама, я хочу жить в цветке». Это страшно. Это
невозможно. – Когда вы говорили себе, что всё,
написана именно та музыка и стихи, которые необходимы для фильма? –
Бывают невероятные моменты. Я очень люблю Лёню Дербенёва. Он мой корифей, всё
для меня. Нет, почему? И Юлька Ким хорош! И Булат прекрасный! Да много их!
Они все очень хороши! Но Дербенёв меня «убивал». Это человек, который мог
произнести: Весь
наш мир такой огромный Висит
на ниточке одной. Она
надеждою зовётся, И
верить хочется, Так
верить хочется, Что
эта нить не оборвётся И
жизнь не кончится, не кончится… Она
надеждою зовётся... Это
что-то! Вот «между прошлым и будущим» и «надеждою зовётся». Он мог всё. Когда
он умер, я сказал: «Всё! Не могу снимать кино. Не могу без него». – Вас много лет объединяла работа с
Инной Веткиной. Каким, на ваш взгляд, должен быть сценарий и сценарист? –
Представьте себе, мы сняли «Приключения Буратино». Сдаём эту картину. На
киностудии «Беларусьфильм» её не приняли. Сказали, что это жуть и какая-то
гадость. И никто не поехал даже её сдавать со мной в Москву в «Экран».
Послали какую-то женщину, редакторшу. Зал
небольшой, мест 50-60. А набилось в него 120, если не больше. И когда
закончилась картина, все встали и устроили овацию. Просто овацию. И Хесин,
тогда руководитель ТО «Экран», сказал: «Ну? Хорошая плёнка «Свема»! (А там
заканчивалось фразой «Фильм снят на киноплёнке «Свема» - Прим. авт.) Так. Что
на будущий год?» И я говорю: «Красная Шапочка». В это время стоит сзади Инна
Веткина и щипает меня за спину. Да так больно, что даже вскрикнул: «Да, да!
«Красная шапочка». Он говорит: «Но сказочка-то полторы страницы?» – «Ничего,
сочиним». Мы
выходим. Инна говорит мне: «Я тебе сейчас морду набью! С размаху. Ты
понимаешь, что я сейчас с тобой сделаю?» – «Да ладно, Инна. Пойдём, выпьем».
Выпили. Внизу тогда в чудесном Останкино подавали коньяк, всё, что угодно.
Всё было прекрасно. Ночь.
Три часа. Звонок. «Я придумала». – «Чего ты придумала?». – «Придумала, твою
мать! Придумала. У тебе опять заболела бабушка!» Всё! Понимаете? Опять
заболела бабушка. И всё, понеслась картина. Понеслись стихи. «Помню
я светлую речку, Помню
нетронутый лес. Ходит,
бывало, овечка. Никто
овечку не ест. Травка,
цветы незабудки, Мама
печёт пирожки. Кушай,
мой мальчик, Пока
твои зубки… Зубки,
зубки, зубки Не
превратились в клыки. Я
и не знал и не помню, Что
значит зуб, а что – клык, А
уж потом-то я понял, А
уж потом и привык. Но
позднею ночью, спросонок Слышу
я даже теперь: Милый
мой мальчик, Пока
ты волчонок… Волчонок,
волчонок, волчонок, Ты
не совсем ещё зверь». А!
О чём речь! То-то и оно! – Леонид Алексеевич, как изменились
дети сегодня? Что вы заметили при съёмках «Дюймовочки»? –
Вы меня обрадовали и насмешили. Они совсем другие люди. Они совсем другие.
Мои: Денис Зайцев, Дима Иосифов, Яна Поплавская - много их, все были
тружениками. Они трудились и получали за это 100-150 рублей. Тогда это были
неплохие деньги. Теперь
они все – звёзды, у них у всех агенты, у всех портфолио. Это фантастика.
Совершенно другие, кошмарные, жуткие дети. Я
нашёл девчонку для «Сверчка за очагом» в метро. Стоит девчоночка, чудесная красавица.
А я никогда до этого не знакомился ни на улице, нигде. Я застеснялся,
покраснел, достаю свою карточку. Она читает: «Народный артист… Ой-ой-ой! И
что это такое?» – «В кино вас приглашаю сниматься, дурочка». – «Да-а?!» – Есть ли какой-то условный портрет
героя, которого вы всегда ищете? –
Нет такого. Но, в принципе, мои дети были блондины. Все. Дима Иосифов –
еврейский мальчик, чёрный. Но я ему сделал, как папа Карло, из стружек
волосы. Его чёрные брови были сбриты, вместо них были наклеены жёлтые
фетровые. Можете
себе представить: каждый день (а брови вырастают очень быстро) ему сбривали
брови, накладывали тон, а сверху наклеивали эти дужки бровей. У нас, как
говорит мой чудесный гримёр Николай, уклеивали полтора часа. Мы дошли в конце
съёмок до сорока минут. А
можете себе представить, что такое пластиковый нос, до которого нельзя ни
дотронуться, ничего. Сам факт этого идиотизма! Представьте 30 градусов в
тени, 40 – на солнце, если не больше. И у него из этого пластикового носа
сочится пот. Мало
того, ему нельзя сесть, поскольку у него штанишки бумажные. Они тут же
сомнутся. А их всего двое. Рубашечка его жёлтенькая. Представьте себе всё
это: выбритый лоб, затылок, приклеенная шапка, которая, не дай бог, при
движении может упасть. А у нас плёнки, простите меня, 1:2. Поэтому всё это
невероятно, ужасно и безобразно. И
то, что Дима совершил подвиг – это факт. И Мальвина совершила подвиг, и
Артемон, и Пьеро, которому пристёгивали рукава, и он не мог никуда коснуться
и ходил в белом колпаке. Это дети, способные на огромные подвиги. А
встать в пять часов утра и ехать бог знает куда от Ялты по дороге? Мало того,
чтобы поддержать детей, себя и всех петь песни. Всем, хором. Это что-то! Мы
ели все вместе. У нас никогда не было режиссёрского или какого-то другого
стола. У нас была огромная дружба. Мы приехали в Херсонес, нас не пустили в
гостиницу, и мы ночевали на крыше дома. А в Херсонесе была драка Кота с
Лисой. А
какие мы были тогда! Что мы пели! Мы пели «Улыбку», всё. У
меня сейчас Лёша, между прочим, поёт: «Мы,
друзья, перелётные птицы. Только
быт наш одним не хорош: На
земле не успели жениться, А
на небе жены не найдёшь…» Это
поёт четырёхлетний Лёша! А
если я вам расскажу, как мы летели?! Нас было человек двадцать, и автобус
скользил вниз. И ничто не могло его остановить. Он скользил вниз, в обрыв.
Мужики выбегали, снимали свои телогрейки (это была ночная съёмка, всё
происходило ночью), бросали телогрейки под колёса. А автобус всё ехал, ехал,
ехал… Вдруг
из-за поворота мы видим две фары: едет совершенно ненормальный наш директор.
Пьяный в усмерть! И видит нас. Он трезвеет мгновенно. Хватает наш автобус за
крючок и вывозит. Сколько
их там было: мам, бабушек и детей – одни же дети не ездят. Вы помните фильм
«Питер Пен», сколько у меня было детей? И с каждым была ещё мама, бабушка или
папа. Это была огромная жуткая толпа. И остановить их, утихомирить никто не
мог. – Когда вы решили, что будете снимать
именно детское кино? –
Дело в том, что я снимал дипломную работу и в это время уже работал в ТО «Экран»,
много снял музыкальных картин, программ, номеров. Это был 1970 год. А в 1966
году закончил ВГИК. И вдруг совершенно случайно я сижу у главного редактора и
вижу: лежит сценарий – «Автор Алексей Баталов по рассказу А.А.Снигирёва». Я
говорю: «Что это, Баталов по рассказу пишет сценарий?» Читаю.
Называется он «Хромой волк». – «Ой, какая прелесть! Как здорово, до чего это
мудро, красиво, хорошо! Не дадите ли мне?» А она говорит: «Можно. Он хотел
сам снять, но у него сейчас нет времени. Хотите, дадим вам». – «Давайте! Всё,
всё, всё». Это было как-то просто, легко. Сделал,
снял. Защита диплома. А на защите сидит Марк Донской, председатель
государственной экзаменационной комиссии. Смотрит. – «Мне картина очень
понравилась. Прекрасная, хорошая. Хорошая картина. Так как вас там? Леонид…
Алексеевич. Скажите мне, пожалуйста, почему у вас в сценарии написано: бегает
стадо жеребят… А у вас на экране здоровые, толстозадые кобылы?!» Я ему в тон:
«Потому что я был такой же дурак, как и вы сейчас! Потому что не знал, что в
стаде жеребят не бывает!» Он
открыл рот и сказал: «На! На! И я не знал!» И ставит мне пятёрку. А
через несколько лет, в 1973 году, вдруг еду снимать ещё одно детское кино –
«Приключения в городе, которого нет». Написал сценарий Марк Розовский, где мальчик
попадает в город литературных героев. От советника Снежной Королевы до
Сильвера, Тимур, Фигура, Димка-невидимка, Пеппидлинныйчулок. Это картина, где
все литературные герои собрались вместе. И у меня там снималась такая тьма
детей! Всё
решилось само собой. Я никогда не отступлю от детского кино. Потому что
понимаю, что кинозритель начинается в младенческом возрасте. Это я его
воспитываю. Это я ему говорю, каким он должен быть. С
большим пиететом отношусь к людям, которые делают детское кино, пытаются. Я
всё смотрю. Вижу и гадость, и радость, счастье, и всё что угодно. – Наверное, нет актёра, которого вы
выделили бы: все они замечательные для вас. –
Да. Но я дико люблю Ролана Быкова. Очень люблю. Он фейерверкный, какой
угодно. И тут – раз! – и Этуш. Раз! И Трофимов. И тут же – раз! – и Гринько.
Раз! И Катин-Ярцев. А Рина Зелёная?! А Пельтцер?! А Целиковская?!. Вы
подумайте?! Самое
главное, им было очень приятно работать в детском кино. Они кайфовали! Это
был кайф! Я никогда не забуду, как Басов играл Дуремара. Это было что-то! А
Трофимов? У меня огромное количество разных автографов, он пишет: «Моему
любимому режиссёру от его верного Пса – Николая Трофимова». Павел Петрович
Кадочников пишет: «Лёня, ты меня убил, возродил, потом опять убил… И я тебя
за это люблю» («Проданный смех»). – Ваши пожелания всем большим и
маленьким зрителям ваших фильмов в городе Бийске Алтайского края? –
Я когда-то, может, тридцать лет назад, был в Алтайском крае, в Горной Шории,
пос.Мундыбаш. Мы собирались снимать там фильм о детском прекрасном
музыкальном ансамбле. Добирались вначале до Кемерово, потом далее. Приехали и
просто ошалели. Там был чёрный снег! А в Кемерово у всех были красные глаза. Я
спросил: «А что они плачут? Вчера кого-то хоронили?» – «Нет. Это у нас у всех
такие глаза. У нас здесь химический комбинат». Привёз
им картину. Поставили проектор, экран. И я понимаю, что ничего не видно.
«Ребята, а почему ничего не видно? Какое-то расплывчатое месиво». – «Так они
никогда другого и не видели». Лучшего изображения никогда не было! Что
мне сказать, милые мои друзья в городе Бийске? Вы уж меня простите. Я вас
обнимаю. Дай вам Бог счастья! Дай вам Бог здоровья! |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |