Туризм / Алтай / РИФформа
/ Артисты АНДРЕЙ КАЙКОВ:«ЭТОТ
СЛУЧАЙ ОСТАВИЛ НЕИЗГЛАДИМЫЙ СЛЕД»...
|
|
||||||
Евгений Гаврилов: –Андрей,
отличаете ли вы работу в антрепризе и работу в репертуарном театре? Андрей Кайков: – В антрепризе платят деньги, а в театре ты
получаешь зарплату. Разницы нет, стараюсь везде работать по-честному, безо
всякой халтуры. Всё очень серьёзно. Надо работать на всю мощь. – Вы до сих пор работаете в театре. Не
подумываете об уходе? –
Из театра не собираюсь уходить ни в коем случае. Сейчас успевать везде очень
сложно. Всё навалилось, принеслось, включая театр, съёмки, антрепризы… Но
театр – моя основная работа. Там лежит трудовая книжка, это мой родной дом. Я
люблю его, и бросать не собираюсь. Если только не выгонят. Но надеюсь, что
это не случится. Сразу
после института меня брали в другие театры: ТЮЗ, Калягин, но Николай Губенко
предложил сразу главную роль, которую должен был играть Леонид Филатов. Он
тогда заболел и сказал, что ему будет тяжело. И
потом я там прижился. Мне кажется, что это моя эстетика. Нравится Николай
Губенко, нравится, как он работает. Это мой режиссер, мой человек. Я его
чувствую, понимаю. Конечно, может по-разному сложиться, и мы можем разойтись,
но никогда не буду жалеть о том, что пошёл в этот театр. – Что, вы считаете, есть общее в вашей
команде «6 кадров»? –
Многие из нас знают друг друга очень давно. Федя, Сергей и Галя на протяжении
долгих лет работали в одном театре. Эдика Радзюкевича они давно знали, и я
его знал по институту. Он учился в Щукинском, я – в Щепкинском. Мы очень
часто пересекались в капустниках и прочих мероприятиях. Мы
и помимо съёмок очень дружим. Не знаю, как это получилось. Но что-то же
должно хорошее в жизни получиться? Может,
нас объединяет то, что мы – не рвачи, не закатываем скандалы и истерики. Мы
договорились на берегу, что будем искоренять пошлятину, которая может
проскользнуть и навязываться в съёмках данного проекта. И многие скетчи на
площадке останавливаем: так нельзя, смотрят же дети. Может, это нас и свело. – Что бы вам хотелось отметить по
работе в «6 кадров»? –
Общение, среду, климат. То, что мы вместе и общаемся. Что-то конкретное из
съёмочных дней не выделишь – сколько их уже было! – Чем была интересна ваша первая
главная роль в театре Николая Губенко? –
Я, как и все, пришёл тогда в театр на показ. Нормально прошёл. Ты же
чувствуешь, когда попадаешь, а когда – нет. И Николай Губенко сразу после
показа мне сказал: «У меня к вам есть предложение: проиграть вот эту пьесу.
Роль Провинциала». Я открыл сценарий и смотрю: ух, ты! Роль со словами!
Смотрю дальше: Провинциал, Провинциал… Огромные монологи. Это по
Салтыкову-Щедрину, «Дни провинциала в Петербурге». Это
тогда было очень актуально. 90-е годы, Россия в развалинах, никто ничего не
делает и человек пытается разбудить общество. Этот человек – Провинциал.
Пьеса была интересна своей гражданской позицией, внутренней мощью. Интересная
роль. – Несколько слов о спектакле «ВВС». –
Это аббревиатура «Высоцкий Владимир Семёнович». В спектакле звучат его стихи,
песни, мы поём, читаем. Этот спектакль поставил Николай Губенко. Пьеса
построена начиная с детства, и охватывает все периоды жизни Высоцкого через
его поэзию. Это портрет по поэзии. Поэтическое действо. И там нет
определённой роли. Кто-то играет один фрагмент, кто-то – другой, кто-то –
третий. – Вы имеете музыкальное образование? –
Нет. На гитаре играю, но пою ни шатко, ни валко. Нет у меня
предрасположенности. Мне разрешают петь только на гастролях, и только в два
часа ночи, когда устают наши основные гитаристы. Мне отдают снисходительно
гитару: «Ну, а теперь ты давай пару песен спой. И на этом закончим». Есть
пара песен, которые у меня хорошо получаются: Александр Башлачев «Время
колокольчиков» и «Гоп-стоп». Ещё пою «Кони привередливые» Владимира
Высоцкого, но это потому, что там не надо выпевать. Голоса-то нет. – А танцы? –
В силу профессии, я обязан танцевать. Если честно, то не достаю пола, не
сгибая колен. Хотя, всю жизнь спортом занимался. – Каким? –
Горными лыжами. В Брянске у нас очень серьёзные овраги и поэтому были очень
большие трассы. Занимался горными лыжами, футболом, хоккеем. Мы были чемпионами
города по футболу. Были детские «Старты надежд» и наш класс постоянно занимал
первые места в области. Кто-то у нас хорошо подтягивался, кто-то хорошо
бегал. Впервые
пришёл на горные лыжи во втором классе. Тренером была Наталья Александровна.
Тренер по футболу был Иван Андреевич. А хоккей был в школе. С экипировкой.
Правда, клюшки и коньки были свои, а всё остальное давали. Нормально катались
– на город играли. Даже мне глаз подбили шайбой. Серьёзно, без дураков. – Помог спорт в актёрском ремесле? –
Спорт дал здоровье. А то, что я спортивный… Есть и не спортивные актёры. У
нас был странный, хороший педагог по физкультуре в институте. И он говорил:
«Ну, какой Смоктуновский актёр? Он фляка сделать не может. Разве это актёр?» У
меня несколько иной подход к профессии. Смоктуновский – всё-таки актёр,
несмотря ни на какие фляки. Фляк – это сальто назад. – Когда вы впервые соприкоснулись с
кино? –
Это было на четвёртом курсе института, фильм «Лимита». Снимал Денис
Евстигнеев. Участвовали Машков, Миронов. Миронова
знал, а Машкова – нет. Снимали зимой на Киевском вокзале, было очень холодно.
Потом, когда поехали снимать на другой день, Машков говорит: «Ах, люблю я
сниматься зимой!». Смотрю на него и думаю: «Я тебя не знаю. Где ты ещё
снимался? Кто? Что? Выпендривается! Выпендрежем занимается. «Люблю я зимой
сниматься!»» А
потом мы мой маленький дебют в кино здорово отметили на Чаплыгина, в
общежитии, где я жил. – Какие работы в кино вам хотелось бы
отметить? –
Сейчас должен появиться фильм «Красная корова». Это американский фильм. Там,
как не странно, мне предложили серьёзную роль. Она мне более интересна. В
основном, предлагают комедии. Но я, скорее, драматический, чем комедийный
актёр. Это моё личное мнение, которое расходится со многими режиссёрами. Сейчас
должны выйти два интересных проекта. И в первом («Деревенская комедия»), и во
втором играю докторов. Причём, земских докторов. Они разные. Если в одном –
доктор, который стремится что-то сделать, в деревне поднять, вылезти из
рутины, то в другом – халтурщик, человек, который сгорает при первых
трудностях. У
меня двоюродный брат – земский врач. Я очень многое взял с него. Вспоминал
его, как он всё делает. Его подходы, как делает приём. Эти
две работы, действительно, интересные. Вроде бы, получились. Снимались на
киноплёнку. Один четырёхсерийный фильм для Первого канала, а второй –
двенадцать серий, но не мыло. Выйдет
телефильм «Генеральская внучка». Уже было восемь серий и выходит ещё столько
же. – Почему вы решили связать свою жизнь
с театром? –
У меня отец всю жизнь проработал директором кукольного театра. Но в театр не
собирался, а хотел идти врачом. Целенаправленно к этому готовился: изучал
химию, биологию. А
потом мать говорит: «Сходи в театр стихи почитать». Я любил читать стихи.
Пошёл в Брянский литературно-поэтический театр (ведь я родом из Брянска). И
меня это увлекло. Однажды
мы поехали на поэтический конкурс в Калугу. Там была педагог из Щепкинского
училища, которая меня увидела и сказала, что надо было бы поступать в
театральный институт. Так и пришёл в театр. – Когда вы увлеклись чтением стихов? –
Это был класс девятый. Я всегда нормально стихи читал. В школе выступал.
Люблю поэзию. У меня всегда это получалось: читал стихи на хорошем уровне. Люблю
Бродского. Он на первом месте. Если бы писал стихи, то в таком же роде, как
Бродский. Он написал как бы за меня. Люблю очень Александра Пушкина, Михаила
Лермонтова – классику. Люблю любовную лирику Владимира Маяковского. У
меня мама – директор центральной библиотеки. И поэтому я фактически вырос среди
книг. Очень много читал с детства, и продолжаю читать до сих пор. Очень
большое впечатление произвела на меня «Война и мир» Льва Толстого. В школе
книга прошла мимо меня. А когда перечитал её в более зрелом возрасте –
совершенно иной результат. Помню жаркое лето и меня приглашали поехать на
речку «попить пивка». А я подумал: если попью пивка, то вечером не буду
читать, а завтра будет болеть голова – опять не получу удовольствие от книг.
«Нет, ребята, я не поеду». Из-за
того, что читал «Войну и мир», отказался от физических удовольствий. – Ваша первая антреприза – знаковая
пьеса Филатова «Про Федота-стрельца». Что бы вы отметили из этой постановки? –
Во-первых, материал прекрасный. Во-вторых, спектакль ставился при
непосредственном участии Филатова. Леонид
Алексеевич меня отмечал. Я был молодой актёр в театре, и он меня поддерживал.
Он приходил на репетиции, что-то рассказывал, советовал. Мне
он дал очень серьёзный урок. Когда мы начинали играть, то у меня была роль
Скомороха. И я делал себе кружочки на лице, красные яблочки. И когда
состоялась премьера, Филатову это нравилось: «Ой, яблочки, яблочки. Хорошо
ты, Андрюха, придумал». А
у актёра всё постепенно: на нет, да на нет. И я перестал перед спектаклем
делать эти яблочки. Однажды Леонид Алексеевич приходит на спектакль и
спрашивает: «Андрюха. А где яблочки?». Посмотрел так… «Ах, ну да…». Это была
секундное. Он
тоже актёр и понимает всё. Как забывается со временем, облегчается, чтобы
быстрее разгримироваться и идти домой. Может, у него самого такое было… А
так как это его произведение, он за него очень болел. Ему нравился спектакль,
он часто приходил на него. И мне стало так стыдно… После
этого я и яблочки всегда рисую, и не позволяю себе халтурно или с прохладцей
относиться к роли. Во всём: в плане костюма, грима и прочем. Этот случай
оставил неизгладимый след. – Были другие актёры, которые сильно
повлияли на ваше становление? –
Без сомнения – Николай Губенко. Много мы с ним работали и продолжаем
работать. Это мощная личность. Можно сказать, это – мой учитель после
института. То, что он делает, вызывает восхищение. Что
касается Щепкинского училища, то у меня была педагогом Солнцева Римма
Гавриловна, которая считается одним из лучших педагогов России. Она очень
жёсткий педагог, сильно «била». Она подготовила из меня почву, размяла и
пустила в жизнь. Она дала институт знания, профессию. – Что вы можете сказать о рекламе и
участия в ней актёров? –
Реклама меня в своё время привлекла, скажем так, отсутствием какой-либо
работы. Это снималось в те годы, когда ничего не было. И потом, это был
приличный заработок. Что тут скрывать. Все понимают, что за рекламу хорошо
платят. Некоторые
режиссёры сидят нога на ногу и говорят: «Я не буду снимать актёра, который
снимался в рекламе!». Ну, а если актёра никуда не приглашают?! Если ему не на
что есть? И нет работы. А его приглашают в рекламу. И рекламирует не что
попало, а нормальный продукт. Почему
нет? Вот сегодня так. Нет ничего. Или сидеть и ждать, что этот режиссёр,
«нога на ногу», тебя пригласит в эпизод? Я не считаю, что это зазорно. Если
это нормальная реклама – нормальный ход. Другое
дело, если у тебя есть работа, снимаешься, то можно и подумать насчёт
рекламы. Но
сейчас реклама для многих – зарабатывание денег. Она далека от творчества.
Реклама – просто берётся актёр, который может нормально, органично сказать
несколько фраз. Это используется в рекламе продуктов, чтобы народ их покупал.
А искусства и творчества здесь мало. Хотя, есть талантливые рекламы. – Как вы относитесь к своему зрителю
«в девятом ряду»? –
Всё равно для любого зрителя надо максимально выкладываться. Не
понимаю актёров, которые говорят, что «сегодня зал плохой». Не считаю, что
зал плохой, считаю, что мы что-то не доработали. Да, бывает тяжёлый зал,
разные города, но всё равно: зритель заплатил деньги и ты должен для него
работать. Потому что, в конце концов, зритель нас кормит. И будь добр для
любого: хоть для академика, хоть для заключённого играть в полную силу. – Несколько слов о спектакле, в
котором вас скоро могут увидеть зрители города Бийска – «Ворожея». И о
премьере в Сочи. –
Очень хорошо написанный сценарий, текст. Хорошая пьеса без пошлятины,
вульгарности. Хорошая добрая комедия. Сейчас очень трудно найти такой
материал. Он очень мил и легок. Когда
была премьера в Сочи, был определенный мандраж, потому что тогда было мало
прогонов. Были в определённом зашоре. И потом, это было не в Москве: перелёт,
сразу спектакль. Была определенная суета. – Ваши пожелания зрителям города
Бийска Алтайского края? –
Здоровья всем вам и вашим близким. И поздравляю вас с прошедшим Праздником
Победы. У
меня один дед партизанил в Брянских лесах, а другой – воевал на Дальнем
Востоке с японцами. Для меня из светских праздников День Победы – самый
главный праздник. Не Новый год или другие, а 9 Мая. И
ждём вас на наш спектакль «Ворожея». |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |