Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты

АННА ФРОЛОВЦЕВА:

«МЕНЯ УКАЧАЛИ ШАМПАНСКОЕ И ВОЛНЫ»...

Специальное интервью для Алтайского края [11 февраля 2010 г.]

 

 

 

Родилась 30 августа 1948 года в Москве на Красной Пресне.

Жила в полуподвальном помещении. Удобства были на улице, колонка на улице, и еще стояли бани. В доме были всего три девчонки, а остальные – мальчишки. Поэтому играла в казаков- разбойников, чижика, двенадцать палочек, в войнушку. В куклы практически не играла. Достаток в семье был небольшой, и мама постоянно шила. Мама не успевала ей сшить платье, как она тут же его рвала.

Была председателем совета отряда. Всегда была «девушкой с характером». В свое время, обидевшись на несправедливый поступок учительницы, она ушла из школы и поступила в школу рабочей молодёжи. Параллельно училась в училище на парикмахера. Там она была на отличном счету, и ей даже предлагали остаться преподавать.

Не поступив с первого раза в театральное училище, работала перфораторщицей на ЭВМ, параллельно снимаясь в массовке на «Мосфильме» («Золотой телёнок», «Щит и меч» и др.) Создала целую галерею горничных и пассажирок.

В 1972 году Анна Фроловцева окончила театральное училище имени Щепкина.

Вместе с мужем-врачом она уехала в Челябинск и стала актрисой Челябинского драмтеатра имени Цвиллинга (Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова).

В 1977 году Анна Фроловцева перебралась в Москву. До 1982 года она работала в Московском областном театре имени Островского. Затем был московский театр «Сфера». Была одной из тех, кто стоял у истоков его создания.

Но после конфликта с руководителем театра Е.Еланской часть труппы ушла и организовала при Москонцерте театр «Персонаж».

Впоследствии работала в «Дягилев-Центре» и «Блуждающих звёздах» (где была одной из ведущих актрис).

Всегда её отличает многоплановость, разнообразие ролей. Она с успехом создавала как комические образы, так и трагические.

Работала в театрах «На Гоголевском бульваре», «Персонаж», «На Трифоновской», «Ковчег».

В кино начала сниматься ещё в конце 90-х. Снималась очень много. Правда играла она исключительно эпизодические роли. Киоскерши, официантки, члены комиссии, работники типографии, экономки и просто сослуживицы – кого только не было среди ее героинь. Как правило, они оставались вне поля зрения. В памяти зрителей, пожалуй, осталась ее сотрудница ОВИРа из «Интердевочки», старший лейтенант, серьезная женщина, которая никак не давала визу одной из героинь фильма. Можно также вспомнить величественную Екатерину I из биографической ленты «Михайло Ломоносов».

Работы в кино и телевизионных проектах: «Жестокий романс», «Одиноким предоставляется общежитие», «Формула любви», «Михайло Ломоносов», «Интердевочка», «Убить дракона», «Барханов и его телохранитель», «Всегда говори всегда-3», «Срочно в номер», «Вороны» и многие другие.

Настоящим успехом актрисы стала роль в комедийном сериале «Воронины», где сыграла роль Галины Ивановны.

Заслуженная артистка России (2002).

Евгений Гаврилов:Анна Васильевна, в каких проектах вы заняты сегодня?

Анна Фроловцева: – На данном этапе только в сериале «Воронины». В театре идёт репетиция новой пьесы, но говорить что-то рано, потому что это антреприза, которую мы пока не сделали.

 

– Чем вас привлекает антрепризный театр?

– Мы собираемся, делаем спектакль, отыграли его, далее репетируем следующий. По времени мне это удобней.

Может, поначалу и было стремление к стационарному театру, но сейчас его нет. Много другой работы.

 

– В сериале «Воронины» могли бы выделить какой-либо сюжет?

– Каждый сюжет, когда ты его сделаешь, сыграешь, становится для тебя родным. Это же часть тебя. Невозможно сказать, что – это или это для меня близко. Сюжеты все родными становятся. Идёт одна линия. Всё пропускаешь через себя при предлагаемых обстоятельствах.

 

– Есть ли трудности при выходе из образа?

– Ещё по Станиславскому известно, что «всё оставляется на вешалке». Почему я должна это переносить в семью? Может, есть какие-то элементы, которые замечают близкие, но стараюсь их не прессовать.

А потом на данном этапе живу одна. Езжу к детям, и дети ко мне с внуками приезжают.

 

– Как отмечают близкие ваши роли?

– У меня маленькие внуки – 3,5 и 5,5 лет и никаких комментариев дать не могут, а сын с невесткой не дают никаких советов. Я спрашиваю: «Ну, как? Телек смотрели?» – «Всё нормально!»

Они знают, что в жизни я другая. Вот и всё.

 

– Какую работу до «Ворониных» вы считаете для себя особо ценной и дорогой?

– Каждая работа ценна и дорога. Всё равно ты в неё вкладываешь частицу себя. Не могу отделить маленькие и большие роли. Всё равно вкладываю в образ часть своей души.

Из последних отмечу «Всегда говори всегда – 3». Эта роль очень дорога потому, что это – моё возвращение. Когда у меня умер муж, была в жутком внутреннем состоянии, и даже перенесла в роль эту боль, то, что было у меня внутри. Это – начало новой моей жизни. Как говорю: «До и после». До смерти и после смерти мужа.

 

– Можно назвать ваш путь в артисты сложным?

– Нет. Это не сложный путь. Это мои юношеские завихрения. Я ушла из дневной школы, потому что сказала учительнице всё, что про неё думала. А у нас тогда было 11 лет, школа с уклоном. Мы были бы воспитатели детских садов и ясель. И вокруг не было ни одной школы с таким уклоном.

Мама даже не знала, что я забрала документы из школы. Просто шла по улице и прочитала: «Мужские и дамские мастера высшей квалификации». А я всё время хотела стать артисткой. «Так, это мне надо! Я же буду актрисой, значит, должна себя причёсывать. Это мне нужно, я должна уметь всё».

Я всё делала целенаправленно. Никакой сложности здесь не было. Шла по улице, увидела объявление, прочитала и решила.

 

– А как же работа перфораторщицей ЭВМ?

– Это я перекантовывалась. Когда в первый год я не поступила в театральный с четвёртого тура, мне предложили поступать на периферию в другой вуз. Если бы я «полетела» с первого тура, то вообще бы не пришла больше в театральный. А поскольку всё прошла, меня уже поздравляли, что поступила, и что-то не прошло, решила, что буду поступать на следующий год и в Москве.

И мне предложили поработать перфораторщицей. Там было свободное время, а мне оно было необходимо. Я ходила в театр, занималась. В этот год снималась в массовках. Для меня в этом плане никакого напряжения не было. Всё шло как бы по плану. За этот год я должна была подготовиться.

 

– Когда вы впервые вышли на съёмочную площадку?

– Это было в картине «Щит и меч», фильм Басова. Помню, как из меня сделали немку в розовом платье…

По-моему, даже ещё раньше. Это был фильм «Николай Бауман», где мы играли ночью, снимали на «Мосфильме» и у меня был такой текст: «Я хочу, чтобы настало такое время, чтобы билет в «Художественный театр» можно было достать без очереди». Помню, потому что мы жгли костры и стояли за билетами во МХАТ, «Художественный театр».

 

– Какие роли вам предпочтительны: комические или трагические?

– Если говорить про амплуа, я – характерная героиня. А характерная героиня, как говорили, может играть всё. И трагедию, и комедию. Не могу играть, как у нас раньше называли, «голубых героинь». У меня просто фактура не та. То, что моя фактура позволяет, то и делаю.

Ролей было много и разных. Если роль мне нравится, надо найти какое-то слово или то, ради чего это делается. Находишь, почему ты это делаешь, чтобы внутри у тебя было. В каждой роли есть своё оправдание. Даже если роль отрицательная.

Наверное, каждый артист это делает. Это моя профессия.

 

– Кто были вашими учителями?

– Наверное, художественный руководитель Виктор Иванович Коршунов. Он говорил: «Актёрами вы можете не быть, но людьми вы быть обязаны».

Мы уже были артистами. Он подчёркивал, что в жизни мы должны быть ещё и людьми. Это не значит, что кто-то из нас артистом может быть или не быть. Нет, это всё подразумевалось в совокупности.

И ещё у нас была Павла Захаровна Богатыренко. Она меня сформировала. С нами разбирала роли, сидела, нанизывала «петельку-крючочек». Сейчас, наверное, таких педагогов нет. Она сформировала всех, кто у неё учился.

Это настолько кропотливая работа разобрать произведение: как, почему, зачем? Ты даёшь петельку, а тебе – раз! – крючочек, ты крючочек, а тебе петельку. Каждый друг за друга, партнёр за партнёра цеплялся. Павла Захаровна Богатыренко – вообще чудо!

 

– Откуда у вас стремление в артисты?

– Мне кажется, я родилась с этим решением. Папа у меня инженер, мама – тоже. Папа хотел, чтобы я пошла по его линии, но родители были не против моего выбора.

Даже не помню, когда это решение ко мне пришло. Пошла в театральный кружок, потому что хотела этим заниматься. Этого хотела, другого как бы не мыслила.

 

– Был кто-то ещё со школы, кто связал своё будущее с театром и кино?

– Был кроме меня ещё один мальчик. Правда, он стал не актёром, а режиссёром.

А вообще, мы до сих пор встречаемся со школьными друзьями, всё вспоминаем. У всех разные профессии. Кто дипломат, кто врач, кто психолог. Шестого числа собирались, но меня не было, потому что была занята в съёмке. Они говорили: «Аня, ну как мы без тебя?».

 

– Вам ещё присущ и организаторский талант?

– Какая-то жилка есть. Я общительная, могу поговорить, договориться.

Идеи заняться чем-то другим, конечно, были. Но это отнимало много времени. Утром репетиция, вечером спектакль, днём надо что-то ещё сделать. Дому стала уделять не то внимание, какое нужно было. А у меня на первом месте всегда стояла семья.

 

– Кому вы обязаны вашим характером?

– Всегда хотела честности. Учительница поставила мальчику не ту оценку, которую он заслуживал. Я встала и сказала: «Вы бы мне за это поставили пять, а почему ему три с минусом?». При том понимала, что он это учил. Я считала, что это несправедливо.

Даже наоборот, человеку, который учил, а до этого не делал этого, надо наоборот завысить оценку для того, чтобы у него дальше было стремление это делать. А зачем сразу на корню это убивать?

Учу ли я, или не учу, мне всё равно это поставят. А я не буду учить! Надо даже иногда авансом поставить, для того, чтобы у человека дальше было желание это делать. Это моё мнение.

Мне сын всегда говорит: «Ты – наш Макаренко».

У нас все говорили, мама и папа: «Ну, как ты без этого?». Это с кровью вошло. Все говорят, что надо быть честным, правдивым, ответственным. Это всё как бы естественно. Честность – неотъемлемая часть человека.

Это пыталась передать своим детям. Иногда даже говорю сыну: «Ты помолчи чуть-чуть. Что же ты всё стоишь за правду». А он мне: «Ты же нас сама этому учила!»

Есть, наверное, какая-то определённая грань. По молодости она сильно выражена. Сейчас, когда что-то прожила, что-то нажила, иногда думаешь, что в какой-то момент лучше смолчать. Это как-то сложилось по жизни.

Но если просматривать прошлое: это и это, я бы сделала всё также. Потому что очень ценю дружбу. Друзья мне очень в жизни помогали, и я им помогаю. Очень люблю и умею дружить. И когда вижу, что по отношению к моим друзьям идёт нечестность, а мне говорят: «А вот ты должна здесь подписаться!», отвечаю: «Никогда!».

Сегодня пойду вечером в Дом актёра, где приятель делает вечер. Надо сходить. Он просил: «Приди, поддержи меня». Это друг, с которым мы общаемся более 25 лет. Один из немногих моих друзей. Друзья помогали мне во всех тяжёлых ситуациях.

Друг – это не тот, который познаётся в беде. В беде мы всегда понимаем и подставим плечо. Если друг тебя понимает в радости и вместе с тобой её разделит, а не позавидует – вот это друг! В беде мы поможем всегда, а вот при удаче, чтобы друг вместе с тобой порадовался – дорогого стоит.

А театр – это семья, где ты живёшь с утра до ночи. Из семьи сор не надо выносить. В каждой семье что-то бывает. Если уходишь, то уходи интеллигентно, красиво, без всяких…

 

– Ваши друзья связаны с вашей профессией?

– И связаны, и не связаны.

 

– Есть ли отличие провинциального и московского театров?

– Я к Челябинскому театру отношусь очень трепетно. Это первый театр, куда приехала, когда мой муж подписал распределение в Челябинск. Попросилась туда же. У меня по отношению к этому театру очень теплые воспоминания, ощущения. Московский театр немножечко пожёстче.

Может, в Челябинске была молодость, другое ощущение… Это так же, как прочитаешь книжку – у тебя одно ощущение, а через два год ты её перечитываешь – для тебя всё по-другому. Прожила два года: что-то нажила, что-то поняла и на какие-то вещи смотришь по-другому.

Когда мы проживаем года, с нами что-то происходит – хотим мы этого или нет. И мировоззрение по одному или другому поводу меняется.

 

– Вы много в жизни читаете?

– Сейчас, откровенно, мало. Некогда. Даже иногда обидно, что нет времени.

Очень многое хочу перечитать, много произведений. Думаю: как только, так сразу. Думаю перечитать Габриэль Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Сейчас она у меня на самом видном месте. Хочу это перечитать.

Хочу перечитать Марину Цветаеву, Анну Ахматову...

 

– Вы любитель поэзии?

– Я люблю поэзию. Обожаю Михаила Лермонтова:

«И впрямь Авдотья Николавна

Была прелакомый кусок.

Идет, бывало, гордо, плавно -

Чуть тронет землю башмачок;

В Тамбове не запомнят люди

Такой высокой, полной груди:

Бела как сахар, так нежна,

Что жилка каждая видна…». И так далее.

(«Тамбовская казначейша», отрывок – прим.ред.)

 

– Вы читаете стихи со сцены?

– Когда, встречи со зрителями, конечно, читаю. Кроме вышеназванных, читаю Якова Полонского, Евгения Евтушенко. Обожаю из произведений Евтушенко – «Казнь Стеньки Разина». Оно когда-то было запрещено, а что нельзя – очень интересно. Сразу взяла его на вооружение. Там есть, что читать, есть, что делать:

«И под визг стрелецких жен,

под плевки со всех сторон

на расхристанной телеге

плыл  в рубахе белой он.

Он молчал,  не утирался,

весь оплеванный толпой,

только горько усмехался,

усмехался над собой:

"Стенька, Стенька,  ты как ветка,

потерявшая листву.

Как в Москву хотел ты въехать!

Вот и въехал ты в Москву...

Ладно, плюйте, плюйте, плюйте -

все же радость задарма.

Вы всегда плюете, люди,

в тех, кто хочет вам добра».

Обычно, что затрагивает, что у тебя болит – то ты и выбираешь.

 

– Ваши пожелания всем любителям сериала «Воронины» в городе Бийске?

– Смотрите, радуйтесь и не грустите!

Дети должны пройти свой путь. Родители должны помогать, но не наседать. И всегда быть рядом. Мои дети знают: я им не диктую, но они знают, что мама всегда рядом и всегда поможет.

У каждого человека свой путь и он должен сам его пройти и почувствовать: что туда, а что не туда. Да, мы можем помочь. Мы должны помочь, но в пределах. Дети сами должны решать. Нас не будет, а дальше им жить. Они должны научиться жить сами.

А если мы всё время будем за ними ходить, нас не будет – и всё! У меня много примеров: мамы не стало и человек ничего не умеет, ничего не знает. Мы можем только помочь и чуть-чуть подкорректировать. Чуть-чуть! Иногда это чуть-чуть переходит грань. А не надо!

Всех благ вам!

 

 

Главная страница

/ ЗНАМЕНИТОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ /

АЛТАЙ

/ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / БОГАТСТВА / ОТДЫХ НА АЛТАЕ / ПОХОДЫ / КАРТЫ / ФОТОГАЛЕРЕИ

БГПУ - туризм

/ ИСТОРИЯ / ВСЕ ЛЮДИ В ТУРИЗМЕ / ЛЕТОПИСЬ ПОХОДОВ / ГОСТЕВАЯ КНИГА / ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ /

Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено

fdpp-tyrizm@yandex.ru

 

Hosted by uCoz