Туризм / Алтай / РИФформа / Артисты ВАЛЕРИЙ БАРИНОВ:«РАНЬШЕ
РЕЗАЛ ПО ДЕРЕВУ – ЭТО МОЁ ХОББИ»...
Специальное интервью для Алтайского края [25 августа 2006 г.] |
|
||||||
Евгений Гаврилов: – Валерий
Александрович, в своё время вы согласились участвовать в сериале «Кадетство», так как вам понравился сценарий. Сейчас
многое уже позади, что осталось в памяти от съёмок? Что удалось, а что, вы
считаете, осталось нереализованным? Валерий Баринов: – Во-первых, ещё достаточно много работы впереди.
Несмотря на то, что сериал уже выходит, отснято много материала, и сказать,
что мне удалось всё то, что хотелось, я не могу, но удалось очень многое. Мне
кажется, из того, что я могу представить себе (я, к сожалению, совсем не видел материала – я просматриваю по
монитору потом, когда мы отснимем сцену), сериал должен иметь не только
успех, но ещё принесёт некоторую пользу. Это, собственно, было одной из
причин, почему согласился там сниматься. У
нас, как это ни странно, очень мало
фильмов о молодёжи. Как правило, у нас авторы сценариев – женщины, а их
больше интересует средний возраст (женщины, кстати, среднего возраста), а о
молодёжи, о молодых ребятах, а тут о совсем юных – очень мало. И это большой
недостаток на нашем телевидении и большой пробел. Сериалы, кроме того, что
они съёдают время у бедного зрителя, ещё должны приносить пользу. Для молодых,
если они будут это смотреть, это ещё пример не то чтобы для подражания, а
просто хотя бы люди могут понять варианты поведения, выбрать их – что
правильно, что неправильно, что считать честью в пятнадцать лет, что считать
бесчестным поступком, что считать достоинством. А это ведь непросто. Мы много
говорим о нашей армии, о её проблемах, её болезнях. Это фильм о будущем нашей
армии, об огромной части нашего общества, необходимой государству и людям,
так что тут, в этом сериале, заложено очень много потенциальных возможностей.
Это моя точка зрения. А что удалось, не удалось… - это всё-таки судить
зрителю. – Как бы вы оценили работу ваших
партнёров? –
Тут есть ещё одно везение – партнёры. Я со многими из этих людей работал – и
с Пороховщиковым работал в театре и в кино снимался, много работал с Володей
Стекловым, очень с ним мы дружим – это мои непосредственные партнёры. С
Вадимом Андреевым работал меньше, но мне с ним было легко сотрудничать. Кроме
работы, достаточно сложной, это было ещё приятно. У меня был вообще сложный
летний период – я снимался ещё в нескольких картинах, и мне приходилось
мотаться в Брянск, в Москву, но «Кадетство» было
моей основной работой. И ещё замечательно в этой работе то, что мы снимали в
суворовском училище. Сама атмосфера этого училища, то, что вокруг ходят
настоящие суворовцы, то, что мы ходим по настоящим коридорам, входим в
настоящие классы, что мы ходим в настоящую столовую, в комнаты, где живут
суворовцы – создаёт настоящую достоверность происходящего. – Что бы отметили в суворовцах
настоящих? Они же участвовали? –
Да, они участвовали. Но к великому сожалению, не могу сказать что-то
определённое, потому что они участвовали мало – кто-то играл эпизоды, кто-то
в массовке. Что в них привлекло? Я не могу сказать, что я вот так – раз! – и
понял, какие у нас суворовцы, какие у нас будущие офицеры. Мне понравились
старательность и трепетность в отношении к тому, что происходит. Вот они, на
мой взгляд, достаточно в положительную сторону отличаются от наших молодых
артистов, от мальчишек - тех, что немножко уже «звёзды», уже играют роли,
хотя ребята очень талантливые – все, которые работали. Я просто не ожидал от
них. Кроме свободы, которая вообще свойственна молодым людям, у них есть и
момент профессионального навыка, они довольно быстро учились и хорошо
работали. Всё
же суворовцы произвели на меня очень хорошее впечатление. Мне было странно -
я же ходил в форме. И когда передо мной вытягиваются молодые люди и отдают
честь – понимаю, что я же не полковник, но тоже отдавал честь, серьёзно играл
в эту заданность, что я - полковник, заместитель
училища по военной части, и что суворовцы мне отдают честь. Это был момент
особого существования, особой атмосферы. Это было замечательно. Меня
познакомили с моим прототипом, человеком, которого играю. А когда ещё
начинали сниматься в Москве, мы пробовали там костюмы, я сказал: «Знаете, у
меня должны быть усы». - «Почему?» - «У него должны быть усы. С усами моё
лицо будет мягче, а человек он непростой. Я не могу сказать - положительный
он, отрицательный, но то, что он любит этих ребят, то, что он хочет, чтобы у
них было замечательное будущее – в этом не сомневаюсь». В общем, попробовали
усы, и режиссёр сказал: «Ну, хорошо. Да, действительно, вам усы идут. Будем с
усами». Мы приезжаем в суворовское училище, знакомлюсь со своим персонажем –
смотрю: у него усы. Как я угадал! – В своём интервью вы сказали, что не
верите в патриотизм. «Патриотизм – последнее убежище подлеца»,
- по словам Толстого. –
Я с ним согласен. Это как вера. Нельзя говорить о патриотизме. Человек,
произнёсший: «Я – патриот», у меня вызывает недоверие. Человек, который
говорит: «Я верю в Бога». В Бога надо верить, а говорить об этом не стоит.
Патриотом надо быть, а не использовать это в своих политических, карьерных и
каких угодно целей. В этом смысле абсолютно согласен
с Львом Толстым. Когда человек кричит: «Мы за Родину! Мы – патриоты» - очень
это рядом с подлым национализмом. Очень легко завести толпу, людей,
представив, что существуют святые идеалы, ради которых надо пойти на одну
жертву, вторую – это самый подлый шаг. Человек такой торгует Родиной – а этим
торговать нельзя. То, что я или кто-то иной, человек, группа людей являются
патриотами – об этом должны сказать другие. Это так же, как и хождение во
власть – я лично допускал бы к власти тех, кто этого очень не хочет. – Какие персонажи, сопровождающие вас
при съёмках, вошли в вашу копилку образов? –
Я много об этом рассказывал, что у каждого актёра, во всяком случае, у меня,
есть такой уголок, который я условно называю «театр», но это относится и к
кино – накапливаются какие-то серьёзные эмоциональные ощущения, ощущения от
встречи с разными людьми. Какие-то трагические, драматические, комические
поступки, которые происходят со мной в жизни. Элементарные встречи на дороге,
на рынке, где угодно. Это всё откладывается туда. А в этом прелесть моей
профессии. Я
очень много сталкивался с военными. Во-первых, проработал почти 15 лет в
Театре Армии, а это же военный театр, очень много ездил по группам войск, по
частям, и командовали нами тоже военные. Так что жизнь с военными меня
столкнула и сталкивает до сих пор. Я и сам служил в армии и служил серьёзно,
не где-то там, в оркестре округа или команде театра российской армии, а в
нормальных регулярных войсках. Побывал в Монголии, Яре и на западной границе
– получил от армии полное удовлетворение. Я ушел в армию не то чтобы по
доброй воле. Но я мог бы добиться какой-то отсрочки, но решил, что надо идти.
Так сложились обстоятельства, что пошёл в военкомат и сказал: «Возьмите меня
в армию». Поэтому
все мои встречи, которые происходили с военными, они, конечно, укладываются в
копилку. Этот опыт мне очень пригодился в этой работе. Я играл много военных.
Правда, в основном, генералов. Но вот такого военного не играл. – Вы служили в Монголии, стране
больших красивых пустынь, красочно описанных Иваном Ефремовым в книге «Дорога
ветров». А какой она осталась в памяти, эта страна суровой красоты? –
Это достаточно сложные воспоминания. Я бы не хотел в них вдаваться, но то,
что это страна красивая – это правда. Вы помните Рериха? До того, как
побывать в Монголии, я смотрел на его картины и думал, что с красками тут
что-то преувеличено, ярковато. Но это так! Бывает
момент цветения, весна, пустыня Гоби. Это длится где-то день-два, потому что
сгорает быстро – она вся розовая. Огромный розовый простор, на нём стоят скиньи, горы, сопки и голубое-голубое небо. Это
удивительное сочетание. Причём эти краски контрастные, резкий переход, нет
полутонов. Это очень красиво! – Жива ли та ваша овчинная бекеша,
которую вы привезли из Монголии? –
Нет, давно нет. Тогда это был писк моды, и на всех производило сильное
впечатление. – Валерий Александрович, лето – наиболее
активный период в съёмках и перерыв в театральной деятельности? Какие проекты
занимали лето-2006? Есть ли среди них полнометражные картины? –
Да, есть полнометражные. Я бы не сказал, что был
перерыв в театральной деятельности. Был перерыв в репетициях. Но я много
гастролировал, несмотря на мою фантастическую в этом году занятость в кино, с
антрепризными спектаклями. Это особый род
искусства. Это возможность работы с актёрами, с которыми, вероятно, никогда
бы не встретился на одной площадке, если ты работаешь в одном театре. Тут у
меня была возможность поработать и с Этушем, Купченко, Вележевой, Гуськовым, Шалевичем, Гузеевой - с рядом замечательных артистов. Это что
касается антрепризы. Моя театральная деятельность не прекращалась. Что
касается кино, то затрудняюсь сказать, сколько было картин, но что-то порядка
семи. Полнометражными были: картина, которую снимает Юрий Павлов «Платки» -
это о павло-посадских платках, где я играю
старого-старого художника. Никто не знает, сколько ему лет
и в каком веке он жил. Это очень известный художник,
которого знают даже в Америке. У меня был прототип. Мне так повезло в жизни:
в восьмидесятых годах познакомился с совершенно фантастическим художником
Степаном Веселовым, который расписывал хохлому. Ему тоже было за восемьдесят
лет, у него были персональные выставки в Париже, а жил он в маленькой
избёнке. Я с ним познакомился, когда снимался недалеко в картине «Вишнёвый
омут», и ездили к нему покупать у него поставки или что-либо ещё. Но ему
запрещалось что-либо продавать, он мог продавать только ложки, потому что
всё, что он писал, становилось сразу национальным достоянием, реализовывалось
государством. Одна
из главных моих картин - фильм с
рабочим названием «Подсматривающий». Как это будет – не знаю. Там я
играл главную роль. Это случилось неожиданно для меня, так как не думал, что
я буду играть там, сниматься в главной роли. Там так сложились
обстоятельства, что мне пришлось в это влезть. Роль большая, сценарий очень
интересный, а роль - из кадра в кадр. Мне приходилось мотаться в Брянск из
Москвы, потому что прямой дороги нет, потом садился в машину сам за руль и
ехал в Тверь. Там заканчивались съёмки, возвращался в Москву, садился на
поезд и ехал в Брянск. Вот такая была дорога. А спал я только в поезде. Это
достаточно сложно. Недавно
закончил картину «Папа Гамлета» - очень интересный пародийный сериал. Не
знаю, что из этого выйдет. Сейчас заканчиваю картину «Бешеная». Это сериалы.
И сейчас начал сниматься в картине «Очень русское кино» - полный метр,
замечательная пародия на наши все блокбастеры. Мне
любопытно, что из этого получится. Это пародия на наши дневные, ночные дозоры
и все остальное. – Вы упомянули о роли художника,
который расписывает Павловские клетки. Пробовали вы рисовать когда-либо и
почему многие люди вашей профессии в зрелом возрасте берутся за кисти? –
Не могу сказать, что умею рисовать, но иногда мне нравится что-то рисовать,
расписывать дерево. Я очень долго увлекался резьбой по дереву. Сейчас, к
сожалению, меньше. Во-первых, мало времени. А потом уже и глаз не тот. Эта
работа требует усидчивости. Она, конечно, замечательна в том смысле, что ты
успокаиваешься с деревом. Дерево тёплое. Раньше очень любил резать: делал
разную посуду – моё хобби. У меня полно осталось инструментов. Иногда что-то
возьму и что-нибудь вырезаю для души. Но на это очень мало времени.
Фактически нет. У меня это лето было расписано не по дням, а по часам. У меня
не было даже 2-3 дней отдыха. Очень хотел бы отдохнуть, но пока ничего не
получается. – Каждый день вы расчерчиваете на
квадраты. Когда вы впервые применили подобный метод в вашей творческой жизни? –
Просто такая подсказка у меня через компьютер. Я не могу
сказать, что я с ним на ты, скорее на вы. Но у меня есть маленький
телефон, смартфон, там компьютер, там есть графики.
Я стал раскрашивать в разные цвета задачи. Какая первостепенная… Но это уже мои заморочки. Я
так же и текст учу. Беру текст и разные роли выделяю разным
текст-маркером. Этот – жёлтый, этот – зелёный, этот
– красный, этот – голубой. Например, полковник Ноздрёв у меня был оранжевый.
Я брал оранжевый текст и сразу понимал, во что я должен погрузиться.
Определённая реакция, почти как по Павлову. Как собака, рефлекс вырабатываю.
Раз – оранжевый! Понятно… Хотя текст я в принципе не
учу. – Валерий Александрович, столярному
искусству вас научил дед. Какие инструменты остались вам от деда? Где вы
работаете? –
К сожалению, тех инструментов не осталось, но инструмент у меня хороший.
Работаю в основном на даче, а так если режу - то на кухне или на балконе. У
меня очень хороший, большой балкон, который огибает почти всю мою квартиру.
Вот такая площадь на четвёртом этаже. Раньше мебель всегда делал сам, но
сейчас осталась одна полка, которая вызывает изумление у тех людей, которые
приходят. Но, к сожалению, вот сейчас смотрю на неё, потому что надвигается
самое страшное, что может быть в жизни человека – ремонт, и думаю, что буду
делать с этой полкой. Это не столько полка, сколько стенка с поворотом. Она
стационарно закреплена, и не знаю, что будет в результате ремонта с моей
квартирой и пригодится ли мне эта полка. Но расставаться мне с ней не
хочется. – Вы расстались с той оригинальной
мебелью, которую сделали своими руками? –
Которую раньше сделал? Очень мало, что от неё
осталось. Потому что я же менял квартиры. А то, что делал раньше – кресла,
шкафы – всё это в разобранном виде лежит в одном из гаражей. – Положительных героев у вас в
творчестве немало, но они не так ярки, как отрицательные. Почему
отрицательные роли многие актёры больше любят, чем положительные? –
Я так много сыграл отрицательных персонажей, что теперь, когда мне предлагают
отрицательную роль, всегда говорю, что за отрицательную всегда беру дороже. А
что касается вопроса, почему все актёры предпочитают играть отрицательные
роли – я и сам думал над этим. Почему они ярче выписаны? Все дело в том, как
в жизни. Хорошему, положительному человеку много запрещено. Человек должен
жить, соизмеряясь с законами общества, в котором он живёт. А любая дисциплина
– это сдерживание страстей и эмоций. Вообще я не верю в положительных и
отрицательных людей. В обстоятельствах один делает так, другой - так.
Человек, совершивший подвиг, при каких-либо иных обстоятельствах способен
если не на предательство, то на подлость. Но это в жизни. А в искусстве
должно быть несколько по-другому. Есть
момент выхода накопившихся страстей и эмоций. И то, что в жизни я не убил
никого и даже не покалечил, то на сцене, в театре, кино столько поубивал, повзрывал массу народа. А этот выход, не говорю, что
сидит в каждом из нас, но сидит куча страстей, которые мы не имеем права
выпускать на свободу, волю. Это принесёт массу несчастий для людей. На сцене
я могу себе это позволить. В кино могу себе позволить избавить себя, очистить
от этого. Я это делаю ярко и с удовольствием. Это моё видение, рассуждение,
теория. – Валерий Александрович, вы известны
способностью быстрого запоминания больших объёмов текста. Как вы развили свою
память? Какими руководствами пользовались в прошлом? –
Нет, тут момент психологический. Это как человек, изучающий язык. Вот он
долго учит, учит, но никак не может заговорить. Он должен поверить в то, что
ты уже знаешь язык и можешь заговорить. Так
и тут. Я прочёл, понял про что это, как бы услышал это как музыку. Если это
автор хороший, замечательный, то всё вообще легко. У каждого хорошего автора
есть как бы своя индивидуальная текстовая музыка. Я с удовольствием учу
Толстого, Достоевского – он вообще легко учится. Островский учится сложно,
так как у него масса нюансов, характерных особому устройству общества: купцам
– дык, надысь, вот-к, это-к – это выучить
достаточно трудно. Поэтому как только я понял, про
что говорю, говорю себе: «Я знаю текст». Это внутренний приказ. А ещё такая
реакция на такое, что я сказал – текст-маркер, оранжевое – это всё моё. Я
принадлежу к категории тех артистов, про которых в шутку говорят: «Они учат
текст после команды «Мотор!». Вот когда говорят: «Камера, начали!» до того,
как сказали «Мотор!» я успеваю выучить текст. Это шутка. Но в принципе, да,
учу текст перед съёмкой. Накануне разбираю его и даже не заучиваю. Поэтому он
органичный и незаболтанный. Я его спокойно
произношу. Для меня нет такого понятия: «Давайте сядем, покидаем текст». – Ваши пожелания всем любителям вашего
творчества в городе Бийске Алтайского края? –
Есть пожелание не к жителям, а к самому себе. Очень хотел бы попасть в этот
город. Никогда в нём не был. Вообще никогда не был на Алтае. Это моя мечта –
попасть на Алтай и встретиться с этими замечательными людьми. Потому что у
меня очень много знакомых было с Алтая. Я очень дружил с Мишей Евдокимовым и
вообще к сибирякам хорошо всегда относился. А Алтай – это особый край.
Загадочно звучит его название, красиво. Ал-тай.
Я очень верю в сочетание звуков. Оно как-то очень заманчиво. Сильно хотел бы
побывать на Алтае. |
|||||||
Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено |