Туризм / Алтай / РИФформа / Другие знаменитости

АСКОЛЬД ЗАПАШНЫЙ:

«ТЕОРЕТИЧЕСКИ, ТЫ ДЛЯ НЕГО – КУСОК МЯСА»...

 

 

 

Родился 27 сентября 1977 года в городе Харькове.

Принадлежит к известной цирковой династии Запашных, которой уже несколько веков.

Впервые в клетку с тиграми он вошел в десятилетнем возрасте. И с тех пор он не расстается с тиграми. Волевой, но спокойный характер уравновешивают их эмоциональный дуэт со страшим братом.

Они очень похожи внешне, но внутренние качества не повторяют, но дополняют друг друга, поэтому на дрессировочной площадке царит взаимопонимание и гармония. Прошёл обучение в ГИТИСе, помимо основной своей деятельности – дрессировки хищников.

Владеет английским и китайским языками.

Подавляющее количество времени занимается дрессировкой, выступлениями и гастролями, но помимо этого у него много хобби. Любит компьютеры и всё касающееся их, в особенности 3D дизайн и монтаж видео, боулинг, ночные поездки по городу на роликовых коньках, рассказывание анекдотов, просмотр видеофильмов на DVD и посиделки в тёплой ванне.

Мечтает о создании собственного шоу, где цирковое искусство будет сочетаться с музыкой и танцами.

Заслуженный артист России.

 

Евгений Гаврилов:Аскольд Вальтерович, какие ваши планы в цирке, режиссуре, кино?

Аскольд Запашный: – Сейчас я выбрал немного другое направление – создание спектаклей. Здесь не вопрос моего индивидуального подхода, а командная работа. Я работаю и живу в коллективе, прежде всего, со своим братом, с которым на протяжении почти всей моей жизни нахожусь бок о бок. Поэтому считаюсь не только со своими интересами, а с нашими, общими.

Мы уже поставили на производственный поток создание спектаклей на площадках, которые освоили. Это Москва – Санкт-Петербург. Плюс надеемся, что сможем продолжить их постановку в других крупных российских городах.

При работе на спортивных площадках существует своя специфика, и мы постепенно развиваемся. Не так, чтобы «давайте попробуем поедем туда и туда», а смотрим: какие комплексы, в каких городах находятся, чтобы изменить маршрут и т.д.

В этом году подготавливаем программу на основе русских былин «Садко». Это спектакль, который мы выпускаем в конце октября на площадке «Юбилейного» в Санкт-Петербурге. После этого перевезём его в Москву.

Если говорить о спектакле, то это, прежде всего, цирковая программа. Все решения, которые делаю по режиссуре, исходят из цирковых трюков – это цирковые номера, цирковые исполнители. Помимо этого в спектакле достаточное объёмное насыщение, так как стараюсь синтезировать наши искусства. Считаю, что в современном мире нужно делать это именно так.

В чистом виде искусство: балет ли это, цирк, кино и т.д. зрителя меньше интересует, нежели находки объединения. Поэтому улучшаем техническое оснащение, которое очень богатое в наших программах. У нас обязательно работают танцоры, которых мы называем танцорами балета, но это эстрадная группа, танцевальные коллективы. Профессиональные, но не балет в чистом виде.

В этом году попытались сотрудничать с классическим балетом, но немножечко не сложились отношения и на сей раз не получится показать что-то новое в этом направлении.

Не знаю, насколько справедливо говорить по поводу кино, но в наших представлениях активно присутствует видеоряд, и я делаю ставку на видеодекорации. Всё попадает на экран и вкупе с цирковыми номерами, сценами, диалогами и т.д. строится спектакль. Видеоряд работает на сюжет, на подачу.

Кроме того, у нас работает эстрадный певец Андрей Лепкер, который уже постоянно сотрудничает и гастролирует с нами. Мы создали на основе его группу «Камелот», которой уже с полгода.

Если совместить всё это вместе, то можно составить картину нашей работы. Мы всё совмещаем. Но, тем не менее, главное, первое слово, конечно, за цирком.

Что касается кино, то моя мечта – развить не только себя лично, а чтобы наша команда поучаствовала в съёмках. Мне очень хочется стать кинорежиссёром. Уже собираю информацию, как мне можно ещё отучиться два-три года на высших курсах, для того, чтобы получить образование кинорежиссёра. Но это уже моё увлечение. Я очень люблю кино, вижу в этом большие перспективы, и мне очень хочется попробовать свои силы.

Мне кажется, у меня есть к этому предрасположенность. Не люблю говорить слово «талант», но, во всяком случае, стараюсь наблюдать за тем, что у меня получается, а что нет. Касаемо кинематографа, у меня есть положительные тенденции.

– Ваш проект «Полосатый рейс-2» так и остался в стадии идеи?

– Пока да, влияет много факторов. Если бы просто один человек пришёл, взял и всё это воплотил – это было бы проще. Снять кино сегодня сложно, тем более, кризисная ситуация в стране очень сильно влияет. Я считаю, что не существует у нас в стране централизованной системы по производству кино, она очень разрозненна и всё зависит от индивидуальных желаний конкретных режиссёров.

Существует очень мало людей в нашей стране, которые, действительно, могли бы сейчас сделать это. Но они уже имеют свои планы на много лет вперёд и втиснуться в них, чтобы они захотели это сделать – надо очень сильно их убеждать, что это очень хорошая идея и т.д. Пока не получается. Люди качают головами.

Плюс не самый лучший опыт производства фильмов по старому классическому кино, которые ранее были очень популярны, чтобы сейчас делать продолжение. Та же «Ирония судьбы, или С лёгким паром -2 ». Она, как мне кажется, достойно выполнена, но, тем не менее, зрители восприняли её не самым лучшим образом.

Даже считаю, что этот фильм мог бы не выходить по факту. Сюжет вытягивали из пальца. Хотя, команда, режиссер Тимур Бекмамбетов и все актёры выполнили свою задачу на «5+». Фильм дорогой, качественный и актёры шикарно отыграли, нашли связь между первым фильмом и современным. Но при всём этом эта история могла бы быть не тронутой. Как она закончилась, так бы и осталась классикой.

Мне кажется, большая часть зрителей именно такой точки зрения. Собственно, это и вызывает сомнения насчёт необходимости снимать такие фильмы, как «Полосатый рейс-2»

– Вы были режиссёром клипа «Вавилон» Кипелова?

– Не совсем так. С Валерой Кипеловым мы работали в разных направлениях. Что касается клипа «Вавилон», то там мой брат играл главную роль. Я был режиссёром двух документальных фильмов, которые выходили вместе с выпуском концертов Кипелова. Один – с питерским концертом, другой – с концертом «Реки времён».

Я мог бы стать режиссёром клипа «Я здесь». Меня попросил об этом директор коллектива. Я сделал раскадровку, но ребята из группы параллельно обратились к другому режиссёру, и у меня даже не было возможности попробовать себя в плане кинорежиссёра. Но полноценные документальные фильмы сделал.

 

– Ваши новые программы рассчитаны только на большие залы и стадионы?

– Мы задумываемся: каким образом это можно перенести на цирковую площадку. Странность состоит в том, что когда мы уже создали большой проект, жалко его урезать до масштабов цирка. Сделали очень хорошее и серьёзное, а потом надо это ухудшать.

Дело даже не в том, что цирк не имеет преимуществ перед спортивной площадкой. Дело в масштабах. Мы надеемся, что найдётся какое-нибудь решение. Очень долго думаем над этим. Хотя бы, тот же «Камелот», который мы создали, каким-то образом использовать в цирке.

Опять же, если мы это сделаем и покажем на цирковой площадке, придут зрители, которые заплатили за билет в цирк, и скажут, что они видели на DVD, как мы показывали гораздо больше. И почему стоимость билета осталась такая же?

Есть много спорных моментов. Приходится принимать решение, что, может быть, не стоит трогать «Камелот», так как он создан для другой площадки. Пусть там и остаётся.

А создавать параллельно и специализированную программу, особенную для цирка и для больших залов – времени не хватает. Поднять крупный проект нужно минимум год: чтобы его создать, реализовать, придумать новые номера, постановку, костюмы, техническое оснащение. Соединить всё это вместе – огромный труд.

Получается такая система: показали на крупных площадках и снова занялись новой программой на следующий год.

– Повлияли эти проекты на вашу работу с животными?

– В течение всего времени, когда мы гастролируем, схема примерно такая: отработали в Москве и Санкт-Петербурге и после этого поехали на гастроли. Гастрольный график у нас длится долго. На протяжении месяца мы находимся в одном городе, где работаем свою стандартную программу. Потом на протяжении недели – двух осуществляем переезд и ещё месяц гастролируем в другом городе и т.д. По цепочке.

Получается, что мы на протяжении месяца всё время, в течение каждой недели проводим репетиции каждый день, кроме понедельника. Всё это время занимаемся со своими животными, поддерживаем форму, репетируем новых зверей и т.д.

Не могу сказать, что постановка новых спектаклей влияет на то, что мы меньше времени уделяем технической подготовке. Репетиции очень частые, мы готовим новое поколение животных. Сейчас, например, белых животных: львов, тигров. Помимо их есть молодые рыжие тигры, которых тоже подготавливаем. Другие номера: готовится новое поколение обезьян, новые лошади. Животным мы уделяем много времени.

И не только им, но и своей физической форме. Очень много жонглируем, занимаемся акробатикой, готовим новые номера. Сейчас, например, в том же «Садко» будет номер группового жонгляжа. Есть такой оригинальный номер «Жонглёры на стрелах». Мы его модернизируем, увеличиваем и с братом в нём тоже участвуем.

Мы не отходим от своей основной работы. Ведь всё зависит от активности человека, активности циркового исполнителя. Если человек хочет что-то делать, то он будет это делать.

 

– Чем привлекают вас редкие породы? Почему именно белые львы?

– Мы, как артисты, стремящиеся постоянно удивлять публику, ищем новые решения. Да и вообще это интересные вещи.

Зритель должен приходить к нам на представление потому, что мы показываем то, что не показывают другие. В плане циркового репертуара, оформления, творческих находок. А поскольку мы имеем уже свою сформировавшуюся марку, которая основана на дрессуре именно хищников, нам приходится и в дрессуре хищников находить какие-то новшества, которыми можем удивлять.

Пользуемся моментом, что сейчас мы – единственные в нашей стране владельцы белыми львами, которых приобрели. Они очень дорогие. Не каждый может себе это позволить. Собственно, этим люди, которые их разводят в мире, пользуются. Цена львов очень высокая. И продолжает держаться. Их не так много. Для того чтобы этих животных вывести, нужно сводить их правильным образом, чтобы не рождались больные животные, инбридинг. Родственников приходится выдерживать при определенной системе.

Их немного, и большая часть зрителей в нашей стране, как минимум, не видела этих животных «в лицо». Это хороший рекламный ход: в нашей программе есть единственные во всей стране, и очень редкие в мире белые львы.

Что касается индивидуальных характеров и их способностей, то не могу сказать, что белые львы сильно отличаются от обычных. Есть специфика, заключающаяся в том, что обычные львы очень плохо воспринимают белых в компании. Чисто по животным инстинктам они не видят в них львов. Думают, что это другой зверь, а хищников с другими животными очень трудно свести. Они агрессивные и их поведение сводится к тому, что им просто хочется просто убить.

Чтобы все остались живы и здоровы и при этом показывали трюки – большая и сложная работа. В этом специфика. А в плане менталитета отличий нет.

– Аскольд Вальтерович, как родилась идея прыжка, который попал в книгу Гиннесса, который выполняется на льве Майкле?

– Прыжок на льве придуман моим папой много лет назад, но он его осуществлял не в таком виде, каком делаем мы. Мы с братом довели его до логического, идеального состояния. Отточили, сняли страховку, которая значительно облегчила исполнение этого трюка. Иногда страховка могла даже обмануть зрителя. Она позволяет снять нагрузку со льва и, в принципе, не подготавливать номер полноценно. Можно взять какое-то животное и за счёт того, что есть страховка, выполнять этот трюк. А когда ты делаешь без страховки – это уже вопрос техники, вопрос взаимоотношений со львом и т.д.

Мы решили его довести до такого состояния. Попробовали, и у нас получилось. Зрелищность ситуации подтолкнула нас к тому, чтобы его сделать. Даже сам факт, когда это подается в СМИ, в рекламе: в нашем цирке есть номер с прыжком на льве. У многих людей возникает вопрос: как это, в принципе, возможно? Им хочется пойти в цирк и посмотреть.

А признание этого трюка и занесение в книгу Гиннеса дорогого стоит. На протяжении многих лет у нас получается этот трюк демонстрировать достаточно стабильно.

Нам очень повезло со львом Майклом. Я, например, всадник достаточно крупных размеров: 1,79 см рост и 93 кг вес. Поэтому нужен очень габаритный лев. Когда приобретаешь льва, ты рассчитываешь на его возможности, но никогда не знаешь – во что он вырастет. Часто бывает, что животные вырастают мелкими и, естественно, даже просто эстетически этого могло не состояться.

Мне, здоровому парню, садиться на маленького льва? Да и физически он меня не сможет перенести на то расстояние, на которое нужно совершить прыжок. А Майкл – очень крупный парень, порядка 300 кг, объемный, сильный. В этом нам повезло и это добавляет оригинальности.

Сейчас многие пытаются повторить этот номер. Но ни у кого не получается. Выходит, что мы владельцы и исполнители оригинальной общепризнанной мировой вещи.

 

– Это действительно, что у Майкла панический характер?

– Есть такой момент. Но сейчас, когда он стал половозрелым пацаном, он стал поспокойнее. А с детства был серьёзным паникёром. Всякая нестандартная ситуация у него вызывала страх и панику. Он убегал, пытался спрятаться.

Это было опасно, прежде всего, для его здоровья. В нашей группе работают очень опытные хищники, которые не упускают ни одного момента, не прощают ни одной ошибки. И если животное бесконтрольно бежит мимо, они с удовольствием кинутся и убьют его. Сейчас Майкл стал достаточно смелым парнем и, набравшись силы, почувствовал её. Он не такой паникёр, как раньше.

 

– Почему тигр Мартин так вами любим? Чем его характер отличается от других тигров?

– Дело в том, что человеку импонирует взаимная любовь и Мартин является абсурдным для мира тигров представителем, который старается не убить дрессировщиков, а, наоборот, к ним тянется и с удовольствием общается. Это сильно импонирует.

Если тигр позволяет с ним пообниматься, поласкаться, поцеловаться, одеть на него поводок и выйти куда-то в люди за пределы клетки – это даёт богатые возможности для съёмки клипов, фильмов, для участия в них. В частности, вчера закончился сезон сериала «Город соблазнов», в котором мой брат играл одну из ролей. Как раз там тигр Мартин снимался вместе с братом.

Естественно, это симпатизирует ещё тем, что это животное является ярким представителем дрессированных хищников. Может, хищник просто дрессирован на трюк, а может, тигр дрессирован таким образом, что имеет какие-то тёплые взаимоотношения со своим дрессировщиком, показывает это на манеже или на других площадках для зрителя. Это вызывает восторг. Зритель не понимает: каким образом это можно сделать? Как можно этого добиться? В чём секрет?

А секрет в вычислении таких зверей. Мы проводим с ними специальную подготовку, когда к нам попадает животное, чтобы максимально их приблизить и расширить спектр контактных взаимоотношений. Когда можно подходить к этому зверю, не держаться на него на расстоянии, засовывать голову в пасть, поскольку он вооружён и агрессивен.

Мартин как раз такой представитель. У нас в группе животных, которые позволяют с собой делать такое, только двое: тигр Мартин и лев Фрэнк – как раз один из белых пород.

Практический опыт дрессировщиков Берберовых, тех, которые пытались доказать, что можно практически из любого льва сделать ручного и содержали дома львов-самцов и, в конце концов, львы самого хозяина, главу семьи и его сына убили, о чём говорит? Нет возможности механическим путём, дрессуры, каких-то методов сделать из хищника добряка.

Это вопрос природной аномалии, удачи дрессировщика. Именно с эти животным пересечься, приобрести его каким-то образом. Фактически, у дрессировщиков, которых я знаю, есть у кого в большей степени, у кого в меньшей, такие представители. Но не всем везёт.

– Часто ли вам приходится доказывать право вожака стаи?

– Достаточно часто. В принципе, дрессура – метод кнута и пряника, метод поощрения и наказания. Собственно, как во взаимоотношениях между человеком и человеком, человеком и животным существует доминанта. В нашем случае, это мы. Если бы это было не так, то нас бы просто убили.

Работая методом кнута и пряника, нужно ещё и понимать: с кем ты имеешь дело. Хищник – есть хищник. Теоретически, ты для него – кусок мяса. У него срабатывает инстинкт. А иногда просто желание взять главенствующее место в группе. Когда такое происходит, приходится сопротивляться и доказывать, что ты сильнее. Но это вопрос не насилия, а природы, вожака стаи.

Точно также происходит в природе между ними. Постоянно они доказывают кто из них главнее, а кто менее. Кто-то молодой набирается силы и пробует взять власть в свои руки. Тогда более опытному, старшему тигру или льву приходится давать ему банок, чтобы он понял, что он не настолько силён.

В нашем случае, тоже самое. Только всё рациональнее, по делу. Как часто это бывает – трудно сказать. Бывает часто на гастролях. Кто-то из хищников вобьет в себе голову, что ему надо кого-то убить или покалечить. Тогда с ними приходится сталкиваться в таких разборках.

В большей степени всё сводится к комбинациям в дрессуре, отработке условных рефлексов. Достаточно в детстве наказать животное один раз, а потом, прикрикивая на него, вызывать эти воспоминания. Он вспоминает, что с ним может случиться наказание и звук команды становится для него условным рефлексом. При такой команде может последовать наказание? И он понимает, что этого не стоит делать.

Всё то же самое, что с ребёнком. Насколько часто нужно наказывать ребёнка? Всё зависит от ребенка. Одного вообще не надо наказывать, другой растёт – его всё время нужно направлять подзатыльником. Потому что он не хочет принимать доброе к нему отношение.

У животных – тоже самое. С учётом того, что всё-таки это природная машина для убийства, которая постоянно угрожает, которая пытается причинить вред здоровью. Генетически заложено то, что зверь выживает, убивая других.

Здесь нельзя совсем приравнивать к человеческим взаимоотношениям и степени того же наказания, насколько оно часто и необходимо.

– Ваши пожелания всем любителям цирка и вашего тандема в городе Бийске Алтайского края?

– Безумно люблю свою публику, наших поклонников и благодарен им за то, что они на протяжении многих лет следят за нашим творчеством, поддерживают нас в наших начинаниях и верят в силу цирка так, как верю в неё я.

Желаю людям быть где-то снисходительными, где-то верить во что-то красивое, доброе и хорошее. И почаще ходить в цирк. Цирк – великое искусство, которое способно удивлять поражать, показывать возможности человеческого тела и возможности взаимоотношений между людьми и животными. Это место хорошего семейного отдыха.

А мы будем стараться создавать хорошие, достойные зрелища, на которые стоит потратить какое-то время своей жизни. Любите друг друга и будьте оптимистами!

 

 

Главная страница

/ ЗНАМЕНИТОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ /

АЛТАЙ

/ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / ГЕОГРАФИЯ И КЛИМАТ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / БОГАТСТВА / ОТДЫХ НА АЛТАЕ / ПОХОДЫ / КАРТЫ / ФОТОГАЛЕРЕИ

БГПУ - туризм

/ ИСТОРИЯ / ВСЕ ЛЮДИ В ТУРИЗМЕ / ЛЕТОПИСЬ ПОХОДОВ / ГОСТЕВАЯ КНИГА / ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ /

Использование материалов без указания ссылки на сайт запрещено

fdpp-tyrizm@yandex.ru

 

Hosted by uCoz